Воскресенье, 19 мая, 2024

Священник ПЦУ рассказал, может ли церковная реформа повлечь за собой раскол

Must Read

Православные украинцы могут отмечать Рождество 25 декабря. 18 октября Синод ПЦУ разрешил проводить чин рождественского богослужения по новому стилю. Впрочем, среди прихожан церкви и даже отцов мысли по этому поводу разделились. Одни считают это единственным путём присоединения ко всему цивилизованному миру, другие отмечают, что процесс перехода должен быть системным, а некоторые уверены, что с реформой не стоит спешить, чтобы не разъединять украинцев.

Протоиерей, главы информационно-издательского центра Волынской епархии Православной церкви Украины Виталий Собко прокомментировал для “Эспрессо” этот вопрос.

Разрешение, касающееся только одного праздника, выглядит нелогичным.

Нужно было одновременно с этим разрешением сразу разрешить приходам полностью перейти на новый юлианский календарь.

По мнению отца Виталия, решение Священного синода приближает переход на новый юлианский календарь. Оно продемонстрировало, что есть определенный запрос общества и столь важный вопрос уже требует обсуждения. Впрочем, священник не считает это решение системным.

«Скорее всего, решение направлено на практическое изучение настроений, как реагируют общины и сами священнослужители. По-моему, можно было бы не просто позволить отслужить рождественскую службу 25 декабря. Нужно было одновременно с этим разрешением сразу разрешить приходам полностью перейти на новоюлианский календарь», – отметил отец.

По его мнению, разрешение, касающееся только одного праздника, вырывая его из общего календаря, выглядит нелогичным.

“Наша церковь живет по юлианскому календарю, а здесь дается разрешение отслужить службу по новоюлианскому. В этот день тот, кто будет праздновать, на один день освобождается от поста. А следующий день уже нужно поститься, и до 7 января. Выходит немного нелогично”, – объясняет священнослужитель. Кроме того, он обращает внимание, что в настоящее время решение касается только в этом году.

Отец Виталий также вспомнил случай многолетней давности, когда Митрополит Михаил (Митрополит Луцкий и Волынский.–Ред.), являющийся поборником перехода на новоюлианский календарь, служил рождественскую службу в декабре ещё тогда, когда на это не было соответствующего разрешения.

Есть немало рисков в переходе на новоюлианский календарь. Если бы люди их всех знали, тогда, думаю, задумались бы и, вероятно, были бы не готовы.

В нашем кафедральном соборе в Луцке ещё три года назад служили рождественскую службу 25 декабря. Это было резонансное событие, о нём писали разные СМИ. И тогда решение синода было кардинально противоположным. Шаг нашего Владыки осудили, сделали ему замечание. Обосновали, что невозможно вырывать так из контекста один праздник. В тот момент это было правильное и логическое обоснование. Но три года спустя священный синод сам вырвал из богослужебного круга один день и сделал фактически то же, что Митрополит Михаил несколько лет назад”, – вспоминает он.

Священник также сомневается в осведомленности верующих в этом вопросе. Он не уверен, понимают ли все общины, что перенесут не только празднование Рождества, но и все остальные даты больших и малых праздников, храмовых праздников и дней ангелов.

Есть немало рисков в переходе на новоюлианский календарь. Если бы люди их всех знали, тогда, думаю, задумались бы и, вероятно, были бы не готовы. Отмечу, рисков много, плюсов меньше. Но если построить системный подход перехода, то плюсы могут превалировать”, – отметил отец Виталий.

Преимущества перехода на новый календарь

По словам протоиерея, одно из преимуществ состоит в том, что верующие Православной церкви Украины перейдут на более точное исчисление с астрономической точки зрения. Григорианский календарь в XVI веке был введен именно из-за неточности юлианского, введенного ещё до нашей эры. В XX веке появился новый юлианский календарь. Он ещё несколько веков будет совпадать с григорианским, и именно за ним живёт значительное количество православных церквей мира.

“Важным и актуальным плюсом перехода на новоюлианский календарь является то, что переход станет ударом по “русскому миру”. За неточный и устаревший юлианский календарь очень сильно держится русская церковь, а также те церкви, которые тяготеют к ней или находятся под её влиянием. Так, по старому юлианскому календарю живут грузинская, иерусалимская, сербская, македонская, русская церкви. И мы с ними», – сказал церковный служитель.

Какие угрозы несет переход на новый стиль?

Вместе с тем отец четко предостерег и от негативных моментов, которые могут произойти в результате перехода на новоюлианский календарь.

«Самый большой минус – это угроза очередного раскола. И это не просто опасения, а очень серьезная опасность. Сейчас во многих церквях, где произошел переход, произошли расколы на так называемых “старостильников” и “новостильников”. Кое-где эти расколы глубокие и большие. Старостильные православные христиане, не захотевшие переходить, насчитывают большое количество общин. В Украине и так православие поделено. А здесь может случиться так, что сама Православная церковь Украины может разделиться по этому вопросу”, – пояснил отец Виталий.

Кроме того, он опасается, что одномоментное введение нового юлианского календаря может замедлить переход общин с Московского Патриархата в Православную церковь Украины.

“Переход и так есть для них непростое решение и значительный шаг в их сознании. А тут ещё пришлось бы менять стиль. Это может стать неподъемным шагом вперед”, – продолжает духовник.

Также к минусам Виталий Собко отнёс и то, что старый юлианский календарь, несмотря на свои неточности, стал составной частью национальной идентичности. Именно к юлианскому календарю привязаны даты традиционного уклада жизни – народные приметы, прогнозы погоды и т.д.

“Стоило бы объявить о переходном периоде, когда в ПЦУ будут действовать оба календаря”.

У Виталия Собко есть некоторые предложения, как сделать процесс перехода на новый календарь как можно более безболезненным для общества.

Должна быть гарантирована свобода выбора, мирное сосуществование и взаимное уважение последователей обоих стилей.

«Прежде всего, должно быть единодушие среди нашего епископата относительно того, чтобы изменить вопрос: «Стоит ли переходить?» на вопрос: “Переходить надо, но, как и когда?”. Должно быть, единодушие по этому поводу. Тогда уже можно объявить о подаче стратегий или дорожных карт такого перехода”, – разъяснил отец. «Думаю, Священному синоду следовало бы объявить о переходном периоде, когда в ПЦУ будут действовать оба календаря. Особенно должна быть гарантирована свобода выбора, мирное сосуществование и взаимное уважение последователей обоих стилей. Такие примеры, когда в одной поместной церкви приходы живут по двум календарям и мирно сосуществуют, в мире есть”, резюмировал протоиерей.

Согласно социологическому исследованию, которое проводила группа “Рейтинг” в прошлом году, по состоянию на 20-22 декабря зафиксировано, что 26% украинцев поддерживают перенос Рождества на 25 декабря. Наряду с этим только 4% отмечают Рождество 25 декабря, 71% делают это 7 января, а еще 18% отмечают праздник дважды – и 25 декабря, и 7 января. За пять лет количество противников перехода уменьшилось с 69% до 58, а количество сторонников возросло с 15 до 26 процентов.

Напомним, Громада в Тернопольской области призывает праздновать Рождество 25 декабря.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Президент Ирана не выжил в катастрофе вертолета, – СМИ

Президент Ирана Эбрагим Раиси не выжил после аварии своего вертолета, сообщает 12-й канал Израиля. Трое спасателей, ушедших искать Раису, также...

Актуально