Четверг, 27 июня, 2024

Мы не имеем права отступать от истины, чтобы угодить людям, и не можем грех назвать добродетелью, а ложь – истиной, – Митрополит Епифаний

Must Read

В своей проповеди в пятое воскресенье после Пасхи, Блаженнейший Митрополит Киевский и по всей Украине Епифаний разъяснил духовные уроки из евангельского повествования о встрече Христа с самарянкой.

Предстоятель отметил важность открытого диалога с теми, кто проявляет враждебность к Церкви, хотя только через общение и доброжелательность можно помочь людям познать истину.

В то же время, Митрополит Епифаний призвал христиан неизменно стоять на защите истинного учения Церкви и не отступать от него в угоду людям. “Мы не можем черно назвать белым, грех назвать добродетелью, ложь назвать истиной”, – подчеркнул он.

Далее полный текст Проповеди Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания в пятое воскресенье после Пасхи.

Дорогие братья и сестры! Христос воскрес!

Сегодня из евангельского чтения мы слышим об общении Спасителя с женщиной-самарянкой. Какие уроки мы можем извлечь из услышанного нами слова Божьего? Чтение велико и установок, которые оно дает нам, много. Поэтому в наших с вами раздумьях остановимся сегодня только на нескольких.

Известно, что между иудеями и самарянами существовала и религиозная, и этническая вражда. Её отражением есть удивление самарянки, когда Спаситель обращается к ней с просьбой дать напиться воды. Вражда была настолько глубокой, что иудеи и самаряне считали осквернением не только бытовое общение, например потребление пищи, вместе или пребывание в доме друг друга, но даже разговор.

Причиной такой вражды было то, что самаряне верили в свое происхождение от патриарха Иакова и считали, что они истинные последователи открытой Богом истинной веры, а иудеев считали самозванцами, которые эту веру присвоили. Иудеи же считали самарян, если употребить этот более поздний термин – еретиками, то есть людьми, которые исказили истинную веру.

Кульминацией противостояния стало то, что самаряне построили на библейской горе Гаризим, где пророком Моисеем было заповедано ежегодно читать благословения на исполняющих Божий закон свой собственный храм, а иудеи примерно за столетие до Рождества Христова этот храм разрушили.

Итак, вражда между иудеями и самарянами имела древние корни и отличалась ожесточением с обеих сторон. В Евангелии мы не раз видим, как для слушателей из народа, когда речь шла о самарянах, это именование воспринималось ими как синонимом чужого, враждебного человека.

Первое, на что следует обратить внимание из услышанного нами сегодня – это то, что Господь Сам обращается к самарянке, давая ей возможность проявить свое отношение, свои мысли и чаяния. Следовательно, этим Спаситель и нам, Своей Церкви, дает пример, что не следует скрываться от внешнего мира, не следует существовать только для самих себя.

Даже те, кто проявляют враждебность по отношению к нам лично, по Церкви, по вере в Бога как таковой – без общения нашего с ними эти люди, пожалуй, и останутся такими. Но когда мы будем с ними общаться, особенно проявляя доброжелательность, открытость, это даст им возможность познать истину и измениться. Именно так изменилась женщина-самарянка: сначала она разделяла предвзятость своих соплеменников, но после разговора – уверовала сама и стала причиной обращения жителей своего города.

Ещё один урок из услышанного нами – что, несмотря на доброжелательность и открытость, Христос не отступает от истины, указывая, что истинный закон Божий и служение в храме даны были иудеям. Для нас это пример и руководство в том, что мы в угоду добрым человеческим отношениям не можем, не имеем права отступать от истины. Чтобы угодить людям, мы не можем назвать черное белым, грех назвать добродетелью, ложь называть истиной.

В то же время этот момент представляет нам ещё один урок – формы, в которых сохраняется истина, не тождественны её содержанию, её смыслу и сущности. Они не могут заменить истину. Ибо в таком случае следование форме приводит к фарисейству, в котором внешнее исполнение обязанностей превалирует над сущностью или даже противоречит ей. Именно поэтому Христос говорит самарянке, что значение, сущность поклонения Богу состоит в том, чтобы это совершалось в духе и истине, а не подменялось пустыми, словно поваленные гробницы, формами.

Итак, через свой разговор с самарянкой Господь учит нас всех соблюдать среднее, или как отцы его называют – царского пути. Чрезмерная сосредоточенность на формальной стороне христианской жизни вредна, когда в жертву этой форме приносится сущность, духовная составляющая. В то же время упорядоченность, церковная традиция, испытанные духовным опытом многих поколений формы служения и жизни не следует пренебрегать или произвольно отвергать, обусловливая это собственным видением или убеждениями.

В том, что касается нас лично, нам следует быть терпеливыми, и ради обращения ближних, даже явных грешников – а самарянка была грешницей! – нужно проявлять воздержание, смирение и мудрость. В то же время в свидетельстве истины для других христиане не имеют права уступать правду Божию, изменять Божественный закон и Откровение в угоду грешному миру.

Желаю всем нам, дорогие братья и сестры, помнить эти уроки. И чтобы Спаситель каждому из нас щедро подавал воду живую, благодать Святого Духа, о которой Он говорит Самарянке, и эта благодать была у нас источником жизни вечной. Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Шольц требует от ЕС больше денег на беженцев из Украины

Канцлер Олаф Шольц прибыл на саммит в Брюсселе с требованием к Евросоюзу выделить больше денег таким странам, как Германия,...

Актуально