Понедельник, 20 мая, 2024

Папа Римский: ключом к освободительной истине есть знание, не отделенное от любви

Must Read

Заключительным событием Апостольского путешествия Папы Римского Франциска в Венгрию стала встреча с представителями мира науки и культуры, которая состоялась в отделении факультета информатики и бионики Венгерского Католического Университета.

«Это последняя встреча в рамках моего визита в Венгрию, поэтому с благодарным сердцем мне нравится думать о течении Дуная, соединяющего эту страну со многими другими, совмещая не только географически, но и исторически. В определенном смысле культура есть словно великая река: она объединяет и течёт через разные регионы жизни и истории, связывая их, даёт возможность плыть по миру и достигать далекие края и земли, утоляет жажду разума, орошает душу, причиняется росту общества», – сказал Папа, начиная свою последнюю речь в Венгрии. После обеда в воскресенье, 30 апреля 2023 г., он попрощался с персоналом Апостольской нунциатуры, которая на три дня стала для него домом, и прибыл в отдел факультета информатики и бионики Католического Университета Петера Пазманя, где состоялась встреча с представителями академической среды и мира сообщает Vatican News.

Две формы знания

Отправной точкой для размышлений, которыми он поделился, ссылаясь также на поздравительную речь ректора и свидетельства преподавателя и студентки, Папа Франциск избрал мысли Романо Гвардини, сто лет назад писавший, что существуют две формы знания: Одна ведёт к погружению в предмет и его контекст, другая наоборот, собирает вещи, разбирает их, классифицирует, властвует над ними. В этом втором случае «развивается техника покорения живого существа». «Гвардини не демонизирует технологии, позволяющие жить лучше, общаться, иметь много преимуществ, но предупреждает об опасности, чтобы она не стала регулирующей, если не доминирующей над жизнью», – сказал Святейший Отец, заметив, что мыслитель задавал вопрос о том, « что произойдет с жизнью, если она попадет под это иго».

Высокомерие бытия и владения

«Может ли жизнь остаться живой? Это вопрос, который стоит задать особенно в этом месте, где углубляются информатика и бионические науки», – отметил Папа, указывая на нехватку ограничений и распространенную логику, согласно которой «если это можно сделать, то это разрешено». Или же по желанию «поставить в центре всего не личность и его отношения, а индивида, сосредоточенного на своих нуждах». Однако эрозия отношений ведёт к одиночеству и страху, к попытке искать утешение в технологиях, стараясь заполнить пустоту и попадая в ещё большую суматоху. «Говоря это, я не хочу порождать пессимизм, потому что это противоречило бы вере, которую я имею радость признавать. А задуматься над этим “высокомерием быть и иметь”, угрозу, в которой ещё на рассвете европейской культуры разглядел Гомер, и которую обостряет технократическая парадигма с определенным применением алгоритмов. Алгоритмов, которые могут представлять дополнительную опасность дестабилизации всего человечного», – сказал Святейший Отец.

От гомологации к универсальности

В этом контексте Папа привел антиутопию Роберта Бенсона «Властелин мира», в которой автор описывает будущее, подчиненное технике, где во имя прогресса уже унифицируется, «проповедуется» новый «отменяющий отличия» гуманитаризм. В такой системе противоположные идеи подвергаются гомологации, которая «идеологически колонизирует».

По словам Святейшего Отца, в мире, описанном Бенсоном, «выглядит очевидным выбрасывать больных как что-то нужное и применять эвтаназию.  Также упразднять национальные языки и культуры, чтобы достичь, универсальный мир, который в действительности превращается в преследование, основанное на принуждении к согласию». «Я развил этот мрачный анализ, потому что именно в таком контексте лучше проясняется роль культуры и университета. Университет в действительности, как указывает его название, является местом, где мышление рождается, вырастает и созревает открытым и симфоническим. Это «храм», в котором знание призвано освободиться из узких границ владения, чтобы стать культурой», – объяснил он.

Потребность делиться знанием

Как заметил Преемник святого Петра, «великие интеллектуалы смиренные». В конце концов «тайна жизни объявляется тому, кто умеет углубляться в мелкие вещи». В таком понимании культура представляется как «спасение человека». «Она погружает в созерцание и формирует людей, которые не попадают под власть модных тенденций, но хорошо укоренены в действительности вещей», – сказал Папа, добавляя, что любящий культуру «никогда не чувствует себя, будто достиг цели, что есть порядка, а носит в себе здоровое беспокойство». Такое лицо ищет, спрашивает, рискует и исследует, умеет выйти из собственных гарантий, чтобы с покорностью углубляться в тайну жизни, «соединяющейся с беспокойством, а не с привычным, открывается на другие культуры и чувствует потребность делиться знанием». В этом и состоит «сущность университета».

Между величием и хрупкостью

Далее Святейший Отец указал на то, что культура сопровождает нас в познании себя самих. Об этом напоминает «классическая мысль, которая никогда не должна прийти в упадок». Приходят на ум словам Дельфийского оракула: «Познай себя самого». Но что это значит? «Это значит уметь признавать свои ограничения, и как следствие, обуздать свои претензии на самодостаточность», – отвечает Папа, подчеркивая, что «признавая себя созданием, становимся креативными». «И в то время как технократическое мышление гонится за прогрессом, не допускающим ограничений, реальный человек состоит также и из хрупкости, и часто именно так он понимает, что зависим от Бога и связан с другими и с созданием», – подчеркнул Святейший Отец. Также Понтифик добавил, чтобы «познать себя самих значит держаться вместе, в добродетельной диалектике заключается хрупкость и величие человека».

Второй ведущей фразой в этом процессе, как отметил Папа, есть слова Иисуса: «Правда избавит вас». Он напомнил, что Венгрия пережила разные идеологии, которые навязывались как истина, и сегодня угроза не исчезла. «Имею в виду переход от коммунизма к консумизму», – сказал Святейший Отец, добавляя, что эти два «изма» объединяет фальшивая идея о свободе. В первом случае речь идёт об ограниченной «свободе», о которой решает кто-то другой, а во втором – о произвольной «свободе», ведущей к порабощению потребительством и вещами. «От притормозящей свободы к свободе без тормозов. Иисус предлагает выход, говоря, что истинно то, что делает человека свободным от зависимостей и от замкнутости. Ключом к этой истине есть знание, которое никогда не отделено от любви».

По завершении Папа Франциск уехал в аэропорт.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Президент Ирана не выжил в катастрофе вертолета, – СМИ

Президент Ирана Эбрагим Раиси не выжил после аварии своего вертолета, сообщает 12-й канал Израиля. Трое спасателей, ушедших искать Раису, также...

Актуально