Православная Церковь Украины в своём сообщении рассказала о традициях и особенностях двух величайших сочельников – Рождественского и Крещенского.
Отмечается, что эти два сочельника очень похожи – верующие соблюдают пост, собираются на святую вечернюю с кутью, выходят друг к другу с колядками и щедривками.
“Священников у нас два – Рождественский и Крещенский (Навечерие Рождества Христова и Навечерие Богоявления). Оба эти дня определяют особенное время приготовления к большим праздникам, означают канун церковного торжества. Рождественский и Крещенский сочельники очень похожи по Богослужению, ведь ко второй половине IV века празднование Рождества Христова и Богоявления на Востоке совершалось в один день. А затем празднование события Рождества Христова было выделено и перенесено на другой день с целью подчеркнуть значение рождения по плоти Сына Божия.
Эти сочельники похожи не только по Богослужениям, но и по традициям: верующие соблюдают пост, после Богослужения собираются всей семьей на святой ужин, непременным атрибутом которого является кутья. В эти дни было принято ходить на гости, чтобы поздравить знакомых и соседей с праздником, в частности, через колядки и щедривки.
Но Навечерие Богоявления имеет уникальную особенность: в этот день, после Божественной литургии, священнослужители совершают особый Чин великого водосвятия. По церковному уставу, этот чин совершается только дважды в год по случаю Крещения Господня: в Крещенский сочельник и в сам день праздника Богоявления. Эта освященная во время произнесения особых молитв вода называется агиасмой – великой святыней, крещенской или богоявленской святой водой. Она является носителем благодати Божией и почитается и употребляется соответственно. Вернувшись из храма, верные окропляют святой водой собственные дома и родных, потребляют её с верой на исцеление душевных и телесных болезней.
5 января, в Навечерье Богоявления, освящение воды совершается обычно в храмах, а на следующий день, 6 января – также и на открытых водоемах или источниках. Это тоже связано с давней традицией: в прошлом в Вечере Богоявления совершали крещение объявленных – тех, кто готовился принять Таинство Крещения.
А Иерусалимская Церковь установила традицию на Богоявление совершать торжественное шествие на реку Иордан и освящать воду там – в память о событии Крещения Спасителя. Поэтому сейчас мы совершаем Большое водосвятие дважды. Но вся освященная вода в эти дни является агиасмой, великой святыней. Пусть она помогает нам в нашем очищении, обновлении и освящении, чтобы получить благословение Господне в этой жизни и постигли блаженную жизнь в вечности!, – замечает ПЦУ.
Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.