Понедельник, 29 апреля, 2024

Пусть для тех, кто сейчас стоит на переднем крае борьбы со злом, святой Николай будет помощником и покровителем, – Митрополит Епифаний

Must Read

Этот святитель является одним из самых почитаемых Церковью праведников, сказал в своей проповеди Предстоятель ПЦУ.

И, наверное, после Богородицы именно к нему чаще всего обращаются с просьбами о молитвенном покровительстве, помощи, защите, утверждении в правде. Ибо сам он, достигнув совершенства во многих добродетелях, к которым должен стремиться каждый человек, является для нас одновременно и образцом, и наставником и учителем, и молящимся за нас перед Богом. Чтобы и мы, когда подражаем его жизни, также преуспевали в добре.

Прежде святой Николай известен среди людей своей добротой и милосердием. При своей земной жизни он прославился многочисленными добрыми делами, милосердием к нуждающимся, жертвенными поступками. И как тот, кто сам достиг совершенства в этих добродетелях, он помогает тем, кто желает творить добрые дела.

С давних времен память святителя Николая соединилось в народных обычаях с подарками, которые делают христиане, как проявление любви к ближнему. Особенно среди нашего народа принято делать подарки детям, но не просто так, а с побуждением их к добрым делам, к воспитанности, к учебе.

Этим хорошим обычаем мы подражаем любви и щедрости святого Николая, становимся его помощниками. В то же время мы напоминаем и самим себе, и особенно детям, что наиболее важно моральное добро, приумножение дел любви, рост и совершенствование в полезных делах. А материальное проявление этого, те определенные вещи, которые мы дарим друг другу – это лишь внешняя сторона того, что должны иметь глубокие духовные корни.

Этот обычай также напоминает нам божественную истину, что добро и любовь побеждают и никогда не остаются без вознаграждения. Ибо в чём особое значение добрых дел, щедрости и милосердия к ближним?

Когда человек собирает и приобретает что-то для себя, то он получает это как нечто временное, чего рано или поздно избавится. Ибо то, что у человека есть, он либо потребит, либо использует, потратит. Или течение времени, тление и распад вещей, наш собственный неизбежный уход от жизни мира этого все равно разлучат нас с приобретенными вещами.

Когда же мы делимся определенными материальными благами с ближними, когда проявляем к ним щедрость, жертвенную любовь, благодеем им – то хотя извне вроде бы и теряем подаренное, пожертвованное, избавляемся от того, что отдали, но на самом деле только умножаем то, что имеет ценность внутреннюю, подлинную.

Ибо так мы умножаем сокровище, которое Спаситель называет небесным и вечным. Ведь когда человек собирает и удерживает для себя самого, то радуется только он и радуется временно и недолго. А когда человек благодеет другим, когда проявляет щедрость, жертвенность и милосердие к ближним – то он и им доставляет радость, удовлетворяя их потребности, и сам наполняется радостью, имея за содеянное добро внутреннее моральное вознаграждение от Бога.

Сам Господь, когда возвещает ученикам о конце света и о последнем суде для всего человечества, то на дела милосердия, на жертвенность к нуждающимся указывает как на главное мерило и образец, по которым будет происходить оправдание или осуждение каждого лично.

Сын Божий свидетельствует, что всякое доброе дело, совершенное для ближнего, Он принимает как то, что сделали для Него Самого. И наоборот, когда человек имел возможность делать добрые дела, но оставался безразличным к голодным и жаждущим, к нагим, к больным, к путешественникам, к заключенным, то есть ко всем, кто по разным причинам находится в трудных обстоятельствах – то такое безразличие к нужд ближних Христос принимает как безразличие к Нему Самому.

Через осознание этой истины мы как христиане должны лучше понимать, что наша благотворительность, наша жертвенность – не только праздничная традиция и не может ограничиваться сегодняшними сладостями и подарками для детей. Жертвенность и милосердие – неотъемлемая часть истинной христианской совершенной жизни, она открывает нам двери в рай, к жизни вечной с Богом. Наша милость к ближним привлекает к нам самим милость Божию. И каждый человек, умножающий добрые дела для ближних – тем самым умножает и своё собственное сокровище на небесах, но также и распространяет свет и любовь здесь, на земле.

Хотя святой Николай известен милосердием и щедростью, но эти добродетели в нём выросли и дали щедрый плод не самим собой, а благодаря глубокой, твердой, живой и деятельной вере. От юности познав истину евангельского учения и всей душой отдавшись исполнению заповедей Божиих, Николай достигал совершенства в добродетелях подобно многоплодному дереву, имеющему глубокие корни. Корни добродетелей святого Николая – это истинная, истинная, твердая христианская православная вера. Благодаря этой вере он достиг плодов добрых дел. А кто не имеет веры – подобен дереву без корней, ибо хотя и может сохранять какое-то время внешний вид, но, не имея пищи – не может приносить само собой плодов и скоро засыхает и погибает.

Поэтому хотя чаще всего святого Николая прославляют за милосердие и благотворительность и в них видят образец для подражания, но следует помнить, что основой истинных добрых дел есть истинная вера. Ибо без Бога, как свидетельствует нам и Писание, не можем творить ничего, то есть никакого подлинного добра. А с Богом, с Его помощью и направлением, можем даже творить и чудеса.

И святитель Николай является тому примером. Ибо он не зря именуется Чудотворцем. Ведь и во время его земной жизни за его молитвами Бог совершал много чудес. И после его ухода к вечности Николай не перестает молиться о нуждающихся и продолжает служить нуждам тех, кто обращается к нему, особенно находящихся в трудных обстоятельствах. Поэтому хотя со времени земной жизни святителя Николая прошло семнадцать веков – он и ныне, как и в древности, продолжает совершать своё духовное служение и чудесами подтверждает справедливость веры и упования людей на Бога, показывает ценность и значение милосердия и жертвенности.

Дорогие братья и сестры!

В завершение наших размышлений о добродетелях, которые учит нас святитель Николай, мы должны вспомнить событие, которое хотя и имеет светское происхождение, но тесно переплетается со сказанным ранее. Сегодня мы, как украинский народ, чествуем наших защитников, наших воинов. Их служение действительно связано с наивысшим проявлением жертвенности, с готовностью на деле, буквально, душу и тело положить за свободу Украины, за свободу и лучшее будущее нашего народа и грядущих его поколений. Поэтому наша общая обязанность особенно сейчас, в условиях войны с российским агрессором, поддерживать наши вооруженные силы, возносить за наших защитников свои молитвы и направлять наши усилия на достижение победы и мира для Украины.

Поздравляя всех наших воинов с праздником, хочу напомнить, что кроме других его добродетелей святитель Николай почитается также как защитник и помощников всех, кто защищает правду и добро. Пусть и для них, для тех, кто сейчас стоит на переднем крае борьбы со злом, святой Николай будет помощником и покровителем!

Напоследок, как определенный итог перечисленных нами добродетелей милосердия и живой деятельной веры, которых нас учит святой Николай, пусть ещё раз прозвучат слова пожеланий, услышанные нами из сегодняшнего чтения Послания апостола Павла: «Бог же мира, Который поднял из мертвых Пасты я завету вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершенствует вас во всяком добром деле, во исполнение воли Его, делая у вас благоугодное Ему через Иисуса Христа: Ему Слава во веки веков! Аминь» (Евр. 13:20–21).

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Архиепископ Австралии: Голос народа не всегда является голосом Бога

 «Будем растить любовь в своих сердцах, культивируем её и передаём её важность нашим детям». С таким родительским наставлением обратился...

Актуально