Украина возобновляет морскую торговлю, обходя российскую блокаду, а также укрепляет свои позиции в Чёрном море.
Об этом пишет The Economist.
Издание отмечает, что экспорт из украинских портов почти достиг объемов до начала полномасштабной войны. Для Украины изменить ситуацию на море было стратегически рискованным, но крайне необходимым решением.
Начало работы гуманитарного коридора
До начала полномасштабного вторжения 60% украинского экспорта приходилось на экспорт морем в страны Африки, Ближнего Востока и других регионов, как и сотни лет назад. Решение РФ блокировать экономические пути было актом экономической войны. Украина втайне начала разрабатывать альтернативный маршрут. Путь проложен на минимальной глубине, чтобы к торговым кораблям не подобралась российская субмарина, а также достаточно близко к побережью, чтобы быть под прикрытием береговой артиллерии”, – пишут журналисты.
Первые суда плыли себе в убыток, но уверенность привела к снижению стоимости страхования судов, использующих маршрут, на три четверти, а впоследствии и к возврату доходов. Около 500 кораблей следовали за Resilient Africa в Одессу и из неё.
“Мы верили, что это сработает, но речь шла об убеждении других, – цитирует The Economist замминистра инфраструктуры Украины Юрия Васькова.
Как создали собственный коридор
Сейчас порты Одесса, Черноморск и Южный почти вернулись к довоенным объемам. Пограничники теперь обыскивают корабли на предмет наличия российских ВРГ, а также в Украине объединили разные службы под управлением морского командования. По словам спикера ВМС Дмитрия Плетенчука, успеха удалось достичь в три этапа:
– предотвращение высадки русского десанта;
– установка буфера длиной 100 морских миль благодаря уничтожению ракетного крейсера “Москва”;
– вытеснение Черноморского флота РФ из северо-западной, центральной и даже юго-западной части Черного моря.
Последнего этапа удалось добиться благодаря арсеналу морских беспилотников.
Украина уничтожила минимум 22 корабля из 80, ещё 13 повредила из состава ЧФ России. Самые боеспособные русские корабли теперь прячутся в порту Новороссийска.
Теперь для торговых кораблей самым опасным считается время в доке, а при транспортировке зерна коридором угроз меньше. Полноценный результат работы зернового коридора может оказаться очевидным в 2025 году. В 2024 году ожидается рост дохода от экспорта в 3,3 млрд. долларов.
Об этом сообщает группа Информационное сопротивление.