Суббота, 4 мая, 2024

Сегодня чтят память святой равноапостольной княгини Ольги

Must Read

24 июля – день чествования святой равноапостольной Ольги, великой княгини Киевской, в святом крещении Елены.

Как известно, основа государственной и церковной жизни на нашей земле была заложена в Киеве — «матери огородов русских».

Есть предположение, что в VI в. на берегах Днепра положили начало существованию племени княжества полян, кривичей, северян и ильменских славян. В VIІ-VIII ст. Русское государство окрепло, основав город Киев тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом, стоящими во главе восточнославянских племен и полян. Предполагают, что Кий был реальным историческим лицом — полянским князем, жившим в конце VI — начале VII в., сообщает Ровенская епархия ПЦУ.

Древняя летопись 862 г. повествует, как в Киев пришли два варяга Аскольд и Дир и завладели им и землей полян, которые платили дань кочевым хазарским племенам. Киевляне имели тогда отборное войско и ходили походами вниз по Днепру, даже в столицу Византии. Это было около 866 г.

В 860-е годы христианство уже распространилось на наших землях. Если не киевские поляны, то причерноморские предки крестились, имели своего епископа и свои (славянские) богослужебные книги.

Аскольд и Дир княжили в Киеве 20 лет (862-882). Они поддерживали отношения с греками. Так что нет сомнения, что в те времена в Киеве распространялось христианство. О том, что Аскольд и Дир могли быть христианами, свидетельствует такой факт: на могиле Аскольда некий Ольма построил церковь в честь его небесного покровителя в крещении – святого чудотворца Николая.

Князь Игорь (912-945) придерживался старой языческой веры. Несмотря на это, христианство во времена его княжения распространялось на Руси даже среди дружинников. Об этом свидетельствуют тогдашние документы и договоры, которые заключил князь Игорь с греками в 941 и 944 г. Для нас большой ценностью является второй договор 944 г. В нем говорится о христианах среди дружинников Игоря, которые клялись Богом Вседержителем и церковью Св. Киеве придерживаться статей договора. Это, собственно, самый первый несомненный акт о христианстве на Руси в первое время ее государственной жизни.

В договоре, заключенном после удачного похода князя Игоря на Византию (944), сказано: «А мы, сколько нас крещеных, клялись церковью Св. Ильи соборной церкви при честном Кресте и писании этому беречь все, что здесь написано, и ничего не нарушить а кто нарушит это со стороны нашего, то князь или кто иной, крестный или некрещенный, чтобы не имели помощи от Бога, чтобы был рабом в этом возрасте и в будущий век и да будет заклан оружием. А некрещенная Русь да положит щиты свои и мечи на лоб, обручи свои и другое оружие и пусть клянется беречь все, о чем написано в этом договоре, от Игоря, от всех бояр и от всей Русской страны».

Этот документ имеет огромное значение. Он доказывает, что при князе Игоре христианство уже было распространено в Киеве, а христианская община была так сильно, что князь должен с ней считаться.

Княгиня Ольга, после смерти своего мужа князя Игоря, стала княжить (945-957) до совершеннолетия её сына Святослава не сразу просветилась светом Христовой веры. Ольга была родом из Пскова. Летописец (903) повествует, что её привели к Игорю. Князю она понравилась и стала его женой. Очевидно, Ольга была не только красива, но и умна, иначе не руководила бы таким великим государством, которое достигало от Балтики до Черного моря. Пребывая ещёе в язычестве, она обогащалась истинами новой веры — христианством, уже распространенным среди жителей Киевской Руси. Княгиня расспрашивала христиан об их учении, хотела понять святые истины евангельских заповедей. Вероятно, сначала она была тайной христианкой, а впоследствии, когда её сын принял управление государством, княгиня Ольга пожелала креститься.

Летописец в Лаврентьевском списке (с. 59) 955 г. так повествует о крещении княгини в Царьграде: «В том году княгиня приехала к византийскому царю Константину Багрянородному (Порфирородному) в гости. Царь был поражен красотой и умом Ольги и захотел жениться на ней. Ольга пожелала, чтобы ее крестным отцом был царь Константин. Патриарх окрестил её. Когда же царь настаивал на женитьбе, она с улыбкой ответила: «Разрешает ли христианский закон отцу жениться на дочери?». Константин только ответил: «Обманула ты меня, Ольга»».

Итак, летопись свидетельствует, что княгиня Ольга крестилась в 955 г. в г. Константинополе у ​​патриарха Полиевкта.

Однако некоторые историки сомневаются, что княгиня Ольга крестилась в Царьграде, ссылаясь на книгу царя Константина VII Порфирородного, который описывал все обычаи и церемонии византийского двора. Он описал, как в 957 г. торжественно принимал княгиню Ольгу, но там ничего не сказано о том, что её крестили. Напротив, царь Константин описал прибытие княгини Ольги, как уже крещеной, вместе со священником Григорием.

Церковный историк и Архиепископ Илларион Огиенко утверждает, что княгиня Ольга приняла крещение в 954 г. на Руси. Он объяснил это тем, что Ольга хотела уже до встречи с Константином быть христианкой, чтобы поровну говорить с ним.

В западных летописях говорится, что в 959 г. княгиня посылала, посольство к немецкому императору Отгону И. Летописцы повествуют, что княгиня Елена (так называлась Ольга после крещения) просила у него епископа и священников. 961 г. король отправил в Киев епископа Адельберта. В 962 г. он «возвратился назад, потому что не имел успеха в деле, с которым его посылали».

На этом основании католические и униатские писатели имеют смелость утверждать, что княгиня Ольга приняла крест у католических священников. Но это не соответствует действительности. Во-первых, тогда не было еще раздвоения церквей; во-вторых, княгиня Ольга была уже крестной, о чем свидетельствуют записи из книги Константина VII Порфирородного.

«Умерши для греха» в святой купели крещения, благоверная Ольга жила в святом благочестии и способствовала распространению веры Христовой на Руси. Она соорудила первые храмы в Киевской Руси: святителя Николая и Св. Софии в Киеве, Благовещение Пресвятой Богородицы в Витебске, Святой Живоначальной Троицы в Пскове. Княгиня посеяла первые зерна христианской веры в душу своего малолетнего внука Владимира.

Княгиня умерла в 969 г. Умирая, Ольга завещала не творить тризны над собой. Итак, княгиню Ольгу похоронили как христианку.

О блаженной княгине киевской Ольге (X в.) Константинопольский патриарх говорил: «Блаженна ты в роде твоем, ибо понравилась свет христианской веры и избавилась от языческой тьмы. Благословят тебя сыновья русские до последнего их рода».

Бог прославил святую и равноапостольную труженицу, «начальницу веры» на Русской земле чудесами и нетлением её мощей. Позже она причислена к лику святых. Канонизированная в XVI в.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Норвегии разоблачили сеть российских шпионов

Норвежская полицейская служба безопасности (PST) обнаружила агентов российской разведки в Западной части страны. Спецслужба считает, что Россия может готовить...

Актуально