Пятница, 26 апреля, 2024

Между Ираном и США возможен новый кризис

Must Read

Издание The Economist информирует, что Иран не стремиться к заключению ядерной сделки, несмотря на усилия президента США Джо Байдена. Тегеран не прилагает усилий для стабилизации ситуации и отказался говорить непосредственно с американскими чиновниками во время шести раундов переговоров в Вене, завершившихся в июне. Напомним, что переговоры велись через европейских, российских и китайских посредников и должны были возобновиться после президентских выборов в июне.

По словам Ирана, переговоры могут возобновиться в ноябре. Между тем Тегеран усилил свою ядерную программу. Время, необходимое Ирану для создания ядерной бомбы сократилось, отмечает Дэвид Олбрайт из Института международной безопасности.

Некоторые аналитики уже прогнозируют обострение кризиса между Ираном и США. Государственный секретарь США Энтони Блинкен заявлял ранее, если американские чиновники не достигнут прогресса в ближайшее время, им придется обратиться к «другим вариантам».

Противодействовать получению Ираном ядерного оружия пытается Израиль, который не скрывает своей тайной кампании с целью убийства ученых-ядерщиков Ирана.

«Операции по уничтожению иранского ядерного потенциала будут проходить на разных аренах и в любое время», – сказал начальник военного управления Израиля Авив Кочави.

Кризис был предсказуем с того дня, как Дональд Трамп вышел из ядерной сделки. Санкции против страны возобновились, но не смогли заставить Иран принять более жесткие ядерные ограничения. Они также не остановили активизацию баллистических ракет Ирана или поддержку Тегераном ополченцев на Ближнем Востоке.

Байден оставил большинство санкций Трампа в надежде сохранить рычаги влияния Америки в переговорах. Но, по мере ускорения ядерной программы сейчас именно Иран оказывает «максимальное давление» на Байдена, утверждает Марк Фицпатрик из Международного института стратегических исследований.

В Иране считают США ненадежным партнером и уверены, что выдержали худшее экономическое давление, которое может применить Америка. Ухудшение экономического положения из-за американских санкций и пандемии не привело к краху режима, а лишь усилило позиции сторонников жесткой политики.

По оценкам МВФ, ВВП Ирана в этом году вырастет на 3%. Китай стал крупнейшим покупателем иранской нефти. Тегеран также включен в глобальный инфраструктурный проект Китая «Один пояс, один путь».

Регионально Иран также стал более влиятельным. Он помог спасти режим Башара Асада в Дамаске и защитил своих «друзей» в Багдаде. А в Афганистане после выхода США власть получили талибы, которые сейчас находятся в дружеских отношениях с Ираном. Страны Персидского залива также начали налаживать отношения с Тегераном.

Иран утверждает, что стремится расширить только атомную энергетику. Но, вероятно, Тегеран решительно настроен и на получение ядерного оружия.

Если даже США и Иран придут ядерному соглашению, а запасы обогащенного урана будут вывезены из Ирана, центрифуги демонтируют, Иран уже знает, как использовать технологии.

Если соглашение не получится восстановить, администрация Байдена считает, что можно будет получить европейскую поддержку ужесточения санкций.

Президент США не может позволить себе слишком мягкую позицию в отношениях с Тегераном. С одной стороны, восстановление ядерной сделки с Ираном было одним из ключевых моментов внешнеполитической программы Байдена.

С другой – падение афганского правительства и отказ от санкций против газопровода «Северный поток-2» подрывают авторитет США. В свою очередь Иран не готов к реальным шагам в рамках дипломатического процесса, и только принимает меры, которые должны продемонстрировать конструктивный подход.

Лента

В Никополе священники ПЦУ прошли противопожарный инструктаж накануне Пасхи

25 апреля в Никополе священникам ПЦУ провели противопожарный инструктаж накануне Пасхи. Сообщает Nikopolnews со ссылкой на ГСЧС. Специалисты ГСЧС провели инструктаж...

Актуально