Пятница, 3 мая, 2024

Рождение Сына Божьего – это исключительное историческое событие прошлого, которое касается также и настоящего и каждого из нас, – Митрополит Епифаний

Must Read

В воскресный день перед Рождеством Господа нашего Иисуса Христа Церковь через чтение Евангелия напоминает нам о родословии Спасителя. Перечисляя поколения тех, от кого по плоти происходит Господь, Писание преследует цель нескольких задач.

Первое из них – доказать, что Иисус, рожденный Девой Марией, обрученной с праведным Иосифом, есть истинный Мессия, то есть Христос-Помазанник Божий. Что Он действительно Тот, о ком были провозглашены древние пророчества. Ведь было извещено за многие столетия до Рождества Христова и не раз подтверждено, что Спаситель мира будет происходить из рода праотца Авраама, а также от царя от пророка и царя Давида.

Вспомним, дорогие братья и сестры, какую надпись о вине Иисуса вместил правитель Пилат на кресте? «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Спаситель был обвинен, осужден и казнен за то, что был истинным царем, хотя Царство Его – и не от мира сего, как Он Сам засвидетельствовал, отвечая Пилату.

Кто есть Христос, Ему Самому, как и Отцу Небесному, известно. Следовательно, не Богу, а людям предназначено доказательство того, что рожденный в Вифлееме от Марии Девы Богомладенец – настоящий наследник рода царского. Что Он Тот росток из рода Давидова, о Котором было пророчество, как о Спасителе народа Израиля и Царя всего мира.

Когда Иисус через учение Свое и чудеса стал известен в народе, то видим, что часто к Нему обращаются, как к «сыну Давидову», хотя отцом Его считался Иосиф. Видим также, что Его противники во многих вещах неправдиво обвиняли Спасителя, но не упрекали Его, что Он произошел не из рода Давидова и потому не может быть по этому признаку обещанным Мессией.

Поэтому свидетельство родословной было именно для народа, и, как видим, люди принимали его и даже противники не могли этой истины отрицать.

Однако, дорогие братья и сестры, родословная Спасителя, кроме этой непосредственной цели доказать право Иисуса на престол царский согласно пророчествам, имеет и другую цель – доказать, что Христос есть истинный Человек.

Возможно, для некоторых это будет странно звучать, потому что в наше время намного больше усилий приходится предпринимать для того, чтобы доказать божественность Христа. Но не так было во времена древние, когда люди, особенно из бывших язычников, скорее верили в духовное происхождение Спасителя, чем в то, что Он с нами – единственная человеческая природа.

Слыша и зная о чудесах и знамениях, которые сотворил Иисус, слыша в дальнейшем проповедь о Его воскресении из мертвых, современные Ему поколения, как и последующие, подвергались искушению поверить, что это был некий особый посланник Божий, ангел или дух, но не человек. По этому поводу возникло немало ересей, искажающих Евангелие, отвергая истинность во Христе человеческой природы и тождество Его природы с нашей.

Но это тождество является краеугольным камнем спасения. Ибо ради исцеления и восстановления человеческой природы, освобождения человечества от рабства греха и смерти Христос истинно воплотился и стал истинным человеком. Как первосозданный Адам был родоначальником всех людей, так и Христос становится новым Адамом, родоначальником восстановленного, очищенного от греха человечества. Он совершает это обновление в Своей собственной человеческой природе, а через Себя совершает это для всех людей. Чтобы всякий, кто уверует во Христа и соединится с Ним, имел через Него и в Нем жизнь вечную.

Поэтому еще одна задача услышанной нами родословной Иисуса – доказать, что Он есть истинный Сын Человеческий. Который не зря или мысленно жил с людьми, но истинно родился как человек, принял человеческую природу, и потому имел предыдущую родословную. Ибо нет человека без предков, без поколений тех, от кого он происходит. Поэтому и Христос, как человек, имеет предков земных, которых и перечисляет Писание.

Ещё одной задачей приведенной родословной является утверждение историчности и реальности жизни Христовой. Ибо не только тогдашнее человечество античного мира, но и нынешнее, жило и продолжает жить многочисленными мифами, то есть воображаемыми историями, придуманными с разными целями. Но Христос – не мифическая личность, не плод воображения или фантазий. Он реально жил в конкретное историческое время. В годы правления Римским государством кесаря Августа Он родился в Иудейской земле, в городе Вифлееме. А в правление следующего кесаря Тиверия был распят на кресте по приказу римского начальника Пилата.

Поэтому родословная Спасителя подчеркивает Его связь с человеческой историей. Он Сам, как и поколение Его предков, жил в конкретное время, по плоти принадлежал к еврейскому народу, был законным потомком царского престола Давида. Поэтому именно о Нем, об Иисусе, рожденном Марией Девой, свидетельствуют ветхозаветные извещения и обетования Божии. Именно на Него указывают пророки – от древнейших до пророка и предтечи Христова Иоанна, – как на истинного Мессию. На помазанного Духом Святым Спасителя, на Того, Кто является истинным Царем мира, истинным Пророком божественного откровения и истинным и вечным Священником, Который принес Богу искупительную жертву за грехи всего человечества.

И Церковь в канун праздника Рождества Христова через евангельское чтение напоминает нам обо всех этих истинах. Чтобы мы праздновали событие рождения Сына Божьего не только как дань традиции или обычая, но и глубоко осознавая значение исключительного исторического события прошлого, которое касается и настоящего и каждого из нас. Ибо именно ради нас и ради нашего спасения Сын Божий становится также и Сыном Человеческим и в Вифлееме иудейском рождается. Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

“Лучше накормить нуждающегося”: Митрополит ПЦУ о настоящем духе Пасхи

В украинском обществе есть многолетние традиции, связанные с праздником Пасхи. Например, мыться до заката в чистый четверг или дарить...

Актуально