В минувшее воскресенье на Богослужении в который раз читали притчу о милосердном самарянине. Ею Иисус Христос ответил на лукавый вопрос иудейского законника «Кто мой ближний?». Как известно, опираясь на букву закона, данную в книге Левит (Лев. 19, 18), фарисеи изымали из числа своих ближних всех, кто не был иудеем, а некоторые считали своими ближними только таких праведников, как они сами. Других же, хоть и иудеев, они презирали и не считали их своими ближними.
Зная эту классификацию, Спаситель рассказывает историю о том, как один человек шел из Иерусалима в Иерихон. По пути на него напали разбойники, ограбили и сильно избили. Иудейский священник и левит, шедшие мимо него, не обратили на этого обездоленного никакого внимания. Лишь один иноплеменник, самарянин, которых иудеи презирали, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, обработал их маслом и вином. Потом этот господин посадил его на своего осла, привёз в постоялый двор и там позаботился о нём. На следующий день, уезжая, он дал хозяину гостиницы два динария и сказал: «Позаботься о нём и, если потратишь больше этого, то я, когда вернусь, отдам тебе».
После этого Иисус Христос спросил законника: «Как ты думаешь, кто из этих троих был ближним для человека, попавшего в руки разбойников?».
Законник ответил: «Милостившийся над ним». Тогда Спаситель сказал ему: «Иди и ты поступай так же».
Этой притчей Господь показал всем нам, что своим ближним нужно считать любого человека, который попадается на нашем жизненном пути, и просит помощи, даже если это и наш враг. При этом эта притча скрывает в себе чрезвычайно глубокий смысл. Иерусалим – это священный город не только для иудеев, но и для нас, христиан. Это город святости, покоя, праведности и спасения. Иерихон – город страстей и проклятия.
Иерусалим означает праведную и святую жизнь, Иерихон – жизнь страстную и греховную. Человек, шедший из Иерусалима в Иерихон, – это человек, отходящий от Бога, от благочестивого к грешному.
Разбойники – это враги нашего спасения – бесы. Но, прежде всего, это мы сами, это наша плоть, наша гордость, ненависть. Священник и левит, проходившие мимо раненого мужчины и не оказавшие ему помощи, – это ветхозаветный закон, который не спасал человека, но подготавливал к Новозаветному.
Милосердный Самарянин – это Небесный врач наших душ и тел – Господь Иисус Христос. Вино и елей – это Святые Таинства, в которых человек получает исцеление от различных душевных и телесных недугов. Заезжий двор – Церковь Христова, место утешения и успокоения для тех, кто идёт по жизненному пути, обремененный грехами, однако подвизается ради спасения и Царства Небесного.
Все мы, в течение жизни, можем оказаться в подобном положении, как и этот отверженный. Каждый из нас нуждается в помощи и поддержке и надеется на неё от своих родных и близких, но рядом с нами живут и те люди, которые нуждаются в такой поддержке и от нас. Чтобы получить милость Божию, нужно и самим быть милостивыми. Будем милосердны, как наш Небесный Отец (Лк. 6, 36), и тогда непременно понравимся Его помощи.
Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.