Пятница, 3 мая, 2024

Отец Виктор Мартыненко: Шествие УПЦ МП направляется не в Почаевскую лавру, а в русский мир

Must Read

В эти предпраздничные дни перед Успением Божией Матери вижу в ленте многочисленные сообщения о скандалах, которыми сопровождается «крестные ходы» в Почаевскую лавру. Игнорируя предписания власти и опасности военного времени, УПЦ ХЗ организует многотысячные массовые мероприятия.

Начнём с того, что такое крестный ход?

Согласно церковной традиции крестный ход – это торжественная процессия, сопровождаемая молитвой (литания). Во главе несется прецессионный крест, от которого эта хода и получила название. Бывают крестные ходы внутри храма, на Пасху и престольные праздники – вокруг храма. На Крещение и Маккавеев – на источники, на Проводы – на кладбище.

Бывают крестные ходы для переноса из одного храма в другой, какой-то святыни – чтимой иконы или мощей святого.

Историческая литургика знает крестные ходы по улицам городов (Константинополя или Иерусалима) из одного храма в другой, для совершения Евхаристии в память священного события или какого-нибудь святого, – так возникли литургические антифоны. Отголоском тех крестных ходов есть наш нынешний чин встречи архиерея.

Итак, осматривая историю, мы видим, что крестный ход – это литургическое действо, процессия со святыней. В основном недолгая по продолжительности, которая совершается вблизи храма или храмов в пределах населенных пунктов.

Многодневных крестных ходов не вспоминаю из истории – при переносе святынь пользовались доступным в то время транспортом, но никак не пешими колоннами желающих. Мощи Св. Иоанна Златоуста возвращали в Константинополь императорскими колесницами и кораблями. Мощи Св. Николая и Ап. Марка тоже перевозили морем. То же читаем в рассказах о перенесении других святынь. А уже в городе епископ с клиром и верными процессией встречали святыни.

Из нашей украинской истории вспоминается, как перевозили чудотворную икону Божией Матери из Белза в Ченстохову – волами.

Теперь вспомним другую историческую традицию – паломничество.

Это – путешествие и посещение святынь, храмов или монастырей для молитвы и поклонения святыням. В древности, паломничество в большинстве своем было пешим, поскольку верховой и гужевой транспорт – была вещь недешевая и не всем доступная.

Наши предки ходили пешком в Иерусалим, Киев Почаев. Я ещё застал людей, которые в детстве, в начале прошлого века ходили пешком в Почаевскую лавру на богомолье. И ходили пешком не потому, что им так нравилось, а потому что любой транспорт был недоступен.

На учебу в город или на заработки тоже ходили пешком.

Люди собирались небольшими группами, чтобы не было страшно в пути от опасностей, брали в сумку продукты и отправлялись в путь. Трудности пути воспринимали как аскетическое страдание, ведь многие паломники отправлялись в это путешествие по обету Богу – с какой-то просьбой или благодарностью.

Кое-где до сих пор сохраняется традиция пеших паломничеств, – когда-то общавшийся с людьми, преодолевающими путь Сантьяго-де-Компостела – Путь святого Иакова в Испании. Там паломники идут поодиночке, или небольшими группами завершая путешествие в тишине, медитации, молитве и размышлениях.

В христианской традиции паломничество – духовная практика, которую завершали индивидуально или небольшими группами.

При желании можно ещё подробнее изучить историю крестных ходов, их происхождение, разновидности и генезис. Но нигде я не встречал, чтобы «крестными ходами» назывались многодневные и далекие путешествия больших толп людей.

Подобно истории я не помню упоминаний о паломничестве многотысячных колонн строевым маршем.

Не Церковный Устав, не история Церкви, не древние религиозные обычаи не знают такого явления. Следовательно, это постсоветский новодел массовой церковной субкультуры российского извода. Подобно нырянию в прорубь.

Что мы видим сейчас? Многотысячные колонны несут носилки с иконами напечатанными на баннерах. Идут, перекрывая движение по дорогам. Люди, увешанные рюкзаками, карематами и иконками на шнурочках, одолевают километры невероятной жарой.

Для питания и обеспечения других потребностей такого количества людей привлекаются многие волонтеры и службы.

В прошлые годы я ужасался, читая восторженные сообщения организаторов, что наистарейшей участнице крестного хода за 80 лет, а наименьшему несколько месяцев. Уже молчу о детях и внуках, которые отпустили 80-летнюю бабушку на марафон в сорокоградусную жару. Но маленькие дети подвергаются опасности, из-за нездоровой религиозности родителей.

Будучи пресс-секретарем Владимир-Волынской епархии УПЦ МП, знаю не понаслышке о проблемах с которыми сталкиваются священники, принимая те «крестные ходы». Из епархии приходит разнарядка: благочиние должно накормить в полевых условиях несколько человек. А они ещё бывают недовольны, потому что предыдущий батюшка кормил вкуснее и воду давал в бутылках, а не из колодца.

Что касается контингента «крестоходцев» – кстати, этот термин такой же новодел, – двадцать лет назад такого слова не существовало.

Пусть не обижаются на меня люди, которые ходили в тех крестных ходах, потому что принимают участие в них разные люди, но скажем откровенно: значительная часть постоянных участников «крестных ходов» и «молитовных стояний» – экзальтированные клукуши с заметными невооруженным глазом девиациями, которым стоило бы с таким рвением сходить к психиатру, а не в Почаев.

Многие верующие убеждены, что такие массовые мероприятия являются традиционной церковной практикой, едва ли не обязательной для верующего человека, и участвуют в этих маршах. Потом рассказывают о духовных впечатлениях. Не берусь судить о духовном опыте, все же замечу, что не всегда благодатью и действием Святого Духа есть то, что, кажется. Некоторые вещи имеют другие причины. Созерцание красивых пейзажей, ощущение коллектива, осознание избранности, коллективное пение и групповые возгласы – благотворное, успокаивающее влияние на человеческую психику. Однако, по моему убеждению, это не имеет отношения к Божьей благодати.

В последние годы эти мероприятия, кроме пения сопровождаются кричалками «наша православная вера» «Христос воскресе» – хорошо, хотя в этом году не «наш Патриарх Кирилл».

Некоторые участники таких мероприятий цепляют на себя иконки «царственных новомучеников» «святого Григория нового» (Распутина) какие-то странные новоявленные иконы Божией Матери.

Посмотрите внимательно видео нынешнего шествия, которое распространяют её участники с образами, которые не приняли и не пустили в деревни.

Среди баннеров несущих демонстранты псевдоикона, которую называют «Взбранной Воеводе победительная» и изображение семьи бывшего последнего русского царя.

Относительно псевдоиконы, где за сном какой-то дурацкой бабы, Матерь Божью нарядили в золотоордынский шлем и кольчугу, погуглите её «историю». Там есть все и «Андрей Боголюбский» и «духовник Патриарха руководила старец Илий Ноздрин» и «освобождение Крыма в 2014» и «восстановление империи». Такой плакат несут летом 2022 года по селам и городам Подолья, Волыни и Галиции! Если недалекие и молящиеся старушки, может и не знают, что они несут на тех транспарантах, уверен – попы знают. Иконография Богоматери в кольчуге бросается в глаза, поэтому не верю, что Митрополит из Тернополя Сергей Генсицкий, встречая процессию, не заметил это изображение.

Подобная ситуация с патологической любовью одурманенных политическим православием душ к последнему русскому царю. В то время как в самой России, среди духовенства было и есть много противников его канонизации, наши кликуши носятся с его портретами и рисуют их в украинских церквях.

Это какая-то маничка тех «крестоходцев». Помню, много лет назад говорил одной женщине из Полесья: вы же в Почаев идёте, возьмите Матерь Божию, или преподобного Иова, зачем же вы царя совываете?

На видео видно, что не обошлось без портрета Николая Кровавого и этого «крестного хода».

Полгода наша земля истекает кровью. Десятки тысяч украинцев убиты и замучены москалями, а эти идиоты, носят портреты русского царя, при этом искренне обижаются и клянут украинцев, которые их не пускают с транспарантами в свои села.

Итак, подытоживая, замечу: я не против крестных ходов, не против паломничеств, не против даже чтобы в Почаев пешком идти, – сам ходил студентом. Я против этого новейшего и опасного формата таких мер. Когда турпоход объявляют чуть ли не обязательной духовной практикой. Я против когда религиозность и благочестие простых людей, определенные силы используют для своих целей – создание картинки массовости, провокаций воображаемых «гонений» и продвижение нарративов агрессора.

Убеждён, что подавляющее большинство участников акции – искренние, верующие люди, но хотят они того или нет, – их цинично используют. Так же, как вся бывшая РПЦ, ныне ставшая рпz, используется Кремлем как одна из дивизий для агрессии и пропаганды.

Смотря на подобные «молитвенные стояния» и «крестные ходы» – вижу их главную цель – они направляются не в Почаевскую лавру, они следуют – в русской степени!

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Празднование Пасхи в столице: Власти призывают прихожан к Богослужению онлайн

Правоохранительные органы усилят меры безопасности в столице на Пасху, 5 мая. Местные власти призывают киевлян посмотреть Богослужение онлайн, а...

Актуально