В воскресенье после праздника Воздвижения Креста Господня, молитвенным поклонением мы продолжаем особо чтить это знамя нашего спасения. Продолжаем вспоминать о крестной жертве Сына Божия, благодаря которой мы получили способность побеждать грех и достичь жизни вечной.
Об этом сказал в своей воскресной проповеди Предстоятель ПЦУ Митрополит Епифаний.
Из Евангельского чтения слышим призыв Спасителя к каждому человеку: «Кто хочет следовать за Мной, отвергнитесь от себя и возьмите крест свой, и за Мною следуйте. Ибо кто хочет душу свою спасти, тот погубит её; а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасёт её» (Мк. 8:34-35). Что означает этот призыв?
Отречься от себя значит отречься от произвола, отдав себя в руки Господа. Ибо именно своеволие, непослушание, непокорность человека побуждали прародителей к греху и этим сделали человечество подвластным злу и смерти. Поэтому, чтобы победить зло и освободиться от этого рабства греха, нужно делать обратное – в полной мере доверить себя Богу.
Ведь Он благ, всемогущ и мудр, поэтому лучше нас самих знает, что нам полезно. Знает, в чем состоит для нас настоящее благо и как этого блага достичь. Поэтому когда мы доверяемся Богу, когда отрекаемся от эгоизма, самозамкнутости, самовозвеличения и гордыни, а в смирении и с доверием следуем за нашим Творцом – тогда непременно достигнем блага, достигнем спасения и вечной жизни, как Христос и обещает это.
В то же время слова Господни предостерегают нас, что путь спасения труден, он связан с терпением страданий и жертвенностью. Поэтому Христос и призывает нас взять свой крест и следовать за Ним.
Взять крест означает проявлять самопожертвование – ибо и Сын Божий отдал на кресте Себя в жертву ради нашего спасения. Взять крест означает в большей степени довериться Небесному Отцу. Ибо и Христос, доверяя Себя Небесному Отцу, был смирен даже до смерти на кресте, чтобы так исполнить волю Божию и совершить спасение человечества.
Взять крест означает быть готовым к несправедливым страданиям. Ибо на крестах по обе стороны Спасителя были распяты и разбойники. Но они были наказаны за свои преступления, и наказаны справедливо, как один из них засвидетельствовал, каясь.
Господь Иисус Христос был наказан несправедливо. Он был осужден без вины. Он потерпел, мучения и смерть, хотя никому не совершил никакого зла. Он мог силой Своей Божественной власти защитить Себя от страданий – но не сделал этого, потому что полностью отдался на волю Отца Небесного.
Поэтому всякий человек, который с доверием к Богу и в надежде на Его справедливое покровительство терпит невинные страдания – уподобляется Христу. А по слову Писания, кто страдает невинно, как страдал Господь, тот и прославлен будет с Ним.
Ещё один важный аспект наставления Спасителя состоит в том, что крест свой мы должны нести не в произвольном направлении, но именно следуя за Сыном Божьим. Что значит следовать за Христом? Это значит – выполнять Его заповеди, исполнять Его волю, жить по Евангелию. Поэтому не всякие страдания и не всякая жертвенность спасительны и ведут к жизни вечной. Сами по себе они нас не спасают. Нас спасает Господь, Сын Божий, и потому только следуя за Ним, мы можем идти по верному пути, не промахнуться и не заблудиться.
Тем более что Христос не просто призывает нас к верной дороге, не просто даёт нам правильные наставления и заповеди. Он Сам лично идёт впереди, показывая пример и прокладывая путь. Он, призывая нас нести крест свой – Сам несет крест. И даже больше: мы несём крест подобно разбойнику благоразумному, который хотя и совершал зло, но перед Богом раскаялся и, исповедуя веру, достиг спасения. А Сын Божий несёт крест невинно, Он несет крест за всех нас, терпит страдания и наказания за наши грехи.
Так когда Господь, не имея вины, принимает крест на Свои плечи, разве не следует нам, обремененным грехами и виновным перед Богом и людьми, исполнить волю Христову и нести наш собственный крест?
Дорогие братья и сестры!
В завершение наших сегодняшних размышлений над словами Евангелия имеем также особое внимание обратить на выражения «спасти душу свою» и «погубить душу», которые выжили Христом. В библейском языке слово “душа” имеет два основных значения. Первое – это духовная составляющая человеческой природы. Человек состоит из видимого, материального тела и невидимой, бесплотной души. Тело умирает, но душа остаётся бессмертной. С ней связано бессмертие личности и наше упование на предстоящее воскресение из мертвых, когда души умерших снова соединятся с телами, по воле Божией восстановленными для вечности.
Второе значение слова «душа» в библейском языке – это синоним жизни. И именно в этом, втором смысле слово «душа» употреблено Спасителем в евангельском чтении, которое мы сейчас слышали. Отдавая свою жизнь в руки Божии, неся крест свой, проявляя жертвенную любовь к Богу и ближним – мы спасаемся. А кто ради сохранения своей временной жизни отрекается от воли Божией, отвергает крест свой, эгоистически замыкается только на собственных нуждах – тот, хотя и думает, что так сохраняет жизнь свою, но на самом деле теряет себя, потому что теряет спасение и жизнь вечную.
Полноту понимания услышанных нами слов Господних даёт прочтение строк Евангелия от Марка, которые в 8-й главе находятся сразу перед этим. Из них видим, как Христос учит народ, что Сыну Человеческому предстоит испытать страдания, «и отрекаются от Него старейшины, первосвященники и книжники, и будет умерщвлён, и на третий день воскреснет» (Мк. 8:31). В ответ на это апостол Петр наедине начинает возражать Спасителю. Из рассказа других евангелистов мы знаем, что он просит Господа: да не будет с Тобою этого. Но Христос с гневом отвергает такие слова Петра и даже говорит: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мк. 8:33).
Итак, именно в контексте этого предварительного разговора с Петром и следует понимать слова Христа о спасении и гублении души, которые мы ныне слышим. Петр хочет, чтобы Христос не страдал на кресте и не умирал, чтобы Он спас Свою жизнь. В ответ на это Господь и говорит: кто спасает свою жизнь ценой отречения от воли Божией, тот теряет жизнь. А кто ради исполнения воли Божией жертвует своей жизнью, тот действительно спасает её.
При этом следует в завершение подчеркнуть, что крестная жертвенность и самоотречение не касаются только готовности к мученичеству, к казни за правду Божию, которые следует иметь христианам. Отказываться от себя, отдавать свою жизнь ради Евангелия означает, прежде всего, в повседневной жизни следовать не произволу, но воле Божией. Заботиться о том, чтобы не себе угождать, но служить благу ближних.
Не следует ждать какого-нибудь будущего исключительного момента, когда действительно может возникнуть необходимость отдать за веру во Христа свою жизнь, как это происходило с мучениками древнего и нового времени. Нести свой крест следует ежедневно, ежедневно проявлять смирение перед волей Божией и жертвенно служить благу ближних – вот к чему призывает нас ныне Спаситель, подавая не только заповедь, но и собственный образец, и пример жертвенной любви.
Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.