Вторник, 7 мая, 2024

Упущена возможность: почему УПЦ (МП) отклонила предложение Константинополя об автокефалии

Must Read

Анализируя отношения и состояние УПЦ (что в единстве с МП), следует также затронуть ещё один не менее важный вопрос, а именно отношения этого религиозного сообщества с Вселенской Патриархией. Их взаимоотношения за три десятилетия новейшей украинской истории прошли непростой путь, так сказать, от любви к ненависти. Однако стоит отметить, что эта “ненависть” односторонняя и исходит именно от УПЦ (что в единстве с МП).

В начале, как обычно, немного истории. На заре 90-х, когда Украина обрела независимость, а в Церкви началось автокефальное движение, их отношения были относительно теплыми и приемлемыми для обеих религиозных общин.

В глазах Вселенского Патриархата УПЦ (в единстве с МП) была единственной законной церковной структурой в Украине. Однако Константинополь, как Церковь-Мать, не стоял в стороне от проблемы церковного разделения. Он прилагал немало усилий для решения этого болезненного вопроса. Тем не менее, все эти усилия происходили при участии Московской Патриархии и самой УПЦ (что в единстве с МП).

Впрочем, Московская Патриархия сознательно тормозила или всячески препятствовала этому процессу. Такой ход событий вполне устраивал как РПЦ, так и саму УПЦ (что в единстве с МП). К тому же внешние контакты всех трёх религиозных общин, хотя кое-где и были напряженными, но всё же продолжались.

Несмотря на разные взгляды на историю, РПЦ и её дочерняя структура Украины были частыми гостями на Святой Горе Афон и ряде других святынь Вселенского Патриархата. Сам же Константинополь время от времени посылал своих представителей на различные празднования в Киеве, в том числе, и на выдающиеся события, как интронизация нынешнего главы УПЦ (что в единстве с МП), Митрополита Онуфрия Березовского.

Однако все эти контакты по обе стороны проводились через РПЦ. Ведь для Константинополя, как и для всего православного мира, УПЦ (что в единстве с МП) была частью Московской Патриархии, хотя и самоуправляемой. Потому любые визиты проходили после согласования церковной Москвы.

Исключением стало лишь празднование 1020-летия Крещения Руси-Украины. Тогда, по приглашению Президента Виктора Ющенко, в украинскую столицу прибыл лично Вселенский Патриарх Варфоломей. Этот приезд очень не понравился Русской Церкви, всячески пытавшейся его сорвать. Зная о планах руководства государства, Московские церковные деятели пригласили от Поместных Церквей только делегации, а не их Предстоятелей.

Однако Константинополь в таком случае поступил достаточно мудро и, руководствуясь двумя приглашениями от государства и РПЦ, направил в Украину свою делегацию во главе с Вселенским Патриархом. Однако не это было самым большим камнем преткновения.

Самыми страшными для РПЦ и её части в Украине были тогдашние попытки Константинополя восстановить украинское церковное единство. О них более подробно рассказывается в книге “Варфоломей I: 30 лет Патриаршего служения в контексте Украины”. Все эти попытки, из-за той же позиции Московской Патриархии, не увенчались успехом.

Однако сам приезд Вселенского Патриарха развернул новую страницу в истории УПЦ (что в единстве с МП), которую со смелостью можно назвать лучшей. Ведь благодаря мудрой позиции тогдашнего Главы УПЦ (что в единстве с МП), приснопамятного Митрополита Владимира Сабодана, было организовано достойное празднование и принятие, сильно поразившее Патриарха Варфоломея. Сама же УПЦ (что в единстве с МП) стала приобретать субъектность в глазах Константинополя и мирового православия.

Однако с уходом Митрополита Владимира эта субъектность начала утрачиваться, а сами отношения ухудшаться. Наиболее критической точкой стал, конечно, 2018 год, когда УПЦ (что в единстве с МП) сознательно проигнорировала весь объединительный процесс в Украине, инициированный Константинополем.

Хотя Константинополь фактически давал УПЦ (что в единстве с МП) полный карт-бланш, воспользовавшись которым она могла бы сохранить своё положение и вывести его на новый уровень, полностью автокефальный. Ведь по сравнению с другими религиозными сообществами, УПЦ (что в единстве с МП) имела численное преимущество, а потому, придя на Соединительный Собор полным составом или большей своей частью, она могла бы одержать безоговорочную “победу над свирепыми раскольниками” и могла диктовать и навязывать свои требования.

В то же время УПЦ (что в единстве с МП) сознательно отвергла эту возможность и, вслед за своим непосредственным Московским руководством, стала разрывать общение с Вселенской Патриархией, практически слово в слово, копируя синодальные решения Русского синода.

Тем самым руководство УПЦ (что в единстве с МП) засвидетельствовало свою покорность Москве и показало, что без её благословения оно не сделает ни шага. Далее и поныне УПЦ (что в единстве с МП) полностью воспроизводит всё то, что ей велят из белокаменной. Так называемый Собор в Феофании не изменил их позиции.

Поэтому УПЦ (в единстве с МП) в одностороннем порядке разорвала все связи с Константинополем и фактически ведет себя как позорное дитя. Нынешняя их позиция полностью аутентична позиции РПЦ, которая желает осудить Константинополь за дарование автокефалии Православной Церкви Украины.

Все это ещё усиливается постоянными безосновательными обвинениями в ереси, оскорблениями, как со стороны Синода, так и особенно горячих иерархов этой Церкви, как Митрополит Запорожья Лука Коваленко.

Для Вселенского Патриархата эта структура это только епархии русской церкви в Украине. Именно так они отмечены в официальном диптихе Константинополя. Однако сам Константинополь не разрывал общения ни с РПЦ, ни с её структурой в Украине.

Таким образом, для УПЦ (что в единстве с МП) остаётся шанс исправить всю ситуацию. Для этого требуется лишь сознательное и непринужденное желание, однако оно отсутствует. Воспользуется ли руководство этого религиозного сообщества или будет вести себя как разбойник, мы поговорим в наших последующих публикациях.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Враг сбросил более 260 оскольчатых боеприпасов на южные области. ФОТО

Продолжая террор мирного населения прифронтовых территорий Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской областей, враг применил 303 FPV-дроны, 18 ударных БпЛА типа...

Актуально