Четверг, 30 июня, 2022

Умер первоиерарх РПЦЗ Митрополит Илларион (Капрал). Церковь, которую в 2007 году поглотила РПЦ снова на развилке

Must Read

В канун празднования 15-летия присоединения к Московскому патриархату Русской зарубежной церкви в Нью-Йорке умер первоиерарх Митрополит Илларион (Капрал).

Журналист Александр Солдатов, пишущий на религиозные темы, объясняет, что означает эта смерть для дальнейшей судьбы РПЦЗ, передаёт Новая Газета. Европа.

Православная традиция отличается повышенной, если не сказать – чрезмерной, – чуткостью к «знаменам времени», которые выглядят как простые календарные совпадения. Ровно 15 лет назад, 17 мая 2007 года, в храме Христа Спасителя (ХХС) в Москве под эгидой Владимира Путина Патриарх Алексей II и первоиерарх Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) Митрополит Лавр (Шкурла) подписали так называемый «Акт о каноническом союзе». Он ознаменовал собой фактическую капитуляцию части русской церковной эмиграции, которая в течение всего послереволюционного времени пыталась предложить православным верующим России иной, свободный путь церковного развития, чем тот, которым стала в 1927 году «красная» Московская патриархия. Как объяснил, выступая с амвона ХХС, сам Путин, подписанием «Акта», поставлена ​​точка в истории Гражданской войны: белые и красные «примирились» на своём последнем духовном фронте.

Именно Путин выступил промоутером процесса «воссоединения», неожиданно посетив в 2003 году здание Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. Его ближайшим советником в той щекотливой «спецоперации», растянувшейся на 4 года, выступил о. Тихон (Шевкунов) – тогда лубянский Архимандрит, а ныне – Псковский Митрополит и возможный кандидат в патриархи. Но не вся РПЦЗ дошла до подписания «Акта» 17 мая 2007 года. Непримиримые и недовольные отделялись от неё на протяжении всей «спецоперации», и в современном мире насчитывается по меньшей мере 17 церковных юрисдикций, которые обеспокоены исторической РПЦЗ и не приняли «Акт». Общее количество их приходов — несколько сотен, что, пожалуй, даже превышает количество приходов той «официальной» РПЦЗ, которая подчинилась Путинской Москве. Но роспропаганда пытается их не замечать, презрительно называя «раскольниками», а с помпой собралась отмечать круглую дату «окончания Гражданской войны».

Уход Митрополита Иллариона в другой мир 16 мая «сорвал праздник».

15 лет назад Илларион, этнический украинец, был Архиепископом Австралийским и Ново-Зеландским, а промосковской частью РПЦЗ руководил Митрополит Лавр (Шкурла), этнический русин.

Согласно официальной биографии, Игорь Алексеевич Капрал родился на Рождественский сочельник 1948 года в городке Спирит-Ривер в канадской провинции Альберта. Те места были почти все населены украинскими эмигрантами, бежавшими ещё в годы Первой мировой войны и польской оккупации, и семья Капралов не была исключением. Родители будущего Митрополита происходили из Турийского района Волынской области, который впоследствии стал одним из центров партизанской войны УПА.

Когда Илларион возглавил промосковскую часть РПЦЗ в 2008 году, один из самых старых и уважаемых клириков Зарубежной церкви, не принявших «Акта о каноническом общении», о. Герман Иванов-Тринадцатый дал такую ​​характеристику его личности в интервью порталу Credo.Ru: «Человек безвольный и всегда таким был…. В сторону Москвы он смотрел всегда. Он добр, да, но бесхарактерен».

Вспомнить какие-нибудь яркие высказывания или инициативы Иллариона очень не просто — в памяти большинства «зарубежников» он останется канцелярским исполнителем, добрым батюшкой, но не идеологом церкви.

Ещё один острый эпизод относится к 2019 году, когда Синод РПЦЗ во главе с Илларионом призвал своих Московских коллег не хулить память воинов РОА генерала Власова — среди паствы РПЦЗ немало их потомков, а места захоронения этих воинов уважаются в российском зарубе. Но тогда дальше словесных протестов дело не пошло.

На фоне войны России в Украине и глобальных потрясений, уход первоиерарха застал РПЦЗ в состояние турбулентности. Приходы РПЦЗ разделились на сочувствующих Украине и тех, кто пытается оправдывать действия российского руководства.

Поскольку абсолютное большинство приходов РПЦЗ расположено в демократических странах Запада, сохранять стремительно изолирующуюся духовно-административную связь с Москвой не только от глобальной экономики, но и от мирового православия становится все более некомфортно и проблематично.

Часть приходов РПЦЗ открыто ностальгирует по самостоятельности, которую они потеряли в 2007 году под беспрецедентным давлением политического руководства РФ, вложившему, как в них принято, не один миллиард в проект поглощения моспатриархией РПЦЗ. Другая часть разделяет западное представление о церковной респектабельности и мечтает о переходе к Вселенскому патриархату, что выглядит в современных геополитических условиях гораздо адекватнее.

Наконец, третья часть намерена добиваться такой степени самостоятельности внутри единой РПЦ, которая сделала бы связь с Москвой абсолютно номинальной, чисто «исторической».

Продвигавшаяся ранее Москвой идея прислать в Нью-Йорк «варяга» из Белокаменной сегодня даже не рассматривается — на дворе не 2007 год, и «зарубежники» его точно не примут.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Делегация Вселенского Патриархата посетила Ватикан в праздник Святых Петра и Павла

Делегация Вселенского Патриархата во главе с Архиепископом Тельмесским Иовом (Гечей) находится в Ватикане и утром 29 июня приняла участие...

Актуально