Воскресенье, 28 апреля, 2024

“Московский Патриархат проложил путь армии РФ”, – религиовед Молочко

Must Read

Доминирование Московского Патриархата способствовало вторжению России в Украину – такое мнение в интервью высказал Украинский религиовед Виктор Молочко. По его убеждению, МП фактически создавал благоприятные условия для прихода русской армии.

В разговоре с агентством УНИАН эксперт отметил, что одним из факторов, по которым войска РФ уверенно заходили в Украину, было именно доминирование здесь Московского Патриархата.

Руководитель отдела по вопросам религий Черниговской ОГА в 1992-2012 годах Виктор Молочко также рассказал, как через церковь в Украине появилась большая ячейка России и можно ли запретить связь с РПЦ принятием соответствующего закона.

Виктор Михайлович, недавно Верховная Рада проголосовала в первом чтении законопроект о запрете религиозных организаций с центром в государстве, ведущем агрессию против Украины. То есть речь идёт о религиозных организациях, связанных с Россией. Как вы оцениваете этот документ?

Обретя в 1991 году Независимость Украины, мы получили в наследство – зависимую от Москвы Православную Церковь, деятельность которой на протяжении многих лет вызвала немало вопросов и стала серьезной проблемой для общества и Государства…. Решит ли эту проблему проголосованный в первом чтении законопроект? На мой взгляд, к сожалению, не решит.

Появление такого законопроекта больше похоже на политическую акцию. Ведь в нём прекращение деятельности религиозной организации (общины или монастыря) возлагается на решение суда после проведения религиоведческой экспертизы. Учитывая, что таких юридических лиц в Украинской Православной Церкви (УПЦ МП) тысячи, рассмотрение судебных дел затянется на годы.

То есть рассчитывать на суды не стоит?

Этот механизм, по-моему, пока не выглядит действенным и может привести к юридическому коллапсу. К тому же почти во всех епархиях УПЦ есть юристы, которые будут проводить соответствующую работу. Уже сегодня мы видим активизацию в информационном пространстве. Многое, особенно конфликтные ситуации, освещается в социальных сетях, российских медиа. Понятно, с какой точки зрения представлена информация…

И как быть?

В действующий закон “О свободе совести и религиозных организациях” уже вносились изменения и дополнения относительно деятельности религиозных организаций, центр которых расположен в стране-агрессоре. Но ведь они не выполняются! Законодателям следовало бы внести изменения и дополнения в действующий закон, и ими чётко регламентировать лишение соответствующих общин права юридического лица, то есть снятие с регистрации их уставов.

Мы противостоим очень мощному и коварному врагу, ведущему и гибридную войну, используя чувствительные темы, в частности религиозные. Нам очень нужна мобилизация всего общества, и в этой работе объединенная церковь могла бы сделать очень многое. А если церковь является частью культуры, пропаганды, даже идеологии одурения другой, враждебной нам страны, то она не будет нести идеи единства, стабильности для нашего Государства.

В этом году многие областные советы принимали решение о запрете деятельности Московского Патриархата в своих регионах. Но реально ли выполнить эти решения?

В подавляющем большинстве случаев областные советы обращались в центральные органы власти с требованием “запретить” Московский Патриархат. Поэтому законопроект, о котором мы говорили, возможно, и стал в определенной степени результатом тех обращений.

Лишь несколько областных советов попытались запретить деятельность Московского Патриархата на территории области. Но у них ли получилось? Наверное, нет. У областного совета нет полномочий, запретить деятельность религиозной организации. И приходы МП, монастыри продолжают работать.

При этом такая картина не только на Черниговщине. Порой нам кажется, что в западных областях Украины религиозная ситуация выглядит более проукраинской, но это не так. Точно знаю, что, например, в Закарпатье, достаточно много приходов МП. И там иногда случаются отказы на отпевание погибших на фронте украинских воинов…

УПЦ (МП) заявляет о своей независимости от центра России. Стоит ли этому верить?

Хочу напомнить, что в ноябре 1991 года был проведён Поместный Собор УПЦ, единогласно одобривший обращение в Московский Патриархат о даровании полной автокефалии УПЦ. Спустя время Предстоятеля УПЦ Митрополита Филарета отстранили от должности и объявили ему Анафему. А на Соборе, проведенном в Харькове, ранее голосовавшие за автокефалию и поддерживавшие Филарета под давлением Москвы проголосовали против и избрали присланного из Ростова нового Предстоятеля УПЦ. Причём ранее уверяли Президента Украины Леонида Кравчука, что никакие решения не будут принимать…

Думаю, руководству УПЦ нужно избавиться от лукавства и окончательно определиться, с кем они. Пока есть немало примеров и в действиях, и в риторике, которые находятся в ожидании.

Но почему в условиях российской агрессии ходить в храмы, которые если не физически, то духовно связаны с центром, благословляющим русское оружие, продолжают сами украинцы?

Вера – тонкая духовная субстанция: если человек в чём-то уверен, то сложно его убедить в чём-то другом. Влияет также инертность, привычка, нежелание что-либо менять. Многие православные – это люди обрядов, для них главное – крестить, повенчать, освятить, отпеть. О другом они не задумываются. Имеет место религиозное невежество. Дальше – очень слабенькая просветительско-разъяснительная работа. А с другой стороны – устрашение и лжесвидетельство от батюшек и матушек, которым не хочется ничего менять. Многим трудновато в служении переходить на украинский язык…

Кроме того, в православии реальных общин нет. Настоятель прихода и несколько человек, помогающих в служении, ремонте и т.п. Все остальные – так называемые прихожане. Поэтому в большинстве случаев вопрос перехода в Православную церковь Украины зависит от священников. И именно на них сегодня огромная ответственность!

Долгое время РПЦ и РПЦ за границей были непримиримыми враждующими конфессиями, а в 2003 году Путин встретился с иерархами РПЦ за границей в Нью-Йорке и убедил их в том, что нет высшего блага для церкви, чем служение отечеству. Именно этим, а не спасением душ человеческих, занимается сейчас Московская Церковь вместе с Русской армией и ФСБ, убивая православных в Украине… Вопрос к служителям УПЦ: “Какому отечеству служите вы?”

Многие монастыри УПЦ в Украине имеют ставропигию – прямое подчинение Патриарху РПЦ, то есть Кириллу, а также специальные права. И такие решения, в том числе, одобрялись депутатами областных советов.

Ещё во времена принятия ставропигии для одного из монастырей Черниговщины я говорил, что это опасное дело. Прямое подчинение Патриарху в иностранном государстве точно не в пользу нас. Это походило на спецоперацию наших “братьев”. Они тонко и глубоко “рыли” ситуацию в Украине и готовили вторжение.

Помню, как где-то в 2012-2013 годах в наш отдел приходили две женщины из России, у них были визитки научного учреждения из Москвы и изучали религиозную, демографическую, политическую ситуацию в приграничных с Россией областях. Их визит был согласован высшим руководством, поэтому они везде беспрепятственно получали интересующую их информацию. Я знаю, что они не только в Чернигове работали, но и в Киеве, посещали Лавру.

Православие позиционируется как один из символов российского государства, как составляющая русского мира, мощный и опасный канал донесения российских смыслов не только в Украине, но и других Государствах.

Концепция “русского мира” разрабатывалась и внедрялась Московской Патриархией многие годы. Если проанализировать содержание газет, журналов, книг, издававшихся УПЦ в Украине, то увидим пренебрежительное отношение к украинскому языку к украинскому Государству, его истории.

Один пример: весь тираж газеты “Троицкий вестник” – издание Черниговской епархии УПЦ – в 2000-х годах был уничтожен из-за упоминания об универсале Ивана Мазепы, предоставленном Архимандриту Димитрию Тупталу (Ростовскому). Часто приходилось слышать, что украинской литургии служить нельзя – только на церковно-славянском языке. И, к сожалению, спекуляции по употреблению украинского языка в церковной жизни ещё и сегодня имеют место.

Мне кажется, что одним из факторов, по которым российская армия так уверенно заходила в Украину в феврале 2022 года, было доминирование у нас Московского Патриархата.

Богослужение на национальном языке – одна из идей эпохи Реформации, которая имела место в европейских странах в XVI веке. Почему же через 500 лет у нас существуют сомнения по поводу Богослужений на украинском языке?

Мартин Лютер в XVI веке объявил протест против норм и правил, согласно которым действовал Ватикан как центр католической церкви. В процессе Реформации был сделан перевод Библии на немецкий язык, что стало духовной основой для дальнейшего формирования Немецкой нации и Государства.

Если мы посмотрим на современные Европейские Государства, то в большинстве из них Богослужения ведутся именно на национальном языке. И наша соседка Польша благодаря Костелу, то есть ведущей роли католической церкви, довольно быстро освободилась от советского наследия. Церковные службы там ведутся на латыни и польском языке, конечно, с доминированием польского языка.

Почему же в Украине и сейчас существуют сомнения по поводу Богослужений на национальном языке? Дело в том, что долгое время любые попытки “украинизации” церковной жизни сводились на нет. В процессе поглощения церкви, действовавшей в Украине, Московским Патриархатом, произошло обрусение церковно-славянского языка. Как только в XIX веке появился украинский перевод Библии, сразу началось наступление на украинский язык. В начале – первой половине XX века попытки создать Украинскую Церковь преследовались. На протяжении веков Россия присваивала не только культурное достояние Украины, но даже святых.

На сегодняшний день есть основания для перехода на Богослужение на украинском языке даже в УПЦ. Я имею в виду существование переводов необходимой литературы – богослужебных книг. Другой вопрос – желание, как отдельных пастырей, так и в целом иерархов церкви. Возможно, нужен какой-то переходный период, чтобы было время для овладения всем материалом.

Вы упомянули о присвоении Россией даже святых…

Мы знаем, что Московия приватизировала и святого Владимира, и Ярослава Мудрого, и Анну Ярославну (ставшую королевой Франции) и т. д. Всё это делается для того, чтобы утвердить мнение, что история России исходит от земли Украинской, на которую она, Россия как бы имеет какое-то право.

Недавно Путин рассказывал, почему канонизированный Русской Церковью Александр Невский изменил православной вере, получая ярлыки на княжение в Орде. И оправдал это тем, что, мол, Орда защищала тогдашнюю Московию от Запада.

Как вы оцениваете новый взгляд на историю и на оправдание предательства «святым»?

Такая оценка поведения этого “святого” только подтверждает антихристианскую сущность Московской Церкви и безнравственную сущность “загадочной русской души”.

В 1246 перед выбором стоял и черниговский князь Михаил, который после сожжения ордынцами Киева, вынужден был прибыть в Орду. По требованию подчиниться хану Батыя и исполнить языческие обряды князь Михаил и его боярин Федор ответили отказом, вспомнив наставление своего духовного отца: «Великий грех молиться по-христиански и в то же время делает языческие дела!». Так что оба были казнены, а их тела перевезли в Чернигов и хранились в одной из церквей…

Это был, может быть, первый мученический духовный подвиг в православии на Руси. И это хорошо поняли наши северные соседи.

В 1578 году царь Иван (Грозный) написал в Чернигов к погибшим в Золотой Орде мученикам послания, приглашая их “как живых” в Москву… По состоянию на сегодняшний день мощи замурованы в Архангельском соборе Кремля.

Переход к ПЦУ в отдельных общинах сопровождается противостояниями – почему так происходит? Иногда создаётся впечатление, будто для пропагандистов специально создается картинка о “преследовании православия”.

Как и любые вопросы, переход общин к ПЦУ должен тщательно готовиться. С моей точки зрения, должен вестись диалог, активная и эффективная разъяснительная работа. Работа с “батюшками-матушками” в том числе. Если противостояние выходит на публичную плоскость, в значительной степени переход провален. Так это выглядит со стороны.

Гораздо лучше, когда община во главе со священником переходит к ПЦУ. Но таких массовых переходов, к сожалению, мы не наблюдаем.

С моей точки зрения, деятельность ПЦУ должна быть более упорной. Потому что пока она не столь активна, как должно быть со стороны ведущей религиозной силы в стране. К тому же, мы можем наблюдать завышенные ожидания к власти разных уровней, которая должна что-то обеспечить или чему-то способствовать. Но Украина – светская страна, церковь отделена от Государства. Об этом не стоит забывать.

На Черниговщине есть интересная история о решении общины перейти к ПЦУ, а храм оказался приватизированным. Что известно о практике приватизации культовых сооружений, особенно если они являются историческими памятниками и расположены не в частных владениях, а в центре города?

Я не владею информацией, есть ли ещё такие прецеденты. Но история в Носовке действительно интересная. Кроме того, дом молитвы должен принадлежать людям, приватизированный храм является памятником архитектуры и построен в XVIII веке.

Решение о приватизации стало возможным из-за содействия со стороны местных властей. И это ещё раз подтверждает мои слова, что МП научился очень хорошо работать с властью. Нужных людей стимулировали, поддерживали, а они в свою очередь лоббировали необходимые решения – от разрешений на строительство или выделение земельных участков до финансовой помощи.

В Независимом Государстве должна быть независимая церковь – это мнение будто очевидно и не может иметь дискуссий. Однако в Украине за столько лет Независимости путь в единую церковь оказался крайне непростым. Почему?

На момент обретения Украиной Независимости доминирующими в стране были приходы УПЦ в единстве с Московским Патриархатом. Действовали немногочисленные приходы Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). Позже была создана УПЦ Киевского Патриархата, которой постоянно приходилось сталкиваться с очень сильным сопротивлением со стороны УПЦ (МП). Если какая-то община стремилась зарегистрировать устав УПЦ (КП), начиналась безумная кампания устрашения, обвинения во всех грехах. Инициаторов создания общины называли “безбожниками”, “раскольниками”, “католиками” и т. д. Всё делалось для того, чтобы никто ничего не зарегистрировал, или никуда не переходил. Кроме того, отсутствие у УПЦ (КП) культовых построек, священнослужителей, безденежья… Киевский Патриархат развивался в силу своих возможностей и тогдашних реалий.

Как вы относитесь к внедрению нового церковного календаря?

Новый литургический календарь новый только для двух церквей в Украине: ПЦУ и УГКЦ. Подавляющее большинство христиан мира уже давно живут по такому календарю. У нас летоисчисление ведется от Рождества Христова, поэтому для христиан (подчеркиваю – для христиан) первым и главным должен быть праздник Рождества Христова, а уже потом новолетие. Понятно, что изменяются даты многих других христианских событий.

Не будет восприниматься логическая и закономерная дата празднования Рождества Христова для определенной части населения, привыкшего готовиться к этому христианскому празднику не в покое и молитве, а в суете подготовки к Новому году – фейерверки, шампанское, всевозможные яства. И после активных гуляний – в храм…

Предполагаю, те, кто останутся сторонниками празднования Рождества “по старому стилю”, будут гордо ссылаться на “сакральность” даты, а наши “братья с севера” будут разжигать вражду между украинцами, подбрасывая в огонь раздора всё больше снарядов, ракет, шахедов и много других рождественских подарков для наивных православных. Простите горькую иронию.

А как быть, когда человек позиционирует себя как патриот Украины и одновременно верного верующего УПЦ? Как-то одно противоречит другому.

В ваших словах логика есть. Посмотрите на известных украинских спортсменов, окормленных священниками Московского Патриархата. В то же время есть примеры, когда верующие Московского Патриархата воюют за Украину. И среди священников МП не все являются поборниками Гундяева (Патриарх РПЦ Кирилл – УНИАН).

С моей точки зрения, самое опасное рабство – это рабство духовное. Кроме того, некоторые верующие – сторонники МП – распространяют антиукраинские нарративы. Из своего опыта работы с религиозными организациями нельзя признать, что каждая из них формирует у своих верующих определенный этнотопсихотип (сочетание этнических и этических характеристик у верующих – термин, предложенный Молочком).

И какой этнотопосихотип формирует УПЦ (МП) у своих верующих?

По моим наблюдениям, у многих проявлялось конфликтное мышление, нетерпимость к верующим других вероисповеданий, суеверие, убежденность, что нужно молиться только на русском языке. Среди определенной части были заметны проявления православного фанатизма и космополитизма. Если в других странах верующие являются ответственными гражданами, и религиозные организации там усиливают гражданскую позицию, то у нас наблюдалось тяготение к Руси святой с чётким посылом, что это Россия.

Следствие такого влияния на сознание людей в Украине — во время войны значительное количество предателей, коллаборантов, уклоняющихся, ждунов. Понятно, что на это и рассчитывал наш извечный противник. Хотелось бы верить, что сейчас, после причиненных нам страданий, горя, издевательств, уничтоженных домов, слез матерей и детей, у многих верующих и священнослужителей УПЦ открылись глаза, и пришло понимание, что “русский мир” – это не христианство. А русские и их церковь не сдали важнейший тест на верность Богу-Творцу – тест на человечность…

Я предполагаю, что многие священники МП до сих пор не осознают, какую миссию они выполняют. Эта работа часто основывается на враждебной пропаганде, сеет сомнения и пренебрежение к собственному Государству среди верующих. Интересно, будут ли они, потом каяться? Что они будут отвечать на вопросы: “Поддерживали ли вы свой народ? Или защищали свою землю? Что сделали для победы?

Во время войны значение веры, а значит и церкви, трудно переоценить. И нужно реально оценивать вклад церкви в дело победы Украины. Задача церкви состоит в том, чтобы спасать человеческие души, а не распространять месседжи пропаганды.

Что должно произойти, сколько лет пройти, чтобы общины ПЦУ стали доминирующими в Украине? Чтобы церковь не имела никаких связей со страной, ведущей против Украины войну?

В Украине доминирующей является православная вера. Но церкви не должны конкурировать между собой (разве в добрых делах, помощи и поддержке своих верующих). Поэтому нам необходим межцерковный диалог – без оскорблений, обвинений, только с учётом трагичности нынешней ситуации – и взаимопонимания в религиозной сфере.

В Украине должна быть единственная Украинская Православная Церковь. И главное – должна быть Христова церковь, то есть она должна основываться исключительно на христианских ценностях.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Армия РФ ударила ракетами по больнице в Харькове: (Фото. Видео)

Появились фото последствий удара российским ЗРК С-300 по специализированной больнице псих-профиля в Харькове. Об этом сообщил Глава Харьковской ОВА Олег...

Актуально