Понедельник, 6 мая, 2024

Политический манифест или нормативный акт: что не так с новой редакцией законопроекта 8371

Must Read

На этой неделе парламентский комитет по гуманитарной и информационной политике принял ко второму чтению законопроекта №8371, который вообще называют «законом о запрете УПЦ (МП)».

Религиозный обозреватель Татьяна Деркач ознакомилась с утвержденным текстом законопроекта и проанализировала его. Мы несколько упростили и сократили текст Татьяны. Желающие могут ознакомиться с полным текстом на сайте Религия в Украине.

Законопроект № 8371 – уже не тот, что был в первом чтении. Его расширили на 1200 поправок и превратили в проект Закона Украины «О защите национальной и общественной безопасности, прав и свобод человека в сфере деятельности религиозных организаций». Первоначальную редакцию законопроекта уже можно найти только в разделе “Заключительные и переходные положения”. Это создало путаницу, ведь первоначальный законопроект разросся до огромных размеров. В частности, в редакции, предложенной ко второму чтению, предлагается внести изменения в шесть законов и один Кодекс.

Преамбула законопроекта объясняет потребность и правовые основы для принятия этой редакции документа: российская военная агрессия против Украины, поддержка этой агрессии со стороны РПЦ и её украинского филиала, угроза национальной безопасности, а также обязанность государства защищать право граждан на изменение религиозного убеждения и право религиозных организаций по изменению канонической подчиненности.

Правовые основания этого законопроекта базируются на статье 35 Конституции Украины, статьях 9 и 11 Европейской конвенции по правам человека, а также в решении СНБО о деятельности религиозных организаций в Украине от 01.12.2022 года. Законодатели предупреждают, что это не касается ограничения прав на вероисповедание, не уточняя, однако, толкование термина “вероисповедание”.

Тело закона, без заключительных и переходных положений, состоит из одной главы с пятью статьями, регулирующими деятельность иностранных религиозных организаций (ИРО). Именно этот раздел касается “запрета РПЦ” в Украине. Но формально это касается всех действующих в Украине иностранных религиозных организаций. Однако отдельно выделяются религиозные организации из страны-агрессора (Россия). Оказывается, запрет деятельности касается только определенных IPO (даже из страны-агрессора), а именно тех, которые поддерживают вооруженную агрессию против Украины и/или включены в отдельный перечень в статье 3 законопроекта.

Это оправдано, поскольку в Украине могут существовать организации, корни которых уходят в Россию. Однако можно предположить, что условием их функционирования в Украине лояльность государству. Уровень лояльности будет определяться в каждом конкретном случае.

Теперь рассмотрим статью 3. Ожидается, что первой под запрет попадает РПЦ, отвечающая критериям “враждебности”. Здесь всё понятно. Но второй… запрещается деятельность религиозных организаций, каким-либо образом аффилированных с РПЦ. И снова эта нечёткость, к кому именно может идти речь.

Здесь есть несколько замечаний. Во-первых, с РПЦ аффилирована иерархическая структура под кодовым названием “УПЦ”, которая в Украине не имеет статуса юридического лица. Это гибридная структурная соединенность, которая может приводить к недоразумениям. Потому хотелось бы более чётких формулировок. Это означает, что доведение аффилированности УПЦ до РПЦ возможно только в каждом частном случае.

Во-вторых, практически УПЦ равняется иностранной религиозной организации (а значит, и все общины под брендом УПЦ), что является абсурдом. Из этой нормы следует, что не стоит тратить время на доказательства: достаточно просто пересмотреть реестр юридических лиц, выбрать всех субъектов, в названии которых упоминается УПЦ, и запретить их.

Однако есть и другие критерии для запрета IPO, которые законодатели учли в статье 5-1 новой редакции закона о свободе совести. Они включают применение различных санкций и запрет деятельности украинских юридических лиц, связанных с запрещенными IPO. Это может произойти через суд.

Законопроект, которым предложено запретить деятельность некоторых религиозных организаций в Украине, вызывает ряд замечаний и сомнений.

Запрет религиозных организаций связан с несколькими критериями, такими как аффилированность с РПЦ, поддержка российской вооруженной агрессии и пропаганда русского мира. Однако исключение религиозных организаций, поддерживающих русский мир, осуществляется только для религиозных организаций, а не для других субъектов.

Некоторые положения законопроекта могут вызвать недоверие, в частности, неопределенность критериев оценки «на глаз» и недостаточная компетенция лиц, которые должны определять эти критерии.

В целом новая редакция законопроекта вызывает впечатление халатности и отсутствия структурированного подхода к регулированию отношений в сфере религии. Он скорее похож на политический манифест, чем тщательно продуманный нормативный акт.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Призыв в армию РФ на оккупированных территориях: британская разведка проанализировала намерения оккупантов

Разведывательное сообщество Великобритании проанализировало намерения России провести военный призыв на оккупированной ею части Запорожской области. Как сообщает "Европейская правда", об...

Актуально