Вторник, 14 мая, 2024

Средства “на черный день”: как защитить помощь Украине от политической нестабильности на Западе

Must Read

Несмотря на преимущественную поддержку общественности, внутрипартийные споры мешают западным странам оказывать Украине критическую помощь. Чтобы гарантировать, что поддержка военных усилий не будет омрачена не связанными с ними событиями, союзники Украины должны создать долгосрочный фонд “на черный день”, который будет финансироваться за счёт доходов от замороженных активов России. Подробно об этом в материале Project Syndicate, с которым знакомит “Международный курьер”.

С каждым днём становится всё очевиднее, что западная поддержка Украины оказалась в ловушке различных внутренних и геополитических событий, не имеющих ничего общего с борьбой Украины за самозащиту. С приближением второй годовщины русской злости очень принципиально сделать более устойчивый и стабильный механизм финансирования.

Хотя экономисты редко в чём соглашаются, существует широкий консенсус относительно того, что цена неоказания Украине достаточной поддержки для победы в войне будет намного выше, чем цена оказания помощи. Но нынешняя модель финансирования в значительной степени зависит от напряженных переговоров между законодателями Соединенных Штатов и Европейского Союза в последнюю минуту, а возникающая вследствие этого неопределенность наносит огромный ущерб экономике Украины и подрывает её политическую стабильность.

Проблема усугубляется политическими разногласиями внутри западных стран и между ними. Независимо от действий Украины, война часто омрачается другими внутренними и международными конфликтами, что препятствует усилиям по оказанию военной помощи, несмотря на преимущественную общественную и политическую поддержку. Попытка премьер-министра Венгрии Виктора Орбана заблокировать пакет помощи ЕС для Украины на сумму 50 млрд. евро (55 млрд. долларов) и использование республиканцами США помощи Украине как разменной монеты в разрешении миграционного кризиса на американо-мексиканской границе являются яркими примерами.

Уязвимость западной поддержки Украины к внутриполитической борьбе свидетельствует о том, что централизованная система принятия решений была бы более эффективна, чем нынешний процесс финансирования. Целью такой системы было бы оградить Украину от последствий внутренних проблем, отвлечений и драм её союзников.

К счастью, мы уже имеем испытанную модель противодействия такому краткосрочному подходу. За последнее десятилетие многие штаты США и правительства нескольких стран создали фонды “на чёрный день”, чтобы обеспечить себе ресурсы и гибкость, необходимые для реагирования на неожиданные потрясения, такие как рецессии и пандемии. Большие рецессии и последующие финансовые кризисы заставили национальные и местные правительства поддерживать эти фонды как важный компонент своих стратегий реагирования на чрезвычайные ситуации. Как показано на рисунке, американские штаты сейчас совместно владеют 136 млрд. долларов в таких фондах, что более чем втрое превышает сумму, которую они имели в 2007 году.

Безусловно, потребовалась большая экономическая катастрофа, чтобы эту стратегию восприняли всерьез. Калифорния, истощив свои денежные резервы во время Великой рецессии, в 2014 году реформировала свой фонд “на черный день”, чтобы избежать будущих финансовых крахов. Хотя такие фонды не были идеальными, они доказали свою полезность во время пандемии COVID-19.

Опираясь на этот опыт, западные страны должны создать долгосрочный фонд для поддержки Украины. Путем заимствований на международных рынках они могли бы собрать 100 млрд. долларов – примерно такую сумму, которая необходима для поддержки украинских военных усилий в течение шести месяцев – не создавая при этом огромной нагрузки на свои национальные бюджеты. Более того, эта сумма – ничтожная доля совокупного ВВП западных союзников Украины, не привела бы к значительному увеличению соотношения долга к ВВП этих стран.

После создания и финансирования этого фонда Украина сможет получать средства из него в соответствии с условиями и потребностями, изложенными в действующей программе с Международным валютным фондом, а также любых других соответствующих сроков и критериев, определенных в координации с её союзниками.

Чтобы минимизировать влияние на свои национальные бюджеты партнеры Украины могли бы компенсировать процентные выплаты по долгосрочному долгу за счёт доходов от замороженных активов России. Это позволило бы эффективно устранить первоначальные и текущие операционные расходы фонда “на черный день”. Более того, выпуск долгосрочных суверенных облигаций предоставил бы западным странам время, необходимое для достижения консенсуса по поводу правовых средств реализации этой стратегии.

Финансирование фонда “на черный день” в размере 100 миллиардов долларов за счёт долгосрочных заимствований должно быть финансово обоснованным, особенно если размер фонда привязан к стоимости замороженных российских активов и генерируемой ими доходности. Предположим, например, что западные страны владеют российскими активами на сумму 300 млрд. долларов со скромной годовой доходностью в 3%, тогда как средняя стоимость заимствований составляет 4%.

При таком сценарии годовой доход от замороженных российских активов и связанные с фондом процентные платежи составят по 9 млрд. долларов, что позволит фонду заимствовать до 225 млрд. долларов без дополнительных расходов на проценты.

Конечно, учитывая разрушения, вызванные российской агрессией, замороженные российские активы должны быть непосредственно переданы Украине. Но это может быть медленным и сложным процессом, а Украина отчаянно нуждается в немедленном финансировании. В отличие от этого, создание фонда “на черный день” требует гораздо меньше юридической работы. После того, как фонд будет профинансирован и заработает, он будет гарантировать, что поддержка Украины не будет омрачена внутренними проблемами, не связанными с ней.

Короче говоря, фонд на черный день не только защитит Украину от геополитической неопределенности, но и значительно повысит ее шансы на победу над Россией. Уменьшив ущерб, причиненный войной, этот фонд мог бы помочь в восстановлении Украины и, таким образом, ускорить его вступление в ЕС. Как недавно заявил Президент США Джо Байден, Украина нуждается в большей чем риторической поддержки западных стран. Союзники Украины должны продемонстрировать свою приверженность её свободе и безопасности, обеспечив ей финансовую поддержку, в которой она нуждается.

Авторы:

Торбьорн Беккер является директором Стокгольмского института переходной экономики Стокгольмской школы экономики;

Юрий Городниченко – профессор экономики в Калифорнийском университете в Беркли.

Об этом сообщает группа Информационное сопротивление.

Лента

США запретили импорт урана из России

Президент Соединенных Штатов Америки Джо Байден подписал двухпартийный законопроект, запрещающий импорт российского урана. Советник президента по национальной безопасности Джейк Салливан...

Актуально