Четверг, 18 апреля, 2024

Православная церковь вступает в силу

Must Read

Об этом АрмияInform рассказал правящий Архиерей Днепровской епархии Православной церкви Украины Архиепископ Днепровский и Криворожский Симеон (Зинкевич).

— Отче, что представляет собой сегодня Ваша епархия: сколько прихожан, храмов, служителей и тому подобное?

— Наша Днепропетровская епархия Православной Церкви Украины объединяет около двухсот храмов и два монастыря, расположенных на территории всей Днепропетровской области, где несут своё служение несколько священнослужителей. Её христианская миссия распространяется на всех жителей Днепропетровщины. Сама же епархия, говоря на более светском языке, является структурной единицей нашей Православной Церкви Украины, автокефальной, то есть полностью независимой от любых зарубежных центров. Наша Церковь является законной и канонической, получившей Томос об автокефалии от Вселенского Патриарха Варфоломея и которую уже признали и с которой установили молитвенное общение такие древние поместные церкви, как Александрийский Патриархат, Церкви Кипра и Греции. Вот именно эту Церковь и представляет наша епархия в Днепропетровской области.

— Изменилось ли число прихожан епархии в этом году?

— Каждый день верующих у нас растёт. Поэтому назвать какое-либо однозначное количество невозможно. Конечно, в целом по Украине проводятся определенные социологические опросы, согласно которым большинство украинцев ассоциирует себя именно с Православной Церковью Украины. Такие же тенденции наблюдаются и на Днепропетровщине. Это я вижу, когда в частности посещаю приходы, расположенные по всей области. Всюду мне рассказывают священники о том, что количество людей в храмах увеличивается. И это радует!

К сожалению, все это происходит в таких трагических и непростых вехах нашей новейшей истории. Но, видимо, Господь и попустил нам эти страдания, эту войну для того, чтобы мы обратились к Нему, покаялись в грехах наших и стали усерднее молиться за нашу Родину. Как говорят в народе: «как тревога — то к Богу». И вот сейчас, во время войны, люди осознают, что все в руках Божьих, а потому обращаются к Богу. Вот вы видели ту фотографию, как во время взрывов в Днепре детишки сидели между двумя стенами и молились, а перед ними стояли иконки. И это лишь одно из многих безоговорочных доказательств и яркое свидетельство обращения к Богу.

Хотелось бы особо отметить, что среди самих украинцев растёт спрос на Украинскую Церковь. Вот, например, в этом году, весной, в селе Баловка мы освятили место под строительство храма, поставили там крест, а уже на саму Пасху к этому кресту пришло подавляющее большинство жителей поселка. Такая же ситуация была и в Никопольском районе, Криворожском, Павлоградском и других районах нашей области. Люди сознательно выбирают Православную Церковь Украины. Они хотят молиться именно в храмах Единой и настоящей Поместной Украинской Церкви.

Почему растет спрос? А потому что народ увидел, где есть настоящая Церковь, говорящая правду, а не скрывающаяся за какими-то неоднозначными формулировками. Я всегда говорю, что те, кто зависит от каких-то иностранных центров, в сложных ситуациях поедут к ним, кто в Москву, кто в другие города, и, к слову, уже такие примеры в Украине есть.  Но мы, украинские священнослужители, всегда будем вместе со своим народом, нам ехать негде и мы на своей родной земле, за которую молимся и которую тоже на своём таком «духовном фронте» защищаем, но не с оружием, а с крестом и молитвой.

Люди это видят, и поэтому предпочитают Украинскую Церковь, от чего и растёт количество прихожан в наших храмах. Мы всех принимаем с любовью и христианским теплом.

«Воином и преступником руководят разные мотивы»

— Как вы воспринимаете заповедь «Не убий» в сегодняшних реалиях войны с Россией?

— Воспринимаю так, как этому учит нас Священное Предание Церкви. Вот если мы заглянем в Писание, то увидим, как воины приходили к Иоанну Предтече и спрашивали его, как им поступать при исполнении своих обязанностей, то есть при несении военной службы. И он ответил им, чтобы они «никого не обижали, не клеветали и удовлетворялись их плату» (Лк. 3, 14). При этом он не запретил им оставаться в их звании и выполнять все обязанности, возложенные на них военной службой. Хотя заповедь «не убий» существовала и в то время. Но он не сказал им сложить оружие и отказаться от защиты своей Родины, потому что из-за этого они нарушат заповедь.

Также ни одного осуждения мы не видим и от Христа до капернаумского сотника, то есть одного из военачальников. Напротив, он высоко оценил веру этого военнослужащего и исцелил его слугу.

Конечно, этот заданный вами вопрос сейчас очень волнует многих верующих, в то же время он является полем для своеобразных манипуляций. Но следует чётко отдавать себе отчёт, что убийство на войне кардинально отличается от сознательного и умышленного убийства, которое совершает преступник. Ведь воином и преступником руководят разные мотивы.

Воин защищает свою Родину, борется со злом, с захватчиком. А преступник совершает убийство через злонамеренные намерения, лукавые инстинкты, ради собственной наживы или удовлетворения греховных страстей.

Так же разнятся мотивы воина-защитника и оккупанта. Ведь захватчиком, агрессором, оккупантом руководит греховное желание завладеть чужим, унести чужую землю, уничтожить национальную идентичность, в угоду собственным амбициям и таким же греховным желанием. И уж когда они реализуют эти свои желания оружием, уничтожая невинных мирных жителей, грабя, насилуя — всё это свидетельствует о том, что эти люди потеряли образ Божий, ими вполне завладело зло, которое уже не способно понять язык дипломатии. Ведь такие убийцы и мародеры уже не способны услышать никаких предложений по мирному урегулированию конфликта или разрешению какого-либо спорного вопроса. Поэтому такому злу нужно дать отпор, то есть противостоять ему, а в большинстве случаев оно нуждается в полном уничтожении.

Поэтому воин, когда вынужден убивать врага на поле битвы, делает это, защищая свою семью, свою родную землю, свою Родину, то есть выполняет свои обязанности, которые, как я уже сказал, не возразил и не осудил, как Иван Предтеча, так и сам Христос, то есть сам Бог. Более того, многих воинов-защитников, а не оккупантов, Церковь причислила к лику святых, в том числе и святого Димитрия Солунского, память которого мы недавно чтили, или же тот, уважаемый в Украине, святой Юрий-Георгий Победитель.

Поэтому, учитывая все эти факты, и ответ на ваш вопрос становится понятным и очевидным сам собой. Если сам Господь не осуждал и не упрекал воинов за их военную службу, то, как это можем делать мы, грешные люди? Понимая, что тем самым они защищают каждого из нас от зла, от порабощения и всё это ценой собственной жизни! А это, как известно, является одной из величайших заповедей Божиих, о которой нам сказал сам Христос, что «никто нет большей любви, чем кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Именно эту заповедь выполняют наши мужественные воины, которые сегодня защищают нас, возлагая свои души за всех украинцев.

«Официальная капелланская деятельность – достижение Церкви и Государства»

— Оправдал ли себя институт капелланов? Кто они для воинов на самом деле – замполиты, духовные наставники или боевые собратья?

— Я даже больше скажу, не только оправдал, но и дальше каждый день оправдывает себя. Все эти события, эта война лишь свидетельствует, что войско нуждается в капелланах, их служение в рядах Вооруженных сил важно, актуально и необходимо! В современных условиях мы убеждаемся, что военнослужащие нуждаются в реальной духовной опеке священника, из-за особенности своей службы, требуют ее больше любого другого социального положения. Мы видим их героизм, гордимся их мужеством, но, как и все люди, они тоже устают. Эти страшные ужасные картины войны, которые они видят каждый день и ежеминутно, не проходят мимо их сердца. Утрата, боевых собратьев, ранения, переживания и печали по своей семье всё это тоже влияет на их морально-духовное состояние, наносит их душе ран. И именно капеллан своей молитвой, своим пастырским добрым словом, поддержкой, патриотической проповедью помогает им перенести все эти переживания, пройти эти испытания, тем самым он поддерживает их боевой дух! Причем капелланы также рискуют своей собственной жизнью. И за эти месяцы с начала полномасштабного вторжения в нашей Церкви, к великому сожалению, есть погибшие капелланы.

Эту важную роль капеллана подтверждают и сами командиры и военнослужащие. В частности, об этом они говорят мне в наших личных разговорах. Да и сам я собственными глазами вижу, как воины высоко ценят капелланов. Они для них не какие-то рядовые работники, а их духовные собратья. Те, кто готов поддержать их в любую минуту, и в мирное время, и в укрытии во время воздушной тревоги, и даже в окопе во время боя, обстрелов.

Вот я даже скажу, что один из наших капелланов, по понятным причинам не буду называть его имени, и где именно он несет свое служение с начала русского вторжения переехал в воинскую часть. Там он спит на самой обычной раскладушке, живёт, как и все, чтобы предоставлять воинам свою поддержку в формате 24/7. И тем самым он дарит им надежду и собственным примером укрепляет их веру. Ведь, как я часто напоминаю: «на войне, в окопах, атеистов нет»! И таких жертвенных священников и в нашей епархии, и вообще по всей Украине, я уверен, есть немало.

Очень радует тот факт, что на сегодняшний день у нашей Церкви больше всего капелланов, которые несут своё служение в ВСУ, Национальной гвардии и других военных формированиях нашей страны. Также хотел бы отметить, что сейчас уже есть соответствующее законодательное урегулирование их деятельности. И вот буквально недавно, 1 ноября, наш Предстоятель Блаженнейший Митрополит Епифаний вручил первой группе капелланов, если не ошибаюсь, это около сотни священников со всей Украины, среди которых и капелланы нашей епархии, мандаты о праве осуществления военной капелланской деятельности. И это уже великое достижение нашей Церкви и Государства. И стоит отметить, что это сотрудничество продолжается и дальше, и я уверен, что в будущем оно принесет еще много хороших плодов.

«В Днепре развернул свою деятельность самый большой гуманитарный хаб».

— В чём помощь епархии защитникам, мирным гражданам и тому подобное?

— В нашей епархии отдельные священнослужители оказывают помощь, как военным, так и вынужденным переселенцам, которых ежедневно становится всё больше. Наши священнослужители несут служение капелланов и в армии, и в больницах, в военном госпитале. Также священники в Днепре, Каменском и других населенных пунктах раздают горячие обеды нуждающимся, и что важно — на постоянной и бесплатной основе делали это ещё и до 24 февраля. Кроме того, за все это время были розданы десятки или даже сотни тонн гуманитарных наборов, лекарств и т.д. Я сейчас не хочу кого-то выделять, чтобы не обидеть других.

Вот, к слову, в конце октября, у нас в епархии состоялась встреча всех священников-волонтеров с главой Днепропетровского областного совета Николаем Лукашуком, во время которой Николай Васильевич наградил таких священников государственными наградами, а это более 40 священников со всей области. Каждый из них по мере своих сил осуществляет волонтерскую деятельность на базе своего прихода, в сотрудничестве с другими волонтерскими центрами, благотворительными или общественными организациями. Какую-то часть этого огромного труда мы освещаем на своих информационных ресурсах, но это лишь малая часть той большой работы, которую сейчас проводят наши священники.

Кроме этого, в городе Днепре развернул свою деятельность крупнейший гуманитарный хаб нашей Церкви, которым занимается Митрополит Донецкий Сергий вместе со священниками из Донецка. Они были вынуждены покинуть свои дома и переехать в наш город. Мы всегда стараемся им помочь и всячески поддерживаем их и этот волонтерский центр, который ежедневно предоставляет по несколько сот пищевых наборов семьям беженцев, а также передает помощь и воинам и людям, живущим на территориях уже деоккупированных.

Также я хотел бы отметить, что ещё до этого полномасштабного вторжения в нашей епархии реализовалось много социальных проектов. Большинство из них стало возможным благодаря поддержке мецената нашей епархии Александра Владимировича Петровского и возглавляемого им международного благотворительного фонда «Солидарность». Вообще благодаря Александру Владимировичу и его друзьям в нашем городе и области строятся новые храмы, монастыри и реализуется много добрых дел для людей.

Много усилий возложено на увековечение памяти павших героев. Только в прошлом году мы освятили мемориалы в честь наших героев, которые стараниями Александра Владимировича предстали в Пятихатском районе, Новомосковске, Никополе, Желтых водах и т.д. Это великое и благословенное дело, ведь оно всегда будет напоминать нашим потомкам, благодаря которым, они имеют светлое и мирное украинское небо.

Кроме этого, вместе с фондом «Солидарность» наши священники и монахини Благовещенского монастыря г. Днепра регулярно посещали и на постоянной основе заботились и продолжают заниматься детьми-инвалидами, детскими домами. У нас каждый год проводились молебны и встречи с семьями погибших героев, а также воинов, которых считают пропавшими без вести.

Также хотел бы напомнить, что наши священники вместе с художественным коллективом Днепровского национального театра имени Т. Г. Шевченко во главе с директором Оксаной Ивановной Петровской, начиная с 2014 года, неоднократно ездили в район АТО к нашим защитникам, поддерживали их, молились вместе с ними, подбадривали их боевой дух. И сейчас этот театр делает очень многое для поддержки наших воинов и переселенцев. Я был очень сильно и приятно поражен, когда увидел, как актеры в театре вместо спектаклей начали плести маскировочные сетки, вместо сценических костюмов стали шить форму для воинов и вещи первой необходимости. И когда я, по приглашению Оксаны Ивановны, пришел их благословить, то увидел столько силы и мужества в их глазах, что еще раз убедился, что этот народ не преодолеть! Поэтому даже не нужно сомневаться, что победа будет обязательно наша!

«Идеологические враги и мишени для оккупантов»

— Как относятся захватчики к священникам ПЦУ на оккупированной территории? И что делают сами служители?

— Благодаря Богу, оккупанты не вошли и не завладели ни одним районом нашей области. И потому, тоже благодаря Богу, ни один из священнослужителей нашей епархии не оказался на оккупированной территории, поэтому и дальше ведёт своё служение на Украинской земле. Конечно, в некоторых районах, находящихся под частыми вражескими обстрелами, это, в частности, Никопольская, Апостоловская, Заленодольская общины были случаи, когда пострадало имущество наших священнослужителей. В частности, в г. Марганце из-за обстрелов полностью разрушено здание нашего священника. К счастью, члены его семьи, как и сам священник, не пострадали.

Относительно того, как захватчики относятся к священникам Православной Церкви Украины, я могу рассказать только из моих собственных наблюдений и общения, например, со священниками Донецкой епархии, и, в частности, её правящего архиерея — Митрополита Сергея, о котором я уже упоминал, и какой я уже упоминал, был вынужден покинуть свой кафедральный город – Мариуполь. Если быть более точным, то он дважды вынужден был покинуть свой кафедральный город. Впервые в 2014 году, тогда ему пришлось из Донецка переехать в Мариуполь, который, собственно, и покинул весной 2022 года.

Из общения с ним и его священниками могу сказать, что отношение оккупантов к священнослужителям крайне негативное. Ведь, как мы знаем, они пришли, чтобы уничтожить всё украинское и силой навязать здесь свою идеологию, свой русский мир. И конечно, что наши священники являются для них своеобразными идеологическими врагами, которых они хотят уничтожить, как собственно и все украинское.

Похожая ситуация и в других оккупированных городах. Очень часто на священников, которые остаются на оккупированных территориях, оказывается давление со стороны оккупационных властей, есть даже случаи заключения и пыток. В большинстве случаев храмы нашей Церкви либо полностью закрывают, и там запрещается совершать богослужения, либо просто их отбирают у Украинской Церкви.

Сами же священники поступают так, как должны поступать, во-первых, пастыри, а во-вторых, граждане Украины. Они остаются верны своей вере и своей Родине. Из-за чего и становятся мишенью для оккупантов.

С некоторыми из священников нам удается поддерживать связь, но это очень тяжело потому, что на этих территориях его просто нет, ведь отсутствует интернет и т.д. Но мы всегда за них молимся и верим, что Господь сохранит их целыми и невредимыми.

– Вы упомянули о Томосе. Уже в скором времени, 15 декабря, будет четвертая годовщина со дня Объединительного собора. Что изменилось за это время? Какие возможности благодаря Томосу получила ПЦУ в отличие от других конфессий, – какие плюсы и минусы? Особенно на международном влиянии, отношении в других странах и т.д.

— Прежде всего, и Объединяющий Собор, о котором вы упомянули, и дарование Томоса об автокефалии — это эпохальные и выдающиеся события в истории нашего народа. Наши предки боролись за право иметь свою независимую Церковь. И вот именно в 2018 году, именно 15 декабря, в величественной и древней Софии Киевский, это желание наконец-то исполнилось. Ведь тогда был положен конец разделению и создана Единая Поместная Украинская Православная Церковь, которая и получила этот долгожданный документ. Вот это церковное единство является одним из первых и весомых достижений, которые дарили нам эти процессы.

Но кроме этого мы получили ещё ряд возможностей. В частности, это признание и общение с другими поместными церквями, на равноправных условиях, как полноценная Церковь, которая занимает почетное 15-е место в диптихе, то есть перечне всех поместных церквей. Благодаря этому признанию наши священнослужители и верующие посещают Грецию, Святую гору Афон, где совершают богослужения, посещают святые места. Никаких проблем в этом нет.

«Прочие» юрисдикции, размещенные в Украине, имеют зависимость от других зарубежных центров, что лишает их субъектности. ПЦУ полностью независимо, что и является плюсом, и на всеправославной международной арене она является полноценной и законной Церковью Украины, и выступает как отдельный и независимый ни от кого субъект. Конечно, есть некоторые силы, которые хотят это отрицать, но такие действия обречены на поражение. Ведь другого пути, кроме признания нашей Церкви всеми другими поместными церквями, — нет и точка.

— Как складываются отношения с местными общинами? Что следовало бы наладить?

— Сейчас у нас, в частности, в нашей области, сложились хорошие партнерские отношения с представителями областной власти. Понятно, что у нас сейчас общая цель — это наша победа, мы за неё молимся, и всегда помогаем власти, и приобщаемся к тем проектам, которые приближают этот заветный день. В целом, я бы хотел отметить, что государственно-церковный диалог продолжается, есть вопросы, которые мы вместе решаем.

Конечно, есть и некоторые неприятные моменты, связанные с отдельными власть имущими, их заявлениями и тому подобное. Мы же, как Церковь, призванная говорить правду и свидетельствовать истину, не можем их поддержать. Даже не хочется сейчас, в такое нелегкое время, такие заявления комментировать, ведь у нас сейчас совсем другая цель. И я считаю, что все сейчас должны заботиться о нашей Родине, а не зарабатывать себе дивиденды на предстоящие выборы.

Впрочем, все это временное, и, несмотря ни на что, Церковь всегда говорила, и будет говорить правду, и всегда будет вместе со своим украинским народом, единственным источником власти в нашей стране. Вот напомню вам пример, что в 2014 году, когда наша Украинская Церковь после расстрелов на Майдане Независимости официально прекратила молиться за власть, за несколько дней Янукович сбежал из страны. Выводы можете сделать сами. Но, что понятно однозначно, не нужно пытаться враждовать с Церковью. Таких случаев в истории было немало, но завершались они не очень хорошо. Ведь, как я всегда подчеркиваю, власть и должности – это всё временное, а Церковь была и будет.

«Принято решение о духовной опеке украинцев за границей»

— Сегодня миллионы украинцев оказались за границей, в том числе и прихожане ПЦУ. Что для них делает Церковь, как совершаются служения?

— Этот вопрос недавно рассматривался на очередном заседании Священного Синода (руководитель Церкви) нашей Церкви, которое состоялось в Киеве 18 октября. На нем было принято решение об образовании особой капелланской миссии, которая будет заниматься духовной опекой украинцев, вынужденных покинуть свою Родину. Эта миссия будет действовать в сотрудничестве с местной епархией той или иной страны. На практике её работа будет проявляться в том, что в украинскую общину, которая находится за границей, будет отправлен священник, который будет совершать богослужение на украинском языке с соблюдением наших благочестивых традиций. Сам же священник будет находиться на условиях временной командировки.

Кроме этого, наш Предстоятель, Блаженнейший Митрополит Епифаний обратился с соответствующим официальным письмом Вселенскому Патриарху Варфоломею с просьбой помочь в решении этого вопроса. Ведь согласно с Томосом об автокефалии Православная Церковь Украины нет возможности основывать приходы за географическими пределами Украины. Согласно тому же Томосу, наш Предстоятель и Священный Синод имеют право обращаться к Вселенскому Патриарху с просьбами к решению различных вопросов, одним из которых является и вопрос духовной опеки беженцев.

В упомянутом письме он находится в свободном доступе, и каждый желающий может его прочесть, Митрополит Епифаний всё очень подробно обосновал, ссылаясь на соответствующие каноны Церкви, и высказал предложения нашей Церкви для успешного внедрения этой миссии. И я думаю, что она будет одобрена в Константинополе и будет иметь успех, и принесет пользу всем нашим согражданам, братьям и сестрам — украинцам, которые временно находятся за рубежом.

Беседу вёл Владимир Рыбальченко, Днепропетровская область.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Россия строит новые торговые маршруты в Азии: как Москва может лишиться санкций

Россия занимается прокладкой двух новых транспортных коридоров, свяжущих Азию и Европу. Москва таким образом стремится ослабить санкции Запада. Bloomberg пишет,...

Актуально