Воскресенье, 19 мая, 2024

Спикер ПЦУ: Нравственного будущего у Московского Патриархата в Украине нет

Must Read

Об уничтожении храмов российскими войсками в Украине, преследовании украинских священников на оккупированных территориях и процессе перехода приходов из Московского патриархата в ПЦУ – интервью DW с представителем ПЦУ Евстратием.

Представитель Православной церкви Украины (ПЦУ), Архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий (Зоря) в интервью DW рассказал о ситуации на недавно освобожденной от российских войск Черниговщине. Также о преследовании священников на оккупированных территориях, переходе церковных общин от УПЦ МП во время войны и отношения к Московскому патриархату в Украине.

DW: Какая ситуация сейчас на Черниговщине и намерены ли вы в ближайшее время возвращаться в свою епархию?

Евстратий (Зоря): Да, конечно, я в ближайшее время смогу приехать в Чернигов. Раньше я не мог этого сделать, пока Чернигов был в осаде. Я не мог этого сделать физически, поскольку это было связано с опасностью для жизни. Многие, к сожалению, погибли, пытаясь попасть в Чернигов, в том числе волонтеры, которые доставляли гуманитарную помощь.

Чернигов ужасно разрушен. Приблизительно 70 процентов инфраструктуры города уничтожены за это время, но наши священники, слава Богу, все живы. Храмы открыты для богослужения. Они пострадали, но значительных разрушений нет. Осколки, пули, попавшие в фасад – это ничто по сравнению с тем, как в другие здания попадали бомбы и ракеты. Люди, проживавшие там, остались без жилья, без элементарных условий существования. Черниговская область освобождена от российских войск. Наши войска вышли на государственную границу с Россией.

Приходы (ПЦУ на Черниговщине – ред.) функционируют. Есть уже ряд приходов Московского патриархата, которые пожелали войти в ПЦУ, и я считаю, что этот процесс, в том числе, на Черниговщине будет продолжаться.  В то же время те священники, которые находились на временно оккупированных территориях, некоторых из них российские оккупанты забирали на допросы, запугивали, требовали не проводить никакой деятельности, которая может быть трактована как антироссийская. Слава Богу, что физически пострадавших или убитых пока нет.

Насколько часто случаются случаи преследования священников ПЦУ на временно оккупированных территориях Украины?

Я знаю, по меньшей мере, несколько десятков таких случаев. Это системная работа со стороны РФ. Священников забирали на так называемую проработку, но их впоследствии, особенно после огласки, возвращали. В то же время то, что их вернули, не даёт никаких гарантий, что они их в дальнейшем не будут преследовать. Единственной гарантией обеспечения свободы вероисповедания может быть только восстановление суверенитета на этих территориях. На оккупированных украинских территориях права на свободу совести просто нет.

Нам известна практика преследования украинских священников ещё с 2014 года. Этот подход является частью российской системы, когда сопротивление оккупации и российским властям пытаются уничтожить из-за физической изоляции, запугивания или какого-либо другого влияния на людей, которые являются активными и авторитетными в общине.

В перечне этих людей есть и священнослужители. Пока, слава Богу, обходилось тем, что с ними проводят так называемые беседы. Мы до конца ещё не владеем информацией, что с ними действительно делали и какие средства воздействия к ним применяли. Можно предполагать, что было раньше на территориях Крыма и ОРДЛО, что это могут быть и методы воздействия, которые не оставляют следов, чтобы потом невозможно было зафиксировать побои или применение электрошока. Также это и моральное давление, особенно в отношении тех, у кого есть семья, жена, дети.

Вы также сказали, что в Черниговской области есть ряд приходов Московского патриархата, которые изъявили желание присоединиться к вашей церкви. В общем, с начала полномасштабной войны, начавшейся в конце февраля, сколько церковных общин уже перешло из УПЦ Московского патриархата в ПЦУ?

Сейчас можно сказать, что уже более сотни общин решили перейти, но это число ежедневно увеличивается. С течением времени это будет просто волна, которую нельзя будет остановить, учитывая, что возможности препятствовать им со стороны России сейчас фактически сведены на нет. Пока никто не может приехать из России и навязать свою волю, как это было раньше, когда приезжали наёмные люди, юристы, пророссийские телеканалы, и они делали все возможные препятствия для перехода общин. Сейчас этого уже нет.

Каковы масштабы разрушений украинских храмов в этой войне?

По данным министерства культуры, уже зафиксировано разрушение более 150 религиозных объектов – храмы, мечети, протестантские молитвенные дома, иудейские синагоги. Полностью масштабы разрушений можно будет подсчитать только после войны. В то же время можно утверждать, что у них нет никакого морального барьера до того, чтобы сознательно уничтожать религиозные сооружения.

Создается впечатление, что для них даже формально христианских, православных ценностей просто не существует. То, что они делают, в частности, с храмами Московского патриархата в Украине – они не жалеют, они в них стреляют. Есть ряд храмов, переживших две мировые войны и большевистские гонения, но не переживших нашествие Путина. Это деревянные храмы, построенные в ХІХ веке Киевской области. Они пережили весь ХХ век, казалось, самое страшное для православной церкви. Это храмы, в которых молились общины Московского патриархата.

Также есть пример в Чернигове, где на окраине, на городском кладбище стоял старинный храм и по свидетельству находившихся там русские войска вели прицельный огонь по храму, зная, что в нём спасаются люди. Это также храм Московского патриархата и своим обстрелом вызвали разрушение и пожар, храм обрушился и сгорел.

Несмотря на это, все в большинстве церквей УПЦ Московского патриархата продолжают поминать Патриарха РПЦ Кирилла, который поддержал российское вторжение в Украину. По вашему мнению, есть ли будущее Московского патриархата в Украине?

Нравственного будущего нет. Физическое будущее бесспорно, потому что Украина – это демократическое государство, и она не будет делать ничего, что противоречило бы обязательствам защищать свободу совести и вероисповедания.

В то же время происходит процесс переосмысления. Огромное количество прихожан, священников, епископов уже не воспринимают Кирилла как своего духовного пастыря после его проповедей, после его благословения войны, после вручения им иконы руководителю Росгвардии той карательной структуры, которая убивала людей. После Бучи.

Мы ещё не знаем всю правду о других местах, но мы её обязательно узнаем. Эта правда может оказаться ещё страшнее Бучи. Мы не знаем всей правды о Мариуполе. Мы можем себе только воображать, что там происходит.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Стало известно о текущем состоянии здоровья словацкого премьера Фицо

Состояние здоровья премьер-министра Словакии Роберта Фицо после покушения постепенно улучшается. Сегодня словацкие врачи провели еще одну операцию, которая, по словам...

Актуально