Понедельник, 6 мая, 2024

УПЦ не МП? Что говорят её союзники из других поместных церквей

Must Read

После начала русско-украинской войны 2014 года в Украине существенно возросло невосприятие зависимости Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. Фактически она является его частью как «самостоятельная и с правами широкой автономии». С этого времени, особенно после начала полномасштабного вторжения различные официальные и неофициальные ресурсы УПЦ МП стали отрицать эту связь.

Принятый в 2018 году закон, обязывавший указать принадлежность к РПЦ в названии, назывался антицерковным, против него собирали подписи и митинги под Верховной Радой. Рупоры УПЦ МП стали обвинять СМИ, которые добавляли приставку МП в клевете, хотя те просто соблюдали признанный конституционный закон и решение компетентной комиссии. Манипулируя грамотой Патриарха Алексия II, они заявляют, что полностью независимы последние 30 лет.

Однако если речь заходит о мировом православии, то спикеры УПЦ МП не спешат кого-то осуждать или винить в клевете. Церковным союзникам Онуфрия сходят с рук заявления, за которые украинские организации или медийные лица мгновенно были бы обвинены во лжи и чуть ли не в богохульстве.

Так, ещё в конце 2018 года призывая своего Патриарха противостоять предоставлению Томоса об автокефалии Церкви Украины, Митрополит Ловчанский Гавриил, Митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, а также Митрополит Видинский Даниил в письме, упоминая УПЦ, используя приставку МП. Послание было опубликовано на сайте Болгарской патриархии, и полностью переведено приближенным к УПЦ МП «Союз православных журналистов». Никаких протестов ни от Онуфрия, ни от другого клирика или иерарха тогда не прозвучало.

Митрополит Ловчанский Гавриил, Митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, а также Митрополит Венинский Даниил / Фото: „СПЖ“.

Впоследствии один из этих Митрополитов, а именно Видинский Даниил, выпустил книгу, где также говорил, об Украине как канонической территории МП. В своём письме от 3 марта 2019 года он чётко заявляет:

«После акта Константинопольского Патриархата от 1686 года древние Патриархаты – Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а в новое время и другие Поместные автокефальные Церкви, всегда воспринимали Киевскую Митрополию как нераздельную часть Московского Патриархата и всегда считали, что имеют право на территорию Украины».

Уже в апреле того же года профессор Богословской школы Университета Аристотеля в Салониках Феодор Зисис сделал жесткое заявление против Вселенского Патриарха Варфоломея, обвиняя его в расколе и «Нео папизме».

Это заявление также перевёл и опубликовал на своём сайте Информационно-просветительский отдел УПЦ. Среди прочего там были тезисы о том, что «не каноничность вторжения Константинопольской Церкви на каноническую территорию Русской Церкви [самоназвание Русской церкви, употребляемой официальными ресурсами УПЦ МП – ред.] ясна, как день» и о том, что структура Онуфрия «ни о какой автокефалии не просила».

Такую же позицию занимает и один из самых главных союзников УПЦ МП на Кипре Митрополит Кикку Никифор. В своей книге «Современный украинский вопрос и его решение согласно божественным и священным канонам», изданной в конце 2019 года, отмечает:

«Церковное сознание Вселенского Патриархата и Русской Церкви, а также все православное Вселенское сознание (т.е. всех Поместных Православных Автокефальных Церквей) всегда без сомнений и колебаний принимало тот факт, что Православная Церковь в Украине находилась за последние 332 года (1686 – 2018) под церковной юрисдикцией православного Московского Патриархата, и была её канонической территорией».

Эта цитата взята с официального сайта «Отдела внешних церковных связей УПЦ», который сделал перевод отдельных положений книги греческой. Несмотря на то, что здесь прямо указывается, что с 1686 по 2018 год статус УПЦ МП не изменялся и тем самым опровергается «получение независимости» этой структурой в 90-х это не помешало перепечатать этот же текст и на сайте УПЦ МП. Всё это говорит, что священноначалие во главе с Онуфрием полностью разделяло взгляды и Зисиса и Митрополита Никифора.

Архиепископ Охридский Сербской Православной Церкви Иоанн и Митрополит Антоний (Паканич). Слева Патриарх РПЦ Кирилл (Гундяев) / Фотоколлаж ГФУ.

7 апреля 2021 года, на тот момент Архиепископ Охридский Сербской православной церкви Иоанн в послании к Гундяеву заявил, что желание УПЦ остаться в составе МП полностью добровольно, а потому не может отрицаться: «Украинская Православная Церковь – останется в юрисдикции Московского Патриархата, и пользоваться автономией в границах Русской Православной Церкви».

Уже осенью того года «управляющий делами УПЦ» Антоний (Паканич) сослужил Иоанну в честь его именин. Ни о каких протестах или обвинениях по поводу сказанного Архиепископом Охридским в Москве в коммюнике по результату визита не сказано ничего.

Фото: Православная жизнь / Ириней (Булович).

Неоднократно на связи, так называемой, УПЦ с Москвой подчеркивал, и Епископ Бачский Ириней (Булович). В своём последнем интервью по этому поводу, опубликованном в январе 2023 года. Среди прочего Сербский Иерарх обвиняет в начале российского вторжения в Украину Запад, а единственная причина, почему война до сих пор идёт поставка Украине оружия, которое Ириней категорически не одобряет.

 Также о так называемых гонениях на УПЦ МП он упоминает как о «государственном преследовании в Украине всего русского, особенно Церкви», а Киево-Печерскую лавру называет величайшей святыней всего «Русского православного мира».

Казалось, что такие слова довольно влиятельного епископа Сербской Церкви, который считается «духовным отцом Патриарха» Порфирия, должны вызвать решительный протест у верхушки УПЦ МП. По крайней мере, такой точно была бы реакция, если бы подобное заявление допустил бы иерарх ПЦУ или какой-то украинской государственной структуры, общественной организации или СМИ. Вместо этого интервью Иринея официальные ресурсы УПЦ МП просто проигнорировали, а приближенное к структуре издание «СПЖ» процитирована другая его часть с критикой Вселенского Патриархата, как будто причисление их Церкви к русскому миру там просто не было.

Отношения с Церковью Сербии на всех уровнях тоже не изменились: продолжаются взаимные паломничества и обмен поздравлениями к памятным датам.

Орбан и Патриарх Порфирий / СПЦ

Уже в марте 2023 года сам Порфирий выступил в защиту УПЦ МП. Где, в частности, вспомнил, о её литургической связи с Русской Православной церковью и также назвал Киево-Печерскую Лавру символом и центром всего «русского мира (как бы это понятие не толковалось)».

Официальные ресурсы ВСЦЗ и соответственно Информационно-просветительского отдела просто подали перевод этого заявления без упоминаний о стране-агрессоре. Никакой дипломатической работы по опровержению этой российской пропаганды проведено не было, как не было высказано никаких возражений такой формулировкой.

Итак, из приведенных выше примеров становится понятно, что УПЦ МП проводит двоякую политику по отрицанию своей принадлежности к РПЦ.

С одной стороны, она жестко критикует представителей украинских СМИ, общественности и власти за такие упоминания. С другой же игнорирует, или даже цитирует на своих официальных ресурсах заявления дружественных к ним поместных церквей, прямо опровергающих миф о якобы полученной в 1990 независимости.

Патриарх Феофил с посольством РФ/ Фото

На самом деле причина такой двуликости Епископата УПЦ МП проста. Поддержка их структуры со стороны отдельных иерархов или поместных церквей вызвана в основном их искренней или финансово мотивированной поддержкой России.

Как только УПЦ МП объявит настоящую независимость от Москвы, то избавится от мощного лобби среди поместных церквей в виде российского государства, церковного и дипломатического аппаратов.

Например, в мае 2023 года сайт “Информационно-просветительского отдела УПЦ” процитировал интервью Митрополита Морфу Неофита, которое он дал тому же приближенному к церкви Онуфрия “СПЖ”. И никого не смущал тот факт, что этот же иерарх неоднократно прямо поддерживал российскую вооруженную агрессию против Украины, назвав её “необходимой операцией по спасению мира от греха и нечестивости”.

Поддержка УПЦ МП того же Иерусалимского Патриарха совпадает с почти ежемесячными визитами к нему посла РФ в Израиле Викторова. Постоянно с предстоятелями и иерархами обсуждать украинский вопрос ездят и представители Московской патриархии.

В современном православном мире продолжается борьба за первенство между Вселенским и Московским Патриархатами. И признание Украинской автокефалии ярко демонстрирует, кто на чьей стороне. Окончательная победа первого означала бы продолжение положения дел, которое существовало во все время первенства Константинополя.

Другой сценарий – превращение православия в инструмент гибридного влияния государства, чья политика чрезвычайно далека от любых христианских ценностей и часто даже прямо противоположна им.

Поэтому перед УПЦ МП сейчас стоит выбор: окончательно отделились от Москвы и осудили Кирилла и, в конечном счёте, в той или иной форме объединиться в единую независимую Церковь Украины, или продолжать быть в лагере РПЦ и пользоваться поддержкой её украинофобных сателлитов.

Автор текста: Духовный Фронт Украины

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Призыв в армию РФ на оккупированных территориях: британская разведка проанализировала намерения оккупантов

Разведывательное сообщество Великобритании проанализировало намерения России провести военный призыв на оккупированной ею части Запорожской области. Как сообщает "Европейская правда", об...

Актуально