Воскресенье, 28 апреля, 2024

Милосердие – это проявление любви не по долгу, а потому, что кто-то нуждается в нашей помощи, хотя, возможно, и не заслуживает её, – Митрополит Епифаний

Must Read

«Заповедь любви – приоритет для украинцев во время войны. В своей воскресной проповеди Митрополит Епифаний отметил актуальность заповеди любви именно сейчас, когда в Украине идёт полномасштабная война.

Текст проповеди Предстоятеля ПЦУ:

Притча о милосердном самарянине, из чтения Евангелия, напоминает нам о трёх вещах, которые каждому христианину следует твердо помнить и которые нужно воплощать в своей жизни.

Первая из них – напоминание о заповеди любви, как самой высокой и самой главной. Соблюдение этой заповеди открывает человеку путь к жизни вечной. И наоборот: как свидетельствует апостол Иоанн Богослов, «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).

Однако следует подчеркнуть, что заповедь любви имеет две неразрывно связанные между собой составляющие, на которые указывает Спаситель: это любовь к Богу и любовь к ближнему, как к самому себе. Здесь мы должны обратить особое внимание именно на такой порядок. А именно, что любовь к Богу стоит на первом месте. Почему так? Ибо она есть источник любви к ближнему и придаёт этому последний истинный смысл и значение.

Часто среди людей есть определенное непонимание значения слов Писания о любви или даже сознательное их искажение для оправдания грехов.

Тот же апостол Иоанн свидетельствует: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нём» (1 Ин. 4:16). Однако эти слова совсем не означают, что всякое чувство и всякое действие, которым среди людей дают именование «любовь», действительно имеют Божественное происхождение и Господне благословение.

Жаростливого и скупого называют сребролюбивым. Но разве сребролюбие – добродетель? Вовсе нет, напротив, оно является одним из трудных и наиболее распространенных грехов против истинной любви к ближнему. Любовь к богатству и деньгам препятствует милосердию и делам праведным.

Пьяница любит вино, водку или другие подобные напитки. Но разве это действительно та любовь, которой учит Господь?

Человек надменный и эгоистический любит самого себя. Но разве Божественное откровение не осуждает такую любовь не просто как грех, а как его первоисточник, потому что от гордости Денница упал и стал сатаной?

Развратник отдаётся плотским наслаждениям, как это делал блудный сын из притчи. Но разве заповедь Божия ясно и прямо не запрещает прелюбодеяние и разврат, называя их грехом?

На этих и многих других подобных примерах мы можем убедиться, что не всё то, что люди называют любовью, на самом деле это.

Поэтому Господь не просто завещает нам любовь, но даёт более пространное и конкретное толкование, указывая, что на первом месте для нас должна быть любовь к Богу. Именно в свете этой любви, в свете преданности Господу, в свете Его заповедей мы можем отличить истинную любовь от заблуждения, различить праведность и грех.

«Если любите Меня, – говорит Спаситель к нам – то соблюдайте заповеди Мои» (Ин. 14:15) Так же учит и апостол Иоанн Богослов, говоря: «Это любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; i заповеди Его не трудны» (1 Ин. 5:3). Следовательно, всё, что противоречит заповедям Божьим, не есть истинная любовь, но есть грех, который скрывает себя, пользуясь одним именем любви, но нарушая её сущность.

Учит любить Бога, Спаситель также учит любить ближнего, как мы любим самих себя. Ведь наш ближний есть образ Божий, наш брат или сестра, любимый ребенок Божий. Поэтому всё, что мы делаем доброго или злого по отношению к нашим ближним, Господь, как об этом сказано в Писании в рассказе о конце света и Страшном суде, принимает как сделанное по отношению к Нему Самому.

Любовь имеет две стороны – внутреннюю и внешнюю. Как чувство она остаётся невидимой. Но когда любовь действительно существует, она обязательно проявляется в делах. И одним из таких, заповеданных нам, дел любви к Богу есть любовь к ближнему, которая проявляется, в частности, и в делах милосердия.

Бог есть дух невидимый. А ближний наш – человек видимый, из плоти и крови. Поэтому хотя любовь к Богу, как уже было сказано ранее, справедливо поставлена на первое место, однако проверить её подлинность возможно через любовь к ближнему. Так нас учит и апостол Иоанн, засвидетельствовав в своём послании: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот говорит ложь: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).

И здесь мы переходим ко второй истине, которую христианам следует твердо помнить, а именно – кто наш ближний. Ведь именно такой вопрос задал законник, желая оправдать себя. Кто наш ближний? Или это только человек, связанный с нами родственными узами? Или это человек одного из нами национального происхождения? Одной веры? Или это только тот человек, который нам известен и знает нас?

Господь через притчу, над которой мы сегодня размышляем, указывает, что ближний наш – это всякий человек, попавшийся нам на жизненном пути. Ни родственные связи, ни язык, национальность, религиозное исповедание или что-либо другое, различающее людей в мире этом, не являются основанием, чтобы человека не считать своим ближним.

Господь не требует от нас невыполнимого. Сейчас людей в мире живёт восемь миллиардов, и большинство из них для нас неизвестны, с кем мы никогда не пересечёмся на жизненной дороге. Поэтому Бог не требует от нас невозможного, чтобы мы любили тех, кого мы не знаем и не видим. Но кого знаем, кого видим, с кем взаимодействуем в нашей жизни, то есть тех, кто близко к нам – к ним мы должны проявлять любовь, потому что это наши ближние.

Третья истина, которой учит нас евангельская притча – это важность добродетели милосердия. Природа милосердия – это жертвенная любовь. И оказывается оно не по предписанию или по долгу, но именно как внутреннее добровольное побуждение. И этим милосердие отличается от других видов любви.

Родители обязаны любить своих детей, а дети – любить родителей, и это налагает на них взаимную обязанность заботы. Так же муж и жена обязаны любить друг друга.

А милосердие – это проявление любви не по долгу, а лишь потому, что кто-то нуждается в нашем внимании, поддержке, помощи, хотя, возможно, и не заслуживает их. Самарянин, увидевший раненого разбойниками, не был обязан заботиться о нём. Ибо этот человек для него был чужд – он не был ни его родственником, ни даже знакомым, это человек другого религиозного исповедания и национальной принадлежности. Но именно потому, что между путешественником самарянином и пострадавшим от разбойников не было никакой внешней связи, кроме одного, что оба они люди, дети Божьи, – велика добродетель милосердия, которую самарянин проявил.

Он не имел оснований ожидать от раненого вознаграждения за беспокойство. Более того – сам он заплатил владельцу постоялого двора за опеку раненым. Он не ожидал и благодарности, которую раненый мог и не проявить к нему, как к чужаку. Но в своём поступке он руководствовался «золотым правилом»: «Как хотите, чтобы делали вам люди, так и вы поступайте им» (Лк. 6:31). Он поставил себя на место раненого, ведь и на него могли напасть разбойники и он сам мог оказаться в столь затруднительном положении. Хотел бы он, чтобы о нём позаботились, чтобы ему помогли? Конечно, да.  Итак, имея побуждение и любовь к ближнему, проявил к нему милосердие.

А также через дела показал, как следует поступать. А через притчу, в которой Христос даёт нам для подражания образ милосердного самарянина, Бог учит и каждому из нас быть милосердными и проявлять деятельную любовь ко всем нуждающимся.

Итак, дорогие братья и сестры, завершая наши рассуждения над притчей, положим себе на сердце три вещи, о которых только что было сказано. Первая любовь к Богу и к ближнему, как главная Божья заповедь. Её исполнение открывает нам двери к вечной блаженной жизни. Второе дело – что ближним нашим, которого Господь заповедует любить, есть всякий человек, который встречается нам на жизненном пути. И третье дело – что добродетель милосердия, то есть безвозмездной, жертвенной любви, является важной составляющей христианской жизни и каждому, по мере возможного, следует питать её в себе.

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Австралия предоставит Украине пакет военной помощи на $100 миллионов (Видео)

Вице-премьер-министр – министр обороны Австралии Ричард Марлз анонсировал новый пакет военной помощи Украине стоимостью 100 миллионов долларов США. Об этом...

Актуально