Четверг, 2 мая, 2024

На кресте Бог проявляет смирение, добровольно подчиняясь страданию и смерти, чтобы победить зло и смерть – Епифаний

Must Read

Крест напоминает о глубочайшей степени смирения, которым побеждается гордыня – родоначальница и источник всех грехов. Крест напоминает о жертве, которую Сын Божий приносит, чтобы освободить нас от проклятия закона и наказания за преступление.

Об этом говорится в проповеди Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания в Крестопоклонное воскресенье Великого поста.

Дорогие братья и сестры! Слава Иисусу Христу!

Сейчас, когда мы приближаемся к середине Великого поста, Церковь особым образом напоминает нам о кресте Господнем, о подвиге глубочайшего жертвенного смирения нашего Спасителя. Ведь что такое крест? Это орудие позорной казни, которое римляне использовали для худших преступников. И это орудие казни стало знамением и знаком великой победы Христа.

В течение недели, которая является серединой Великого поста, мы ежедневно совершаем особое поклонение образу креста. Но чтим мы не материал, из которого сделан крест, и даже не икону распятого Спасителя – через такое поклонение, чтим образ, мы чествуем Сына Божия. Мы чтим Того, Кто «унизил Себя Самого, приняв образ раба […]; смирил Себя, был послушен до смерти и смерти крестной. Поэтому и Бог возвеличил Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп. 2:7-9), как об этом говорит апостол Павел.

Господь зовет нас: «Придите ко Мне, все струженые и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обретете покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Мф. 11:28-30). Какое это бремя? Это бремя крестное, бремя смирения, как об этом и слышим из сегодняшнего евангельского чтения: «кто хочет идти за Мною, – говорит Господь – да отречётся от себя, и возьмёт крест свой, и за Мною следует» (Мк. 8:34) .

Что означает смирение и почему оно связано именно с крестом? Крест – это древо, которое символически связано с тем райским древом, запретный плод из которого употребили первые люди, нарушив заповедь Божью. Это древнее древо напоминает о гордыне человеческой, о непослушании, о произволе человека. А древо крестное – знак и свидетельство противоположного.

Тогда человек хотел стать богом без Бога, – а на кресте Бог проявляет смирение, добровольно отрекаясь от Своего всемогущества и подчиняясь страданию и смерти, чтобы через это победить зло и смерть. Тогда Адам и Ева не послушали повеления Божия и нарушили единую заповедь, а Спаситель принимает волю Отца Небесного, принимает чашу страданий, ибо «послушен до смерти и смерти крестной». Тогда человек употребил свою свободу, дарованную Богом, чтобы восстать против Творца, – а ныне Сын Божий добровольно ограничивает Своё всемогущество и свободу, видимым знаком чего становятся прибитые к кресту руки.

В час измены и страданий Господь может призвать на защиту легионы ангелов – но Он смиренно отдаёт Себя во власть грешников. Господь в мгновение ока мог бы явить все величие и могущество Своего Божества, как явил их на горе Фавор, преобразившись перед учениками – но терпит от грешников и плевания, и побои, и издевательства и насмешки, и саму смерть.

Бог Слово, воплощенная Ипостасная Премудрость – молчит и не отвечает на многочисленные ложные обвинения. И потому, отказываясь Сам защищать Себя, Он всецело отдается в волю Отца Небесного.

«Написано, – напоминает нам апостол Павел – «Проклят всяк, кто висит на дереве». Посему Спаситель принимает смерть, будучи распятым на дереве креста, и потому Он «искупил нас от проклятия закона, став за нас проклятием» (Гал. 3:13). Христос на Себя принимает наше проклятие, берёт на Себя наши вины, несёт на Себе наше наказание за грех, умирает на кресте ради нас той смертью, которой мы заслужили из-за нарушения закона.

В этом состоит смысл той крестной жертвы, которую мы сейчас особенно чтим и о значении которой себе напоминаем. Первосвященник ветхозаветный, как человек, поставленный по закону, приносил жертву за грехи свои и всего народа, отдавая для этого жертвенное животное. Христос же, не имея Сам никакого греха и не совершив никакого зла, приносит в жертву не агнца, но Самого Себя.

Тем самым Он проявляет высшую меру любви к человеку, любви истинной, жертвенной, Он знает насмерть Себя, чтобы через эту жертву передать нам Свою жизнь.

Из-за грехопадения мы потеряли надлежащую связь с источником жизни – Богом. А Христос, отдавая на кресте в жертву за нас Свою плоть и Свою кровь – отживляет нас, возвращает к единению с источником жизни вечной. Поэтому Он и свидетельствует: «Кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя есть истинная пища, и Кровь Моя есть истинное питье» (Ин. 6:54-55). Христос, как Первосвященник вовек, на кресте приносит Себя в жертву, и это жертвоприношение через Таинство Евхаристии даёт нам, чтобы мы, употребляя эту святую пищу, получали жизнь вечную.

Итак, дорогие братья и сестры, мы видим, как на кресте Господнем, в этом видимом образе, в этом орудии страдания и смерти и знамении Божественной победы над смертью, которое ныне преподносится нам для поклонения, сосредоточены все главные истины нашей веры. Крест напоминает нам о грехопадении Адама и о Спасителе – новом Адаме, напоминает о непослушании древнем – и о всеобъемлющем послушании Сына Божьего воли Небесного Отца.

Крест напоминает о глубочайшей степени смирения, которым побеждается гордыня – родоначальница и источник всех грехов. Крест напоминает о жертве, которую Сын Божий приносит, чтобы освободить нас от проклятия закона и наказания за преступление.

Крест неразрывно связан с Евхаристией, через которую мы имеем причастность к жизни вечной, потому что потребляем Тело и Кровь Христовы, которые становятся для нас пищей, ведущей к бессмертию. Крест напоминает нам не только о смерти Спасителя, но и о Его Воскресении, что мы подчеркиваем и в нашем песнопении, с которым совершаем в эти дни поклонения. Ведь смысл креста – не в нём самом, не в смерти, нанесенной на нём, а в Воскресении, которое стало следствием смирения, жертвенности и всеобъемлющей любви, явленной на кресте Сыном Божьим.

Итак, дорогие братья и сестры, совершая в эти дни поклонение кресту, обновим в себе осознание всех этих истин. И пусть сила креста Христова, сила божественного смирения и жертвенной любви помогают нам побеждать зло и грех в нас самих и в окружающем мире.

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Пентагоне сделали заявление о сотрудничестве России с КНДР и Ираном

В Соединенных Штатах внимательно отслеживают ситуацию по сотрудничеству России с Ираном и Северной Кореей. Вашингтон будет реагировать на попытки...

Актуально