Воскресенье, 5 мая, 2024

РПЦ и Вопросы Аммана 2.0: Возможные риски и размышления

Must Read

В Московском Патриархате снова заговорили о возможности проведения второго, так называемого всеправославного собора для разрешения внутренних противоречий в Православной Церкви. Основанием для этого стала недавняя встреча Иерусалимского Патриарха Феофила с Папой Римским Франциском, во время которого Патриарх заявил о готовности быть «посредником и делать всё возможное для начала диалога, который может привести к прекращению страданий и исцелению ран в православной семье».

Эти слова Главы Иерусалимской Церкви прокомментировал протоиерей Николай Балашов, который недавно был вторым дипломатом русской церкви, а теперь занимает должность советника Кирилла Гундяева. Он одобрительно оценил такие посреднические инициативы Иерусалима и подчеркнул важность возобновления «соборного обсуждения проблем, которые есть в мировой православной семье».

«Ключевая роль в обеспечении такой дискуссии в истории принадлежала Иерусалиму. Мы помним и Амманскую встречу Предстоятелей и представителей ряда Поместных Православных Церквей, состоявшуюся по инициативе Патриарха Феофила в 2020 году. Она стала важным шагом в сфере межправославного общения, и этот шаг требует продолжения. Значение диалога между Церквами невозможно переоценить, даже если его осуществление сталкивается со многими трудностями, а Предстоятели некоторых Церквей заранее заявляют о принципиальном отказе от обсуждения своих решений» – прокомментировал Балашов.

Впрочем, в самой речи Патриарха, которую передаёт официальный сайт Иерусалимской Церкви, ни слова об Амане и его продолжении. Вероятно, Балашов в своём комментарии выдаёт желаемое за произнесенное Патриархом, а потому нафантазировал и наговорил лишнего. Однако не будем подробно сравнивать саму речь Патриарха и комментарий Балашова, а только поразмышляем о возможности проведения «Аман 2.0».

Учитывая ситуацию, в которой оказалась российская церковь, уже сейчас можно констатировать, что такой псевдо-собор будет ещё более позорным, чем первый. Напомним, что на первом собрании в Амане прибыли только представители 6 Поместных Церквей. Из этого числа было 4 Предстоятеля Церквей, а именно русской, иерусалимской, сербской и чешской Церквей, ещё две Церкви, румынская и польская, были представлены епископами.

Такое игнорирование большинства Поместных Церквей было обусловлено лукавым Московским замыслом, ради которого как раз и собирался псевдо-собор, а именно желание церковной Москвы осудить Константинополь и перехватить первенство в православном мире. Поэтому большинство Церквей, которые заранее раскусили планы Москвы, отвергли приглашение на эту встречу. Приняв участие в этом «совете нечестивых», они бы только оконфузили себя, и пошли против устоев и традиций Православной Церкви.

Теперь же российская церковь ещё больше себя скомпрометировала, ведь она благословляет и оправдывает российскую агрессию и фактически является соучастницей этой агрессии. Поэтому новый Аман – это уже не только игра под дудку Москвы против устройств Православия, а поддержка агрессора. Смогут ли теперь Предстоятели Православных Церквей поддержать страну-агрессора и её церковь? Ответ очевиден. Да нет! Любой, кто решится принять участие в таком собрании, автоматически запятнает себя и своё религиозное сообщество кровью, и фактически станет соучастником той же агрессии.

С другой стороны в среде самой Московской Патриархии происходят процессы, которые раскалывают её изнутри, и с которыми она не может справиться. В частности, это спорные вопросы в Молдове и Латвии, где русские церковные филиалы оказались в крайне затруднительном положении, от чего в Латвии русскому церковному сообществу пришлось начать движение на отделение от Москвы. О чём мы писали в предыдущих публикациях. В то же время аннексия украинских епархий своего же филиала в Украине демонстрирует настоящие планы и аппетиты церковной Москвы.

Кроме этого, довольно интересно будет выглядеть участие так называемой УПЦ (что в единстве с МП) на этом соборе. Ведь, как известно руководство УПЦ заявило, что на состоявшемся в прошлом году майском соборе в Феофании они полностью разорвали связи с РПЦ. В каком статусе они теперь придут на этот собор? Если снова как часть русской церкви (как это было в первый раз), то автоматически опозорятся в глазах своей же паствы, для которой они в таком случае станут простыми лицемерами и обманщиками. Если же, как самостоятельное религиозное сообщество – то тем самым они загонят весь Аман 2.0 в тупик, ведь как можно осуждать кого-то за раскол, если ты и самим идешь по тому же пути?

Также Московская Патриархия страдает и от внешних противоречий. В частности, недавний конфликт с Болгарией и Болгарской Церковью, откуда выпроводили российских шпионов в рясах и т.д. В то же время набирает обороты и спор с Румынской Церковью на территории той же Молдовы. Напомним, что в результате этого Москва теряет своё влияние в Молдове, где существенно проигрывает Румынскому Патриархату. Вряд ли после этого Румынская Церковь согласится поучаствовать в очередной российской авантюре.

Учитывая всё это, возникает логичный вопрос: если Данилов монастырь не в силах разобраться во внутренних вопросах и решить свои собственные проблемы, то, как они могут решать внешние и глобальные вопросы? Ответ на этот вопрос ещё более очевиден – никак. Пока эти вопросы не будут решены внутри, любое собрание в стиле Аман 2.0 не принесено Москве желаемого результата, а ещё больше опозорит русскую церковь на международной арене. Таким образом, мечтаемый Москвой Аман 2.0 будет хуже первого, а его проведение – это лишь напрасная трата времени и денег.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Пасха-2024: Где и когда смотреть прямые трансляции

Украинцы уже третий год будут праздновать Пасху в условиях полномасштабной войны. Действие комендантского часа не отменялось, так что посетить...

Актуально