В Великую Субботу, 30 марта, Папа Франциск возглавил в базилике Святого Петра в Ватикане Святую Мессу Пасхального бдения, во время которой уделил Таинства христианского посвящения восьми взрослым катехуменам.
После библейских чтений Папа произнёс следующую проповедь, публикуемую vaticannews.va
Женщины идут к гробу с первыми лучами рассвета, но внутри сохраняют тьму ночи. Хотя идут, но всё ещё стоят на месте: их сердца остались у подножия креста. Отуманенные слезами Великой Пятницы, они парализованы горем, замкнуты в ощущении, что все уже кончилось, что над историей Иисуса положен камень. Именно камень занимает центральное место в их мыслях. Они спрашивают себя: “Кто нам отвалит камень от входа в гробницу?” (Мк 16,3). Однако когда они прибывают на место, удивительная сила Пасхи ошеломляет их: «Подняв глаза, – говорит текст, – они увидели, что камень уже отвален, хотя был очень велик» (Мк 16,4).
Остановимся на этих двух моментах, которые ведут нас к неслыханной радости Пасхи: сначала женщины с тревогой спрашивают, кто откатит камень, а потом, взглянув вверх, видят, что он уже откачен.
Во-первых, стоит вопрос, не дающий покоя их сердцам, разбитым горем: кто отвалит камень от гробницы? Этот камень символизировал конец истории Иисуса, погребенного в ночь смерти. Он, жизнь, пришедшую в мир, был убит; Он, явивший милосердную любовь Отца, не сподобился милости; Он, поднявший грешников из-под тяжести осуждения, был осужден на крест. Князь мира, освободивший прелюбодейку от яростного безумия камней, лежит погребён за большим камнем. Эта глыба, непреодолимая преграда, была символом того, что женщины носили в своих сердцах, конечной точкой их надежды: о ней всё разбилось, с мрачной тайной трагической боли, помешавшей их мечтам.
Братья и сестры, подобное может случиться и с нами. Иногда мы чувствуем, что перед входом в наше сердце поставлен тяжелый надгробный камень, который подавляет жизнь, гасит доверие, пленяет нас в гробнице страхов и горечи, преграждает путь к радости и надежде. Это “камни смерти”, мы встречаем их на своём пути во всех тех переживаниях и ситуациях. «Камни», которые обворовывают наш энтузиазм и сдерживают силы следовать дальше: В страданиях, которые затрагивают нас, в смертях близких, где оставляют у нас непреодолимую душевную пустоту; в падениях и страхах, мешающих нам совершить всё-то хорошее, что носим в своём сердце; находим их во всех формах замкнутости, которые сдерживают наши порывы великодушия и не дают нам открыться любви; находим их в «резиновых стенах» эгоизма и безразличия, отвергающих обязательства строить более справедливые и более человечные города и общества; находим их во всех стремлениях к миру, разбитых жестокостью ненависти и яростью войны. Когда мы переживаем эти разочарования, у нас возникает ощущение, что многим мечтам суждено было разбиться вдребезги, и мы тоже с тревогой спрашиваем себя: кто откатит камень из гробницы?
Однако те же женщины, имевшие тьму в сердце, свидетельствуют о чем-то необычном: подняв взгляд вверх, они увидели, что камень уже откачен, хотя и был очень большим. Вот Пасха Христова, вот Божья сила: победа жизни над смертью, триумф света над тьмой, возрождение надежды среди руин неудачи. Это Господь, Бог невозможного, навсегда откатил камень и начал открывать наши сердца, чтобы надежда не имела конца. К Нему, следовательно, также и мы должны преподнести свой взгляд.
Подведём свой взгляд на Иисуса: Он, приняв нашу человеческую природу, сошел в бездну смерти и прошел через них силой своей божественной жизни, открыв для каждого из нас бесконечную пробоину света. Воскрешен Отцом в своём, в нашем теле силой Святого Духа, Он открыл новую страницу для человеческого рода. С этого момента, если мы позволим Иисусу взять нас за руку, ни один опыт неудачи и боли, как бы он ни ранил нас, не сможет иметь последнего слова о смысле и назначении нашей жизни. С этого момента, если мы позволим Воскресшему подхватить нас, ни одно поражение, ни одно страдание, ни одна смерть не сможет остановить наше путешествие до полноты жизни. С этого момента «мы, христиане, говорим, что эта история… имеет смысл, охватывающий каждую вещь, смысл, который больше не загрязнен абсурдом и тьмой… смысл, который мы называем Богом… К нему стекаются все воды нашего превращения; они не умирают в бездне небытия и абсурда… ибо Его гроб пуст, и Он, мертвый, явился живущим» (K. Rahner, Che cos’è la risurrezione? Meditazioni sul Venerdi santo e sulla Pasqua, Brescia 2005, 33-35).
Братья и сестры, Иисус – наша Пасха, Он – Тот, Кто переводит нас из тьмы к свету, Кто навсегда связал себя с нами и спасает из бездны греха и смерти, приобщая нас к светлому потоку прощения и вечной жизни. Поднимем наш взгляд к Нему, примем Иисуса, Бога жизни, в свою жизнь, восстановим сегодня наше «да» Ему, и ни один камень не сможет подавить наши сердца, ни одна гробница не сможет замкнуть радость жизни, ни одно падение не сможет ввергнуть нас в отчаяние. Братия и сестры, вознесём взгляд к Нему и просим Его, чтобы сила Его воскресения отвергла камни, которые угнетают наши души. Вознесем взгляд к Нему, Воскресшему, и будем идти дальше с уверенностью, что на пасмурном дне наших ожиданий и наших смертей уже присутствует вечная жизнь, которую Он пришел принести.
Сестра, брат, дорогие, пусть же сердце твоё разразится радостью в эту святую ночь! Вместе воспеваем воскресение Иисуса: «Пойте, все пойте, реки и равнины, пустыни и горы… пойте Господа жизнь, воскресшую из гроба светлее тысячи солнц. Народы, разбитые злом и избитые несправедливостью, народы без места, народы-мученики, прогоните этой ночью певцов отчаяния. Муж болел уже не в заключении: Он открыл брешь в стене, Он спешит прийти к вам. Пусть во тьме раздастся неожиданный зов: Он жив, Он воскрес! И вы, братья и сестры, малы и велики… вы, погруженные в жизненные труды, вы, чувствуете себя недостойными петь…, пусть же новое пламя пронизывает ваше сердце, пусть новая свежесть пронизывает ваш голос. Это Пасха Господня, праздник живых» (J-Y. Quellec, Dieu face nord, Ottignies 1998, 85-86).
Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.