Среда, 15 мая, 2024

Совершая воспоминание о всех святых в первое воскресенье после Пятидесятницы, мы подчеркиваем, что святость есть дар и плод Святого Духа – Епифаний

Must Read

Быть святыми не в том смысле, чтобы стремиться к прославлению и почитанию, которое имеют святые, но в том смысле, чтобы быть приготовленными принимать и носить в себе Дух Божий, наполняться светом божественной благодати и этим светом развеивать тьму греховную и в себе, и в окружающем мире.

Об этом говорится в проповеди Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания в воскресенье всех святых.

Дорогие братья и сестры! Слава Иисусу Христу!

Сегодня, в первый воскресный день после праздника Пятидесятницы, мы чествуем и прославляем всех святых.

Кто такие святые? Само слово «святость» в своём оригинальном библейском смысле имеет значение «обособленность», «исключительность». Об этом признаке, как Своё собственное, свидетельствует Бог, призывая стремиться к святости также и людей. Вот что сказано в книге Левит: «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:45).

Бог по Своей собственной природе является святым – выделенным, исключительным. Он является тем, кто не смешивается с этим миром, кто является совершенно совершенным. Как чистый дух, как Творец, Бог бесконечно выше всего материального, изменчивого и временного. И, безусловно, Он абсолютно чист от всякого зла. Ни в чём и ни в какой, даже малейшей степени, тьма и зло не имеют места в божественном бытии, как сказано: «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» (1 Ин. 1:5).

Будучи Сам совершенно совершенным, Бог к такому совершенству призывает и человека, который является Его образом и наделён способностью уподобиться Ему. Господь есть Свет по Своей природе, и от этого собственного несотворенного, божественного света Он даёт силу людям – даёт Свою благодать – чтобы и они стали носителями света. Спаситель говорит в Евангелии, обращаясь к ученикам: «Вы – свет мира.  Так да сияет свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14,16).

Как уже было сказано, изначально слово «святость» в библейском языке означало исключительность предметов и вещей, связанных со служением Богу. Те вещи, которые использовались при служении, не могли использоваться для повседневного, обыденного дела. К таким вещам и местам следовало проявлять особое уважение. Так же и мы, дорогие братья и сестры, делаем сейчас – мы имеем отдельное место служения Богу, то есть храм, имеем отдельные вещи, предметы и одежду, предназначенные исключительно для служения Богу, которые нельзя использовать в любых других целях.

От этого первоначального значения святости мы, словно с отправной точки, поднимаемся к её высшему, более совершенному пониманию. Все вы знаете, какая чаша для причастия – когда вы причащаетесь, то из неё священнослужители подают причастие Тела и Крови Христовых. И это священный сосуд предназначен исключительно для совершения Евхаристии и не может быть использован ни для чего другого. Однако по своей материальной природе чаша – это только металлическая вещь. А человек, который является не металлом и не вещью, а образом Божиим, который выше всего другого творения, способного уподобляться Богу, наполняться светом несотворенным – разве он, человек, не призван быть бесконечно выше евхаристической чаши?

Итак, когда Бог призывает нас к Себе – Он призывает нас к святости, что означает удаление от обыденного, тем более от греховного, тёмного. Как чаша не используется в будничных целях, но только для того, чтобы в ней совершалась Евхаристия, причастниками которой становятся верные – так и мы, дорогие братья и сестры, должны быть носителями Христа, должны наполняться Духом Святым, избегая всего, что может принести в нас тьму и греховную нечистоту.

Поэтому нравственное совершенство, добрые дела, истинная любовь к Богу и ближним, образцовое исполнение заповедей Господних, Его закона – все это характеризует святых. Они, как избранные сосуды, наполняются святыней, и от той святости, которая есть природное свойство Божие, сами становятся святыми.

Как это возможно? Это можно объяснить через пример. Все вы видели вызолоченные кресты, стоящие на храме. Имеют ли они свет сами в себе? Нет, не имеют, и сами по себе они не способны светиться. Но когда солнечный свет падает на них, тогда они от этого света тоже сияют ярко. Сверкают так, будто у них находится малое солнце.

Так и человек – у него нет источника святости самого в себе, у него самого нет света. Но как образ Божий человек способен воспринимать свет Творца, наполняться этим светом и даже излучать его наружу через любовь и добрые дела. Это свет божественный, который входит в нас, когда мы внутренне духовно очищены и подготовлены через удаление от всего тёмного и греховного – это и есть святость.

Итак, когда сегодня мы чествуем всех святых, мы действительно продолжаем чествовать Бога, Который освятил их через действие Духа Святого. В день Пятидесятницы Дух Святой в Сионской горнице в Иерусалиме сошел на учеников и апостолов Христовых, очистив и освятив их. И этот же Дух Святой, поданный Церкви, как общности верных, может наполнить каждого человека, исполняющего волю Божию, прилагающего свои собственные усилия, чтобы быть нравственно чистым и достойным быть вместилищем благодати. Поэтому мы и совершаем воспоминание о всех святых сразу в первый после Пятидесятницы воскресный день, тем самым подчеркивая, что святость есть дар и плод Святого Духа. Тот дар, который подаётся не только апостолам или отдельным особо определенным людям, но может и способен принять каждый человек при условии приготовления через правдивую, живую, деятельную веру.

Поэтому когда мы прославляем всех святых – мы прославляем, прежде всего, Бога, Который есть источник святости, Который дал эту святость любящим Его и соблюдающим заповеди Его, умножая свет и добро. Поэтому мы прославляем тех людей, которые хотя и жили в том же несовершенном и наполненном проявлениями греха и зла в мире, в котором и мы сейчас живём. Которые так же испытывали соблазн от духов злобы, но которые в духовной невидимой борьбе, стали победителями. Они сражались с дьяволом и слугами его и победили их. Темнота пыталась окутать их – но не смогла, и свет их любви и добрых дел продолжает сиять даже после их телесного умиротворения.

В отдельные дни памяти мы вспоминаем тех или иных святых. Но совершенно очевидно, что не все достигшие святости сейчас широко известны и прославлены Церковью. Такое признание и прославление всегда происходит через некоторое время после упокоения, иногда даже много веков спустя.

Но между тем, когда жили святые, и между тем, когда их святость была засвидетельствована Церковью и их пример удостоен подражания – разве они не были ещё святыми? Безусловно, что были. Итак, сама логика утверждает нам, что и теперь есть те среди святых, которые остаются неизвестными и не прославленными, и даже, возможно, не будут прославлены явно вплоть до конца века – но и они все принадлежат к числу святых.

Поэтому хотя мы и имеем отдельно в разные дни воспоминания о тех или иных святых – в этот воскресный день мы чествуем их всех вместе. Мы прославляем и тех, чья святость известна среди людей, и тех, кто известен только Богу. И мы молимся к ним, как к праведникам, молитва которых сильна перед Богом, чтобы они заступались за нас и просили Всевышнего о помощи нам. Чтобы и мы тоже не просто существовали определенное время жизни в этом мире, но чтобы использовали этот дар жизни и благодати для наполнения святостью.

И это также причина, почему мы совершаем воспоминание всех святых – чтобы не только прославить Бога и прославить тех, кто уже достиг святости, но чтобы и самим себе напомнить, что и наш собственный долг – быть святыми. Быть святыми не в том смысле, чтобы стремиться к прославлению и почитанию, которое имеют святые, но в том смысле, чтобы быть приготовленными принимать и носить в себе Дух Божий, наполняться светом божественной благодати и этим светом развеивать тьму греховную и в себе, и в окружающем мире.

Этот день напоминает нам, что все мы все, без исключения! – призваны быть святыми. Но выполним ли мы это призвание – зависит исключительно от нас самих, от тех духовных усилий, которые мы будем прилагать к этому и тем делам, которые совершим. Пусть Господь поможет нам на этом пути, а пример и молитвенное покровительство святых да направляют и укрепляют нас.

Аминь!

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Россия готовит физические атаки на Запад – Глава спецслужбы Британии

Россия готовит физическое нападение на страны Запада, разведки которых обеспокоены связями российских спецслужб с кибератаками и диверсиями. Об этом заявила...

Актуально