Пятница, 26 апреля, 2024

Православный мир идёт к тому, чтобы полностью отторгнуть от себя РПЦ – грузинский богослов

Must Read

В Москве и шапка горит.

Среди стран, объявленных властями РФ “недружественными”, оказались традиционно православные Греция, Черногория, Болгария, Кипр, Румыния и Северная Македония. Но это только усиливает изоляцию РПЦ в христианском мире.

У всякой религиозной традиции есть свой «символический капитал». С точки зрения религиоведов, «символический капитал» составляют «культурные знаки и архетипы, принципы публичной морали и нормы поведения», присущие той либо другой религиозной традиции. Для РПЦ Московского Патриархата, возникшего в самый сложный для русской церковной истории период 1920-40-х гг., к таким символам всегда относились признание со стороны других поместных православных церквей, живая связь с такими сакральными центрами православия, как Святая гора Афон (Греция) и Святой град Иерусалим, с древними патриархатами Востока. Ссылки на эти связи и признание многие десятилетия оставались главным аргументом РПЦ в полемике с другими «ветвями» российского православия, не признаваемыми детищем сталинской церковной политики, — с Русской зарубежной церковью, катакомбниками и даже старообрядцами.

В 1 пункте I главы Устава РПЦ её канонический статус напрямую связывается с «веручебным единством и молитвенно-каноническим общением с другими Поместными Православными Церквами». Однако в 2018 г. эта стройная, казалось бы, конструкция начала стремительно разрушаться. А после 24 февраля этого года процесс принял обвальный характер — РПЦ, вслед за РФ, стала на путь жесткой международной изоляции. Но если за РФ еще остается некоторый внешнеполитический потенциал в виде отдельных стран Азии, Африки, Океании и Латинской Америки, то «другие поместные православные церкви», на признании которых РПЦ основывает собственную каноничность, находятся в том, не принимающем и никогда не геополитическом ареале примет то, что РФ делает в Украине. Тем более, с точки зрения этих самых поместных церквей, Украина является вторым по количеству приходов православным государством в современном мире.

Лишь несколько из этих приходов — на территориях, не занятых ВС РФ, — продолжают считать себя принадлежащими к Московскому патриархату и поминать Кирилла (Гундяева). Российская “Новая газета” предусматривала полную международную изоляцию РПЦ ещё в начале конфликта.

Пожалуй, самым чувствительным вызовом благочестивому сознанию верных детей РПЦ оказался разрыв со Святой горой Афон. Он произошел как минимум на двух уровнях – каноническом и политическом. На первом — еще в 2018 г., когда синод РПЦ, разделяя крайнее раздражение патриарха Кирилла, решил разорвать общение с первым по чести в православном мире Константинопольским патриархатом, также называемым Вселенским. Поводом стала подготовка к предоставлению автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ) и признанию незаконности аннексии Киевской митрополии Московским патриархатом в конце XVII ст.

Политический разрыв окончательно оформился в начале марта этого года, когда правительство РФ включило православную Грецию, на территории которой находится Афон, в «недружественные государства».

«Именно из Афона мы приняли практику духовной жизни, — говорил несколько лет назад влиятельный протоиерей РПЦ Дмитрий Смирнов (умер 21 октября 2020 г. от последствий коронавируса). – Афон 1000 лет привлекает взгляды русских людей. Не утратил своего значения и в наши дни. Сейчас мы живем в такую ​​эпоху, когда народ наш расцерковился и снова ждёт просветления со Святой Горы». Это значение Афона связано с его уникальным статусом монашеской республики — содружеством 20 древних монастырей, стремящихся поддерживать эталонный уклад монашеской жизни. А именно такая жизнь, по православным представлениям, лучше всего позволяет исполнить заповеди Евангелия и достичь обожания — таинственного соединения с Богом через Его нетварные энергии. На Афон запрещен доступ женщинам, там нет регулярного транспортного сообщения и какой-либо промышленности, еще недавно не было даже электричества. В общем, созданы идеальные, «лабораторные» условия для сосредоточенной христианской жизни в непрерывной молитве.

«Новообращенные» российские олигархи и чиновники по-своему оценили особый статус и условия Святой горы — в начале «нулевых» в их среде сформировался элитный «Афонский клуб», куда, по разным сведениям, входили Георгий Полтавченко, Андрей Турчак, Сергей Нарышкин, братья Гурьевы, Иван Саввиди…. На землях, принадлежащих Русскому Пантелеимону монастырю на Афоне, были построены элитные коттеджи с курортной инфраструктурой, а в саму обитель потекли такие щедрые пожертвования, которых она никогда не видела за свою 1000-летнюю историю.

Ещё до разрыва общения РПЦ с Константинопольским патриархатом последний пресек антиканоническую практику «двойной юрисдикции» над монастырем Пантелеимона — теперь РПЦ не имеет к нему никакого отношения. Как и все афонские обители (за исключением «мятежного» Эсфигмена), он подчиняется непосредственно Константинополю, а все его монахи имеют греческое гражданство, хотя служат по-церковнославянски.

“Афонский клуб” после 24 февраля практически прекратил свою деятельность, роскошные коттеджи простаивают, и лишь редкие российские паломники умудрились этим летом проникнуть на Афон. После появления в греческой печати сведений о попытках использования Пантелеймоновского монастыря как разведывательно-диверсионного центра РФ обитель села на голодный паек — пожертвования из России или из сомнительных источников в российской диаспоре блокируются греческими властями. Российский МИД со своей стороны обвинил греческие медиа в распространении «неточной информации» о России.

Вселенский патриарх Варфоломей, посетивший Афон в мае, помолился с игуменами Святогорских монастырей о прекращении войны в Украине и пообещал не выселять из Афона монахов русского происхождения, если они не будут «провоцировать».

Тогда же Варфоломей сделал и своё историческое заявление о том, что Кирилл (Гундяев), если в нём ещё живы остатки совести и христианской веры, должен оставить свой престол, подать в отставку и разоблачить Путина. Один из афонских архимандритов – тёзка Патриарха, Варфоломей – выразил ещё в начале марта «солидарность и поддержку украинского народа».

Он предположил, что в случае оккупации Украины РФ не ограничится «денацификацией», но займётся также «исправлением» статуса Православной Церкви Украины, насильно возвращая её к подчинению Москве, как сейчас происходит на территориях, контролируемых ВС РФ. Но «то, что заложено Богом, человек не может уничтожить», – напомнил архимандрит.

Среди афонских зилотов, живущих полулегально не в монастырях, а в одиноких кельях и даже в пещерах, немало людей с радикальными взглядами. Однако за последние пять месяцев с их стороны не звучало каких-либо высказываний, одобряющих действия РФ или признающих власть и противящийся народ Украины «нацистами». Можно уверенно заключить, что главный для РПЦ духовный авторитет — Афон — не с Кремлем и не с верной ему Московской патриархией.

Священноначалие православных церквей других стран — как попавшие в список «недружественных», так и те, которые ещё не попали в него, — совершенно единодушно в осуждении действий РФ и периодически выражает шок от явно нехристианской (если не сказать больше) позиции господина Гундяева, возглавляющего РПЦ. В этом отношении у Московской патриархии не осталось ни одного (!!) союзника: даже самый верный ему (и самый зависимый от него) Сербский патриархат, возглавляющий ныне «прозападный» патриарх Порфирий, включился в обще православную кампанию осуждения Москвы. 2 июня Порфирий возглавил антивоенное шествие в Белграде, а до этого несколько раз демонстративно встречался с украинскими беженцами, которым говорил слова поддержки и оказывал материальную помощь.

Коллеги Порфирия из других поместных церквей высказываются гораздо более откровенно. Грузинский патриарх Илья II, также традиционно считавшийся в Москве своим союзником, в проповеди 28 апреля не выдержал и очень эмоционально назвал действия наступающих в Украине войск «преступлением». В официальном заявлении от 16 марта патриарх отметил, что «боевые действия под руководством России уносят тысячи жизней…». Несмотря на то, что Грузия считает примерно треть своей международно признанной территории оккупированной РФ и не имеет отношений с Москвой, она пока не включена в российский список «недружественных государств».

Самая большая из преимущественно православных стран в этом списке – Румыния.

Православный патриархат этой страны оказывает гигантскую помощь Украине, собирая миллионы евро на гуманитарную помощь и открывая церковные центры для беженцев. В первый же день полномасштабных боевых действий, 24 февраля, Патриарх Румынский Даниил обвинил Россию в военных действиях «против суверенного и независимого государства».

Подобную же позицию занял Патриарх соседней Болгарской церкви Неофит, который в своём послании сослался на мнение Евросоюза.

Глава Финляндской православной церкви Архиепископ Лев призвал главу РПЦ: «Ради Христа, проснитесь и осудите это зло…. Вспомните свои обеты епископа и патриарха, данные перед Богом, и то, что за них придётся отвечать перед Всевышним». С подобными призывами выступали Папа Римский, Архиепископ Кентерберийский, Архиепископ Афинский.

Голос всего христианского человечества? Но Патриарх Кирилл остаётся глух. Вскоре уже полгода. Какую надо иметь силу воли, укорененной во зле, чтобы за такой долгий срок не прислушиваться к сотням авторитетных голосов, не услышать запах проливаемой крови, дым от развалин разрушенных городов и сел, храмов и монастырей, поднимающийся к небу вместо благовоний фимиаму! Воистину трагический финал псевдорелигиозной организации, созданной в 1943 году Сталиным на месте репрессированной им же в конце 30-х Православной Церкви и им же переименованной из Русской на Русскую.

Православный мир движется к тому, чтобы полностью отторгнуть от себя РПЦ, официально признав её руководство чужим христианству, а саму Московскую патриархию — нерелигиозную организацию, дело которой будет рассматриваться на трибунале по итогам этого кошмара. Православные богословы из разных стран подписали ещё в марте документ, в котором учение Московской патриархии, оправдывающей военное насилие, понимается как богословская ересь. Авторы представили его предстоятелям поместных церквей, которые готовятся к суду над Патриархом Кириллом, ради которого может быть созван новый Всеправославный собор.

Источник: богослов Мамука Путкарадзе / Перевод Духовного Фронта Украины.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Вселенский Патриарх на торжественном открытии выставки «Город Драмы – мост дружбы»

Увлекательная история и яркое культурное наследие греческого города Драма раскрываются во времени на увлекательной фотовыставке под названием «Город Драма...

Актуально