Воскресенье, 5 мая, 2024

Свидетельство обо всех «24 февраля» в нашей истории на стенах Софийского собора: открылась выставка о русско-украинских войнах XII-XXI веков

Must Read

На стенах построенного более 1000 лет назад Софийского собора в Киеве сохранились свидетельства о русско-украинских войнах, начиная с первой, которая состоялась в 1169 году (т.е. еще во времена Руси). В соборе открылась выставка, которую назвали «Русско-украинские войны XII-XIX веков: свидетельство Святой Софии».

В Софийском соборе учёные нашли и исследовали тысячи граффити (надписи на стенах, сделанные в разное время). Один из них касается первой русско-украинской войны, пишут Факты.

Об этом на открытии выставки рассказал заведующий отделом Национального заповедника «София Киевская» кандидат исторических наук Игорь Нетудыхаткин.

— Стоя на коленях у фрески святой Анны какой-то человек написал: «Почему так много греха?» – говорит Игорь Нетудыхаткин.

— Это граффити второй половины XII века — период ожесточенной борьбы между князьями за Киевский престол. Они относились к нему (престолу), как к родительскому наследию. За исключением одного князя – Андрея Боголюбского (сына основателя Москвы Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана). 12 марта 1169 объединенное войско северных князей (муромцы, рязанцы, смоляне, полочане), собранное Боголюбским, подступило к Киеву. Возглавлял войско его сын Мстислав Андреевич.

Захватчики сумели захватить столицу Руси, и тогда случилось, что до этого никогда не случалось — разорение Киева, совершенное князьями. По свидетельству летописи, город грабили два дня, «курили Подол и гору (имеется в виду застройка на Старокиевской горе), Святую Софию, Божью Матерь Десятинную (церковь). Церкви пылали, христиан убивали». Описание злодеяний в летописи пространное. Он заканчивается словами: «Дети плакали, глядя на матерей своих». Такая зверская жестокость свидетельствует о том, что северные князья (прежде всего Боголюбский с сыном) уже не воспринимали Киев как родной материнский для всей Руси город, относились к нему как к чужому. Комментируя разорение Киева 1169, российский имперский историк Василий Ключевский написал: «Великоросс (то есть московит) впервые вышел на историческую сцену».

Игорь Нетудыхаткин демонстрирует граффити, написанные на стенах собора во времена Киевской Руси.

— Кто-то из захватчиков, устроивших разорение Киева, оставил надписи на стенах Софийского собора?

– Оставил. В соборе есть место, где во времена Руси дежурили дружинники – галерея воинов. По одной из вероятных версий, они охраняли вход на северную башню, по крутым ступеням которой на хоры (второй этаж) поднималась княгиня в сопровождении женской свиты. На стенах галереи воинов изображены исключительно святые великомученики с оружием в руках. Именно в этой галерее найдены граффити одного из дружинников пришедшего с севера войска (эта надпись находится у ног фрески, на которой изображен святой Феодор Стратилата). Там написано: «Ярышеныч писал. Аминь. Святой Федор, помоги мини, мечнику княжескому Савве Георгиеву и прости мне грехи — тому, кто вынести это зло возжелал». Кто такой автор этого граффити Савва Яришевич? Считается, что он был мечником муромского князя Юрия, участвовавшего в походе северных князей.

Но Киев княжеских времен был уничтожен не столько усилиями Андрея Боголюбского и его союзников, как нашествием монгольской орды в 1240 году. Штурмовыми отрядами монголов тогда командовал полководец Чингисхана Субедей Богатур. Сейчас в российской Туве без шуток объявили реинкарнацией Субэдея в теле министра обороны РФ Шойгу! Ведь этот приспешник Путина тоже тувинец.

Кстати, во время монгольского нашествия внук Андрея Боголюбского Ярослав Всеволодович помчался к ставке хана Батыя, заявил о покорности и верности ненавистному врагу. За это получил ханский ярлык в правление. Впоследствии его потомки переняли и перенесли в свои владения порядки Золотой Орды.

— Украинские земли также попали под власть ордынцев, но на гораздо меньший промежуток времени, чем земли московитов: в 1362 году в результате победы великого князя Литовского Ольгерда над ордынцами под Синими Водами Киевщина, а затем и другие украинские территории были освобождены от ненавистного ига, продолжает Игорь Нетудыхаткин.

 — Они тогда вошли в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтийского. В этом государстве жителям Украины-Русы жить было комфортно, они составляли 90% населения страны. В ней господствовали культура Украины-Русы, её язык (он был языком делопроизводства), использовался кодекс законов «Русская правда». В Киеве построили княжеский замок, существовало Киевское княжество.

В XV веке Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтийское начало многолетнюю войну с Московией за наследие Руси. Граница между этими государствами проходила в верховьях реки Оки в 150 километрах от Москвы.

— В Софийском соборе есть свидетельство этой войны?

– Да есть. Здесь следует сказать, что Московия стала её гибридными методами: в 1480 году посол Кутузов уговорил крымского хана Менгли-Гирея напасть на Киев. Через два года орды сожгли нашу столицу, Менгли-Гирей отправил в Москву в подарок великому князю Василию III золотую утварь (потир и дискос) из Софийского собора. Крымцы сожгли город. Через 6 лет они снова на него напали. Через 4 года — подступили к Киеву в третий раз. На стенах Софийского собора, в его Георгиевском алтаре, остались граффити о тех страшных временах: «В лету 7000 днем». Больше ни слова.

— Что зашифровано в этой надписи?

— Ожидание конца света. В Средневековье 7000-й год от сотворения мира считался таким, когда наступит второе пришествие Христа. Орда Менгли-Гирея в третий раз напала на Киев именно в 7000 году (это 1492 год от Рождества Христова).

К счастью, вскоре после этих событий сошла звезда выдающегося украинского полководца князя Константина Ивановича Острожского. Он участвовал в трёх войнах с Московией. Самая большая его победа – это разгром огромной армии московитов в битве под Оршей. В Софийском соборе сохранилось изображение родового герба князя Острожского.

— В XVII веке наступили времена Гетманщины, — продолжает Игорь Нетудыхаткин.

— Очень важное событие того периода произошло именно в стенах Софийского собора. После победы под Желтыми Водами и под Корсунем Богдан Хмельницкий 2 января 1649 приехал в Киев. Его встретили Иерусалимский Патриарх Паисий и Киевский Митрополит Сильвестр Косив.

Посадили гетмана в сани и повезли через Золотые ворота в Софийский собор на специальную службу Божью. Во время этой службы Иерусалимский Патриарх отпустил Хмельницкому и прежние грехи и будущие. Это очень важно, ведь именно так поступают священники во время интронизации (посвящения на высший государственный пост) монархов. Существует версия, что Паисий и Сильвестр Косов подсказали гетману идею, что его победы в битвах должны повлечь за собой создание самостоятельного Украинского государства. Но, наконец, Казацкое государство попало в зависимость к Московии.

Шанс избавиться от этих оков Украина получила летом 1709 года. Тогда начался поход шведского короля Карла XII против Московии, гетман Иван Мазепа перешел на его сторону. К величайшему сожалению, московиты победили в Полтавской битве. Это имело без преувеличения трагические последствия украинского народа. Но стало толчком для создания документа, который является жемчужиной украинской политической культуры — Конституции Филиппа Орлика, по которой должно было жить свободное казачье государство. Орлика многое связывало с Софийским Собором — он работал здесь кафедральным писарем после того, как окончил Киево-Могилянскую академию.

Здесь уместно напомнить, что в августе 2021 года латино-язычный экземпляр Конституции Филиппа Орлика впервые был привезён в Украину — в рамках празднования 30-й годовщины независимости нашей страны. Этот ценный документ демонстрировался тогда именно в Софийском соборе.

Относительно Мазепы следует сказать, что среди художественных работ, написанных в начале XVIII века на стенах Софийского собора, есть композиция (она называется «Вселенский собор»), в одном из персонажей которой историки узнали этого знаменитого гетмана.

Гетмана Мазепу (в центре) неизвестный художник XVIII столетия изобразил в многофигурной композиции «Вселенский собор». Фото национального заповедника «София Киевская».

В Кракове в музее Королевского замка на Вавеле хранится меч гетмана Петра Сагайдачного, под командованием которого украинские казаки в 1618 году дошли до Москвы и осадили её. В Софии Киевской сейчас показывается копия этого меча.

Копия меча гетмана Сагайдачного раньше находилась на борту флагмана ВМС Украины, а сейчас демонстрируется в Софии Киевской.

По поводу чего этот меч экспонируется, рассказал Игорь Нетудыхаткин:

— Начну с того, что прошлой весной исполнилось 400 лет со дня упокоения святого благоверного гетмана Петра Сагайдачного. До этого планировалось привезти из Польши в Киев на временное экспонирование оригинал его меча. Но помешало открытое вторжение российских захватчиков в Украину.

Ранее Сагайдачного объявила святым Украинская автокефальная православная церковь. Но после того как возникла Православная церковь Украины, нужно было совершить чин прославления — специальную торжественную службу. Запланировали её на 20 апреля (день упокоения Гетмана). Меча Сагайдачного у нас не было. Но уцелела его копия, ранее находившаяся на борту крейсера «Гетман Сагайдачный». Командование ВМС Украины передало нам этот клинок. Копию меча освятили вместе с первой иконой Гетмана Сагайдачного. Её через 10 дней написал иконописец Александр Клименко на ящике от снарядов, который ему привезли из только, но освобожденной тогда Бучи. Художник сказал о своей работе: «Я написал Сагайдачного так, чтобы людям хотелось молиться перед его иконой». Она сейчас находит в Софийском соборе.

Икона гетмана Сагайдачного

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Пасха-2024: Где и когда смотреть прямые трансляции

Украинцы уже третий год будут праздновать Пасху в условиях полномасштабной войны. Действие комендантского часа не отменялось, так что посетить...

Актуально