Понедельник, 29 апреля, 2024

РПЦ и УПЦ МП: От истории к современности. Анализ взаимоотношений. Часть I

Must Read

В предыдущих публикациях мы анализировали положение РПЦ и её части в Украине, которая всё ещё носит название УПЦ. Теперь остановимся на вопросе их взаимоотношений.

Учитывая достаточно большой объем материала, мы разграничивали этот вопрос на 4 части. В первой части лаконично рассмотрим историю отношений и то, как все начиналось, во второй – отношение так называемой РПЦ к УПЦ, в третьей – соответственно, наоборот, и в заключительной части подытожим и попытаемся спрогнозировать их будущие взаимосвязи.

Ну, а теперь обо всем по порядку. Начиная обзор отношений УПЦ (в единстве с МП) с РПЦ, коротко пробежимся по её новейшей истории.

Как известно, накануне распада советского союза в Украине возникло достаточно активное движение за независимость Украинской Православной Церкви, которая тогда находилась в статусе экзархата РПЦ.

Сам же Украинский Экзархат был довольно влиятельным и сильным, а по количеству приходов составлял почти половину всей РПЦ, которая, к тому времени, охватывала чуть ли не весь СССР. К слову, значительная часть студентов, трех учебных заведений РПЦ состояла именно из выходцев из Украины, которые сейчас являются «старой гвардией» Епископата УПЦ (МП).

Кроме количественного преимущества Украинский Экзархат был идеологически и исторически важным для РПЦ, считавшей до сих пор себя преемницей Киевской Митрополии, то есть Церкви Киевской Руси. Любые амбиции РПЦ на первенство в Православии без Киева были обречены на поражение. Поэтому отказаться от Украины церковная Москва не могла, и как мы видим теперь, не может.

Да и будем честны, сам Экзархат не очень-то и хотел выходить из подчинения РПЦ. По крайней мере, это можно увидеть в действиях и высказываниях тогдашнего украинского церковного руководства. Можно даже осмелиться констатировать, что тогдашние условия существования устраивали церковное руководство, как в Москве, так и в Киеве.

Однако это не устраивало простых мирян и священнослужителей, которые и объединились в уже упомянутое нами автокефальное движение. Он с каждым днём набирал всё большие обороты и наносил достаточно сильные удары по взаимоотношениям РПЦ и её экзархата в Украине. Удары были столь сильными, что на них нужно было своевременно и действенно реагировать. И как следствие, на заре 90-х в Москве проходят несколько архиерейских соборов, расширивших права Экзархата, дарив так называемую «самостоятельность и независимость в управлении», переформировав сам Экзархат в «Украинскую православную церковь», которая и в дальнейшем оставалась в подчинении.

Все эти положения были оформлены в известную Грамоту Патриарха Алексия Ридигера, которой до сих пор пользуются в УПЦ (МП), каждый раз находя в неизменном тексте новые положения. Именно эту грамоту о самостоятельности и независимости лично, в октябре 1990-го года, привёз в Киев Ридегер и после Божественной Литургии вручил её тогдашнему предстоятелю Митрополиту Филарету Денисенко.

Таким образом, фактически создавалась иллюзия полной независимости, за которой скрывалось всё то же подчинение белокаменной. Однако снаружи всё складывалось достаточно логично, и Украинская Церковь шаг за шагом, но уверенно и, как тогда казалось каноническим путём, направлялась к полной и «канонической автокефалии».

Поэтому с провозглашением Украины независимости, Украинская Церковь, проведя Поместный собор, обратилась в РПЦ с просьбой дарить полную автокефалию, то есть независимость.

Такая просьба, во-первых, была исторически зрелой и обоснованной, а, во-вторых, она бы сразу решила вопрос с церковным разделением, который тогда уже существовал в Украине. Ведь в то время было легче объединить несколько сотен или даже несколько тысяч приходов самопровозглашенного и непризнанного УАПЦ с новообразованной и «канонической» автокефальной Украинской Церковью, если бы она появилась на мировой церковной карте.

С осторожной уверенностью можно предположить, что дарование Украине автокефалии укрепило бы и позиции самой РПЦ на мировой межрелигиозной арене и давало бы ей новые козыри в борьбе с Константинополем за пальму первенства в мировом православии. Дав автокефалию Украинской Церкви РПЦ, могла бы получить ещё одного довольно сильного союзника.

Однако в Москве, надеясь на будущее восстановление полного господства в Украине, как в церковной, так и светской среде, эту просьбу отвергли, решив оставить всё как есть. Дальнейшие же действия, завершившиеся с созывом, так называемого Харьковского собора, полностью развеяли все иллюзии самостоятельности и показали, что Москва Украину отпускать не хочет и не собирается, к слову, эта позиция сохранилась и до сих пор.

К сожалению, тогдашняя политическая ситуация в стране это своеобразная неопределенность, затруднительное экономическое положение, ментальность народа, большая часть, которого хоть и вышла из 70-летнего советского «Вавилона», но до сих пор тяготела к рабству. А также скучает по дешевой колбасе, не дала возможности украинскому обществу тогда понять всю глубину и важность церковного вопроса, и то, к какой трагедии это может привести.

Таким образом, можно констатировать, что на заре независимости РПЦ удалось оставить в зоне своего влияния Украину. Как же и как РПЦ манипулировала и манипулирует главами украинцев, а также о трансформации взаимоотношений РПЦ и УПЦ, и их нынешнее состояние мы расскажем в следующей части. Следите за нашими публикациями.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Западные банки вчетверо увеличили отчисления в бюджет России

Крупнейшие европейские банки, продолжающие работать в России, заплатили в российский бюджет более 800 млн. евро налогов в 2023 году....

Актуально