Среда, 1 мая, 2024

Победобесие после 24 февраля. Богословы уже открыто говорят о ереси РПЦ

Must Read

Полномасштабная российская агрессия 24 февраля поразила порядочных, мыслящих людей, ускорив осознание ереси или даже язычества в новых концепциях РПЦ. В свою очередь, церковь с Кириллом во главе, которая стала на путь безрассудного служения текущей политике власти, должна расширять победу, развивать «богословие победы», переводя его в «богословие войны», передаёт Укринформ.

ПРАВОСЛАВНЫЕ БОГОСЛОВЫ ОСУЖДАЮТ ЕРЕСЬ «РУССКОГО МИРА»

Март 2022 года. Прошло две с половиной недели после российского вторжения в Украину. И вот 13 марта во всемирный день Торжества Православия (отмечается в первое воскресенье Великого поста) в сети была опубликована «Декларация об учении, о русском мире». Одновременно – на сайтах двух авторитетных учреждений: Центра православных исследований Фордемского университета (Нью-Йорк, США) и Волошской академии теологических исследований (Греция).

Тогда, в первые недели после начала войны было много заявлений на близкую тему. И эта Декларация, обнародованная православными богословами и подписанная многими (более пятисот подписей на одном сайте, более полутора тысяч на другом), несколько потерялась в тени других заявлений. А жаль, поскольку в ней была представлена развернутая критика концепции «русского мира» (в нашем понимании синонимического рашизма). С богословской, конечно, точки зрения. Если коротко, «русский мир», продвигаемым Патриархом Кириллом и Президентом Путиным, определенный в Декларации как лжеучение, тоталитарная разновидность православного этнофилетического (т.е. ставящего национальное выше божественного) фундаментализма, неправедность которого особенно отчётливо проявилась после вторжения 24.

В этом тексте отмечены шесть пунктов лжеучения «русского мира».

1. Подмена Царства Божия – «царством этого мира», в данном случае – «Святой Руси».

2. Нарушение принципа «кесарево кесарю, а Боже Богу», выражающееся в «покорности любому лидеру, наделённому властными полномочиями».

3. Такое “обычное зло”, как “утверждение превосходства одной группы над другими”, приписывание ей “особой святости или чистоты”.

4. Поощрение «разделения, недоверия, ненависти и насилия между народами, религиями, конфессиями, нациями или государствами», демонизация любых «других», возвышение православных народов «над развратным и безнравственным Западом».

5. Поощрение к нравственной индифферентности, безразличному отношению к жизни.

6. Отказ говорить правду, называть войну – войной, вторжение – вторжением. Отрицание фактов, «подавление правды о творящихся в Украине преступлениях».

Прямо о победе здесь не говорится. Но с ним сталкиваются все шесть тезисов. Особенно плотно – пункты №3-4.

ОБРАЩЕНИЕ ЭПИФАНИЯ. ЗАОЧНЫЙ ОТВЕТ ВАРФОЛОМИЯ

Через несколько месяцев тему продолжила Православная Церковь Украины. 25 мая Предстоятель ПЦУ Митрополит Епифаний в проповеди после литургии напомнил о страшных преступлениях «русского мира». И сказал, что наряду с фронтом одним из главных направлений борьбы сейчас является «противостояние идеологии русского мира, фашистской, душегубской доктрине, завернутой в блестящую фофудию проповедей Кирилла Гундяева и его приспешников». (Кстати, фофудия – золототканная материя. Но в 2000-е это слово стало украинским интернет-мемом, высмеивающим российских шовинистов).

«Вчера на Соборе мы сами осудили эту идеологию, которая через Московский Патриархат распространяется уже как еретическое учение этнофилетизма. Ради русского духа Кирилл готов отречься даже от Духа Святого и хулить Его, отрицая действие благодати, исключительно по политическим причинам разрывая единение. Мы сами осуждаем это и обращаемся к Вселенскому Патриарху и Предстоятелям Поместных Автокефальных Церквей с просьбой осудить духовные преступления Кирилла и лишить его престола. Ибо не может держать чашу с Евхаристией и пастырский жезл тот, чьи руки – в крови жертв русской армии, которую он, русский Патриарх, благословил на эту бойню», – сказал Епифаний.

Быстрого и чёткого ответа не произошло. Но всё же ответ был, причем на самом высоком уровне. 11 декабря на конференции “За разумно открытый мир” в Абу-Даби (ОАЭ) Вселенский Патриарх Варфоломей в своей речи продолжил и развил идеи мартовской Декларации. Он отметил, что искаженная православная вера, продолжающая «еретические подходы царизма», после духовного упадка советского периода стала «основой идеологии Путинского режима». В коротком, но насыщенном историческом экскурсе Варфоломей описал развитие имперской традиции России, и её нынешний Нео имперский вариант, приведший к «самому тяжелому европейскому геополитическому и гуманитарному кризису со времен окончания Второй мировой войны».

И вот это обвинение, прямо привязанное к ключевому для победословия «окончания Второй мировой», вызвало быстрый и хамский отклик в Москве. На следующий день российский пропагандист №1 Соловьев в своём вечернем эфире поднял очередную истерику, обозвав Патриарха набором непристойных слов («американский шелк», «сатанист» и т.д.). А в подписях под мартовской Декларацией порезвились Кремлевские тролли, оставив следующие записи (№1511-1514): «профессор Евгений Ваганович Петросян», «постдокторант Алла Борисовна Пугачева», «скульптор Джина Лоллобриджида», «студент Барт Симп. Традиционное эфесбешное ги-ги-ги, в духе Задорнова и пранкеров Вована-Лексуса.

ПОБЕДОБЕСИЕ КРИТИКУЕТ РЕДАКТОР ЖУРНАЛА МОСПАТРАРХИИ

В критике победобесия, нынешнего вероотступничества РПЦ, характерным примером является Сергей Чапнин (не путать с покойным одиозным священником Всеволодом Чаплиным, который, кстати, с ним часто спорил). Сегодня Чапнин – старший научный сотрудник того же научного Центра Фордемского университета и среди подписантов «Декларации об учении о русском мире» находится под высоким №12.

В 2009 году он входил в круг Митрополита Кирилла, который во время избрания Патриархом считался человеком достаточно либеральных взглядов. Новый Патриарх в апреле того же года назначил Чапнина редактором «Журнала Московской Патриархии» (тот продержался на этом посту до 2015-го, когда Кирилл изгнал «из-за его ненадлежащих высказываний»).

Но первый крупный скандал разразился уже в 2011 году. В докладе «Церковь, культура и русский национализм» Чапнин фактически выступил против победобесия (правда, этого слова не употребляя). Он отметил, что «в центре национальной системы ценностей и в то же время <…> в центре новой национальной мифологии находится только одно событие – Великая Победа в Великой Отечественной войне»: «Эта победа воспринимается как единственное «священное» событие нашей истории ХХ века. Празднование Дня Победы сконструировано как религиозное действие, в котором участвует – или, по крайней мере, сочувствует – большинство россиян. Так формируется облик гражданской религии со своими правилами и ритуалами».

Чапнин чётко и принципиально заявил, что «в основе гражданской религии лежат языческие ценности, смыслы и символы, лишь частично модернизированные коммунистической пропагандой». Особенно жестко он осудил такие «ритуальные формы этой религии», как «все людное поклонение огню, извергающемуся из пятиконечной звезды, лежащей на земле». То есть возложение цветов, венков, в том числе от представителей церкви, иерархов у вечного огня памятника Неизвестному солдату. Чапнин напомнил, что «огонь, исходящий из земли, всегда есть образ ада, гиены огненной, гнева Божия».

БЕЗОПРЕДЕЛЁННОЕ ОПРАВДАНИЕ ВОЙНЫ – ПУТЬ К КРУХУ РПЦ

Тогда же этот религиовед сформулировал «очень опасные черты» победозвания, эвфемически названного им «культурой, в центре которой находится День победы»:

-сохранение и культивирование «образа врага»;

-тотальная героизация войны, превращение её в лубок и забвение войны как трагедии;

-острое переживание ущемлённой национальной гордости («Мы же победители, а теперь смотрите, как мы унижены»);

-римитивное (языческое) понимание патриотизма;

-оправдание победой всего, что случилось с Россией в ХХ веке, и в первую очередь тоталитарного режима и лично Сталина.

Чапнин на порядок расширил понимание проблемы, сделав богословие победы только одной, пусть и очень важной характеристикой победобесия в его актуальном состоянии.

Однако это определение оказалось настолько прогностическим точным, что после начала «катастрофической» войны 2022 года религиоведу по сути нечего было добавить к нему. Оставалось только давать нравственную оценку аморальной позиции Патриарха Кирилла, описывать социологическое, социально-психологическое состояние русской церкви и общества. А также предполагать, что «следствием полного и безоговорочного оправдания войны будет неизбежное крушение официальной церкви» России.

ОТ «БОГОСЛОВИЯ ПОБЕДЫ» К ШАХИДСКОЙ «ТЕОЛОГИИ ВОЙНЫ»

Украинский историк, богослов, популяризатор Сергей Шумило отметил ключевую особенность «победобесия после 24 февраля». В новых обстоятельствах Кирилл видоизменил концепцию «богословия победы», согласно которой русский народ искупил свои грехи, смыл их большой кровью в «Великой Отечественной». Теперь, в условиях больших потерь российской армии, в Украине было заявлено что «эта жертва (т.е. гибель на поле боя – ред.) смывает все грехи, которые человек совершил». Подобную «теологию войны» Шумило считает «заимствованием идей шахидизма из радикально-фундаменталистских течений исламского мира».

Но и это, наверное, не предел. Пока, даже трудно предсказать, на какие ещё творческие переосмысления пойдёт, угодничая церковь Кирилла, чтобы сохранить высокий статус и содержание при Путинской власти.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Донецкой области ущерб аграриев от полномасштабной войны превысил 5 миллиардов гривен

Зафиксированы убытки аграрных предприятий Донбасса от вражеской агрессии с начала полномасштабного вторжения России в Украину достигают более 5 млрд....

Актуально