Четверг, 2 мая, 2024

Религиовед Людмила Филиппович рассказала, есть ли шансы у УПЦ МП выйти из кризиса

Must Read

Учитывая последние события вокруг Украинской православной церкви Московского Патриархата, её связи с Русской Православной Церковью и уголовные дела, возбужденные СБУ против духовенства УПЦ в единстве с МП, кажется, уже ничто не сможет спасти эту церковь от широкого общественного порицания.

Об этом в интервью программе Факты ICTV рассказала доктор философских наук, вице-президент Украинской ассоциации религиоведов Людмила Филиппович.

По её словам, в церкви есть люди, которые искренне верят в Бога, служат Богу, которые являются образцом христианского милосердия, справедливости, но многое о церкви говорят её руководители, то есть руководители. «С руководителями в этой церкви после смерти Митрополита Владимира (Сабадана), наверное, не удалось», – говорит Людмила Филиппович.

Религиовед убеждена – не может быть ситуации, когда на твою страну нападает враг, а ты не знаешь, как бы это усесться и усидеть на двух стульях.

И здесь возникает выбор: либо занять государственную позицию и защищать интересы страны, либо продолжать духовные и персональные связи с церковью страны-террориста.

«Ты либо занимаешь позицию и защищаешь интересы своего государства, либо продолжаешь эти духовные, евхаристические, организационные, личностные и персональные связи с церковью, находящейся на территории страны-агрессора. Этой церкви неоднократно, знаете, показывали, разъясняли, что в такой ситуации так поступать нельзя. И хочу сказать, что многим удалось достучаться», – подчеркнула религиовед.

Как аргумент вице-президент Украинской ассоциации религиоведов приводит информацию о переходах приходов из УПЦ в Православную церковь Украины (ПЦУ). По её данным, с 24 февраля из-под юрисдикционного подчинения УПЦ МП к ПЦУ уже перешли почти 700 приходов.

Однако общая ситуация в Украинской православной церкви, по мнению Людмилы Филиппович, кризисная. И, кстати, так думают и сами руководители церкви.

«Потому что скандалы последних дней, которые выяснились после обысков, сделанных и в Киево-Печерской лавре, и, в частности, в Черновицкой митрополии, свидетельствуют о том, что церковь находится в страшном состоянии. Она теряет нравственный авторитет. Как сказал один из моих студентов: МП – малое предприятие, которое занимается не предоставлением духовных услуг, не обереганием человеческих душ, не попечительством тех жаждущих людей, которым нужна помощь. Она как служба по предоставлению услуг. Надо крестить, нужно отпеть, а все это делается в церкви за деньги», – отметила доктор философских наук.

Людмила Филиппович отмечает: церковь неоднократно переживала такие периоды, но это заканчивалось для церкви очень и очень грустно.

Именно поэтому не хочется, чтобы миллионы украинцев, идентифицирующие себя и связывающие с Украинской православной церковью, остались без духовного руководства. Людмила Филиппович считает, что сейчас многие православные находятся прямо в состоянии ужасного разочарования.

«Я не знаю, как эта церковь выйдет из этого страшного кризиса. Будут ли приняты какие-либо решения? Или как всегда – все спустится на тормозах: где-то кому-то занесут, объяснят, попросят, убедит, и будем мы жить с этой опухолью еще много-много лет», – отметила религиовед.

Людмила Филиппович обращает внимание, что прекратить деятельность религиозной организации можно либо в результате ее самороспуска, либо по решению суда. Но юридическими лицами у нас, согласно законодательству, есть не сама УПЦ МП или какая-либо другая церковь, а именно приходы. То есть – низовые звенья, состоящие из священников на местах и ​​верующих. Поэтому, даже если Верховная Рада примет закон о запрете Русской православной церкви и связанных с ней организаций – вопрос в другом: будет ли он выполняться?

Несмотря на это, сегодня Россия воспринимает УПЦ МП как органическую часть своей церкви, считает доктор философских наук.

«Поэтому я не знаю, какие аргументы УПЦ может найти, чтобы убедить всех в том, что они автономны и независимы, почти автокефальны. Связи всё равно сохранились. Ну и что, что вы не ездите на синоды в Москву. В Москву сейчас не только на синоды не ездят. Даже политические деятели не ездят, к родственникам никого не пускают. Дело ведь не в этом. А дело в том – какими документами вы руководствуетесь в своей деятельности», – сказала Людмила Филиппович.

Она рассказала, что на соборе УПЦ МП 27 мая ссылались на грамоту, полученную от Алексия II (бывшего патриарха Московского, – Ред.). И в этой грамоте первыми строчками было написано, что УПЦ является частью РПЦ.

«И попытайтесь теперь возразить. Или они не дочитали или не доработали эти вещи. Вы можете заявлять все, что угодно. Но ведь мы судим не по словам, а по действиям», – подчеркнула Филиппович.

Она отмечает, что в настоящее время в УПЦ МП уже признают в Украине не гражданскую войну, а агрессивную войну со стороны России. Также в храмах отпевают погибших воинов и рассказывают о верующих Украинской православной церкви, которые сейчас на передовой защищают Украину.

Однако общий настрой в церкви не изменился, особенно среди её руководства.

«Они 70 лет были воспитаны, влюблены именно в московской традиции, именно в доктрине этого русского языка. Они до сих пор Украину воспринимают как вторичное государство. Украинский язык для них – помесь русского и польского. Они повторяют абсолютно все нарративы, заложенные в доктрину “русского мира”. Ну, и если им не хватило восьми лет этой войны, а тем более – этих девяти месяцев, значит, это неисправимо, это уже невозможно изменить. Они с этим, наверное, должны уйти из этой жизни», – подчеркнула Людмила Филиппович.

И все же, по мнению вице-президента Украинской ассоциации религиоведов, шансы выйти из этого кризиса УПЦ МП имеет.

Религиоведа надеется на часть духовенства, которая осознает и нынешнюю ситуацию, и место и роль церкви в государстве, воюющем за свою независимость.

«Дело в том, что церковь – это как монархия. Там очень жесткая дисциплина. И вы понимаете, что этот самый Онуфрий или Антоний, если вы скажете слово против него – так далеко вас зашлет, что вы и не будете знать названия того населенного пункта, где будете творить новый приход и заниматься верующими УПЦ», – считает религиовед Людмила Филиппович.

Доктор философских наук также упоминает историю мировой религии и сравнивает нынешнее время.

«Раньше, когда хотели кого-то из епископов или лидеров церкви отметить – говорили: Иоанн Златоуст или Василий Великий. А сейчас говорим – Паша Мерседес. Понимаете, как поменялись акценты? Раньше мы в людях ценили мудрость, правильность решений, справедливость, милосердие. А сегодня что мы ценим? Богатство, власть, унижение других. Мы же знаем, кто такой Паша Мерседес», – говорит Филиппович.

Такой кризис точно не нужен Украине и украинцам. Религиовед убеждена, что в нынешней ситуации нужно всем объединиться и побеждать врага не только на передовой, но и единым духовным фронтом идти против России и “русского мира” внутри Украины. Ибо “пятая колонна” до сих пор действует и влияет через церковь на украинцев.

Людмила Филиппович рассказала, что приходская жизнь Украинской православной церкви в единстве с МП не изменилась: службу проводят на церковнославянском языке; вся литература – ​​русскоязычная. Единственная книга на украинском, которую пришлось увидеть в одном приходе, – о вреде Киевского Патриархата и Патриарха Филарета. И за время войны ничего не изменилось – за девять месяцев ни одну книгу с той полочки в приходе не забрали и не заменили украино-язычной.

Напомним, Президент Владимир Зеленский взялся за УПЦ МП после смены руководителя СБУ и консультации с Еленским.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

США ввели новые санкции против РФ и стран, помогающих ей производить оружие

США объявили о введении санкций против почти 300 компаний и частных лиц, в частности, в Китае и Объединенных Арабских...

Актуально