Четверг, 2 мая, 2024

Почему Россия переходит на рельсы религиозной войны? Объяснение Центра противодействия дезинформации

Must Read

В последнее время наблюдается устоявшаяся тенденция использования Кремлем религиозного фактора в позиционировании «специальной военной операции» как «священной войны» против «раскольников» православия в Украине и на Западе.

Использование церкви для консолидации общества в критические для страны периоды – отработанная со времён советской власти тактика, считают в Центре противодействия дезинформации.

Так, в 1941 г., когда немцы стояли под Москвой, Сталин сменил террор православия 1930-х годов на частичную легализацию Русской Православной Церкви в обмен на патриотическую позицию её верующих. Было восстановлено Патриаршество, Синод, разрешены Архиерейские соборы, епархии РПЦ, открыты многие приходы и церкви, разрешены монастыри, храмам были возвращены мощи некоторых почитаемых святых. На государственном уровне поддерживались религиозные организации РПЦ на оккупированных территориях, где, кстати, немцы часто не мешали церковному возрождению. Однако после войны Сталин повёл себя с верующими по обычному для него вероломному сценарию, и умеренная легализация быстро сменилась новым витком репрессий.

Сейчас, когда Россия «погрязла» в войне с Украиной, религиозная тематика снова на повестке дня. На этот раз информационная операция на религиозной почве призвана, с одной стороны, объединить под религиозным флагом народы России для достижения целей «СВО», а с другой – обвинить Украину в религиозной нетерпимости и решить внутри нашего общества вражду на религиозной почве. Основным нарративом Кремлевской пропаганды становится продвижение образа воина-освободителя, выполняющего в Украине «священную миссию» по очищению православной церкви от «украинцев-безбожников».

Главным инструментом русской гибридной войны на религиозной почве была избрана Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП).

УПЦ МП является подчиненным Кремлю элементом Русской Православной Церкви (РПЦ) в Украине. Её адепты оказывали поддержку вторжению России в Крым и на Донбасс в 2014 году, а в 2022-м русские солдаты использовали храмы УПЦ МП как военные склады, гарнизоны и даже боевые позиции. Митрополит УПЦ МП Лебедь не скрывал свои связи с Россией, неоднократно оскорблял религиозные чувства украинцев и призывал молиться за Московского Патриарха.

На фоне развернутой Кремлем целенаправленной кампании по обвинению украинского правительства в преследовании УПЦ МП, сама Россия проводит на оккупированных территориях настоящие религиозные чистки и систематическое искоренение «нежелательных» религиозных организаций.

Как отмечают в ЦПИ, с момента полномасштабного вторжения оккупационные власти принудительно перевели в пользу УПЦ имущества МП, по меньшей мере, 26 культовых сооружений Православной Церкви Украины (ПЦУ), убили или захватили, по меньшей мере 29 священнослужителей или религиозных лидеров, а также умышленно разрушили. К тому же российские оккупационные власти ликвидируют богослужение на украинском языке. Также стало известно, что РИА Новости планирует отправить на оккупированные территории Украины своих священников, а Патриарх Кирилл призвал священнослужителей «мобилизовать» прихожан, чтобы они собирали деньги, вещи и продукты для оккупантов. Более того, СБУ сообщила о подозрении российскому протоиерею Киевской епархии УПЦ МП Андрею Ткачёву. Это он призвал русских солдат убивать украинцев и наносить религиозные надписи на русские снаряды, которые агрессор использует для ракетных ударов по украинским городам. Кстати, Московский клирик оказался выпускником факультета специальной пропаганды Военного института Министерства Обороны СССР в Москве.

Кроме ПЦУ, российские оккупационные силы преследуют и другие конфессии, которые в культурном отношении являются украинскими. В частности, репрессируют членов протестантского меньшинства, называя их “Американскими шпионами”, “сектантами”, “врагами Русского православного народа”. Им угрожают истреблением так же, как российские силы поступили с мусульманским крымско-татарским населением после оккупации полуострова в 2014 году.

Следовательно, Россия будет продолжать использовать УПЦМП и религию как оружие для разжигания социального напряжения в Украине и влияния на боевые действия, подчеркивают в ЦПИ. Поэтому на временно оккупированных территориях Украины прогнозируется дальнейшее усиление кампании религиозных репрессий и уничтожение религиозных организаций, не зависимых от контроля Кремля. Однако попытка исправить ситуацию на фронте под флагом защиты христианства или христианских ценностей и обвинений Украины в религиозной нетерпимости обречена на поражение.

Напомним, Институт изучения войны отметил, что обвиняемый и разыскиваемый МУС Путин полностью контролирует все церкви в России и хотел это сделать в Украине. Там же назвали УПЦ (МП) зависимой религиозной организацией, инструментом российской гибридной войны.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Рашисты принудительно выселяют население ТОТ Херсонщины

Российская оккупационная администрация проводит принудительное выселение жителей Голой Пристани, Коханов и Гладковки. Об этом сообщает Центр национального сопротивления со...

Актуально