Суббота, 27 апреля, 2024

В Польше беатифицировали монахинь, замученных Красной армией 1945 году

Must Read

Когда 19 июня 2021 года Папа Франциск подписал декрет о признании мученичества десяти польских монахинь из Конгрегации святой Елизаветы, подвергшихся пыткам и издевательствам со стороны красноармейцев во время Второй мировой войны, казалось, что об этих трагических событиях будет речь только в прошлом. Однако в контексте войны в Украине факт их гибели от рук красноармейцев набирает особое значение. Сегодня с болью должны признать, что зло в дальнейшем существует и собирает свою трагическую жатву, а мир, кажется, не сделал выводов из истории.

Беатификация мучениц очень красноречива и символична. Советские солдаты убили в Польше не только 10 сестер. Только в самом скоплении святой Елизаветы их погибло несколько десятков. Красноармейские «освободители» убили сотни монахинь из других конгрегаций и чинов, а также тысячи светских женщин, сообщает Vatican News.

В атмосфере всеобщего террора и устрашения монахини этого Сообщества, которых называют эльжбетанками или также и елизаветанками, прошли своим «крестным путём», подражая страдающему Иисусу. Они до последнего момента жизни оставались верны своему призванию и милосердно служили больным, пожилым людям, осиротевшим детям. Память о них хранилась с 1945 года, однако из-за политической ситуации коммунистической Польши свидетели их мученичества были вынуждены молчать. Их героическая смерть взывает и сегодня к защите христианских ценностей.

Беатификационные торжества

В кафедральном храме польского города Вроцлава кардинал Марчелло Семераро, префект Дикастерии по делам признания святых, 11 июня 2022 года, представляя Папу Франциска, возглавил беатификационные торжества и провозгласил блаженными мученицами Католической Церкви сосестёр: Мелузию Рыбку, мужественную монахиню, Эдельбургу Кубицкую, пример евангельской нищеты, Аделу Шрамм, благоразумную деву, Акутину Голдберг, защитницу справедливости, Адельгайду Тепфер, пример веры, Фелициту Элльмерер, кон, надежды, Розарию Шиллинг, укрепленную страданием, и Сапиенцу Гейманн, мудрую деву, которые с февраля по май 1945 года терпели пытки от рук солдат Красной армии и погибли мученической смертью, защищая свою честь и честь тех, которые были с ними.

В проповеди кардинал Семераро подчеркнул, что мученичество этих десяти монахинь напоминает о насилии, жестокости и ненависти, которые теперь затронули Украину. Он указал, что беатифицированные сегодня сестры-елизаветанки были живым воплощением мудрых девушек из притчи из Евангелия от святого Матфея, которые вышли навстречу Господу с зажженными светильниками. За их верность Господь увенчал их венком славы. Вся жизнь этих сестер была настоящим самоотверженным дарованием себя больным, убогим, преклонным возрастом, самым утомительным. Их бескорыстная любовь к ближним была героической до такой степени, что они, несмотря на известия о жестокости и зверствах Красной армии в Польше на переломе 1944-45 годов, не оставили больных, которыми заботились, чтобы спасать свою честь и жизнь. Проповедник также отметил, что сестры пошли на смерть с героической храбростью, о которой рассказывали многие свидетели, имея в виду слова святого апостола Павла: «Кто может отлучить нас от любви Христовой» (Рим 8,35).

Префект Дикастерии по делам признания святых подчеркнул, что их мученичество напоминает о тех событиях, которые мы чувствуем сегодня в Европе XXI века. «Это обстоятельства, при которых, видя сцены совершенного насилия, жестокости, необоснованной ненависти, чувствуем стремление к миру и построению гармонии посредством жестов любви, открытости, принятия и гостеприимства», – сказал он. Кардинал Семераро также напомнил слова Папы Франциска, обращенные к паломникам из Польши во время всеобщей аудиенции 2 марта с.г. в связи с ситуацией на Украине, поблагодарив их за то, что они первыми поддержали Украину, «открыв свои границы, свои сердца и двери своих домов убегающим от войны украинцам. Вы великодушно жертвуете им все необходимое для достойной жизни, невзирая на драматическую ситуацию».

Проповедник подчеркнул, что мир строится посредством конкретных жестов бескорыстной любви, миру служат преданность, верность и забота о других. Это конкретный ответ, который, наряду с молитвой, каждый из нас может дать перед лицом большой жестокости, варварства и несправедливости, свидетелями которых мы сейчас. Новые блаженные мученицы для нас теперь совершенный пример. «Смотря на пример этих смелых и великодушных женщин, каждый может обнаружить, что он призван к настоящей, заботливой и бескорыстной любви», – добавил он, а в завершение призывал вверить покровительству десяти новых блаженных мучениц наши нужды, заботы и чаяния, а особенно, украинский народ, мигрантов и наши стремления к миру.

Конгрегация сестер святой Елизаветы

Конгрегация сестер св. Елизаветы – ельжбетанок или елизаветок – выросло из социальных нужд XIX в. Сестры этого конгрегации трудятся примерно в 20 странах Европы, Азии, Южной Америки и Африки Они также присутствуют и в Украине.

К харизме Конгрегация относится забота больными, не только в больницах, но и уход за больными в их домах, забота о нищих и детях.

Как сестры-эльжбетанки стали мученицами?

Сестры-елизаветанки не были выдающимися личностями или общественными деятелями. Не выполняли особых задач в конгрегации. Были обычными монахинями, которые составили обетования Богу и служили ближним.

Когда во время последних этапов Второй мировой войны фронт приближался к Нижней Силезии и Ополе в Польше, настоятели предложили сестрам бежать в безопасные места, ведь уже было известно о преступлениях, совершенных Красной армией, как солдаты обращались с женщинами, в частности с монахинями: пытали, избивали, насиловали. Однако большинство монахинь решили остаться, потому что не могли забрать с собой больных, пожилых и раненых, за которыми ухаживали. Таким образом, они сами стали жертвами пыток и издевательств советских солдат: погибли, защищая собственную чистоту или других сестер, или людей, за которых чувствовали ответственность. Других сестер расстреливали и сожгли в доме, где они скрылись. Обстоятельства этих мученических смертей, все драматические, были очень разными и происходили в разных местностях.

Не каждая смерть невинной жертвы мученическая в религиозном смысле. О смерти этих десяти монахинь сохранилось много свидетельств, на основании которых можно свидетельствовать, что они отдали жизнь, защищая свою веру, а их палачи действовали с ненависти к вере, пытаясь уничтожить всё, что было связано с Богом и Церковью.

Сестра Мария Пасхалис Ян и 9 сосестёр

Сестра Пасхалис Ян была выбрана для того, чтобы символически возглавлять эту группу монахинь, потому что обстоятельства её смерти были хорошо задокументированы. Кроме того, она была самой молодой из них – ей было всего 29 лет. С приближением Красной армии настоятельница отправила сестру Пасхалис в Чехию, надеясь таким образом спасти её от опасности. Но мученическая смерть ждала её и там – советский солдат выстрелил ей прямо в сердце. Местные люди сразу назвали его святым. Культ сестры-мученицы быстро распространился, хоть и в подполье, и её называли «белой розой из Чехии».

Описания мученичества этих убитых монахинь шокируют, их нельзя читать, не чувствуя ужаса. Живая память о них сохранилась в конгрегации сестер Святой Елизаветы, в воспоминаниях мирян, которые были свидетелями их мученичества.

Начало беатификационного процесса через 66 лет после их смерти

В коммунистический период в Польше невозможно было даже вспоминать о преступлениях солдат Красной армии, которых представляли исключительно как «освободителей». Но это было нелегко и после падения коммунизма, потому что требовало привлечения большого количества подготовленных людей, сбора показаний, финансовых ресурсов.

Реликвии, представленные во время беатификации

Во время беатификационных торжеств одной из реликвий была литургическая чаша с 1945 года, которая служила для совершения Святых Литургий в часовне Пресвятого Сердца Иисуса в монастыре св. Елизаветы в Нисе. Но позже эту чашу осквернили солдаты Красной армии, используя её во время еды, а затем стреляли в неё. Поэтому на реликвии видны многочисленные следы шаров.

Архиепископ Юзеф Купни в письме к верным Вроцлавской епархии написал, что в лицах сестры М. Пасхалис и её девяти сосестёр можем увидеть лица женщин и детей, изнасилованных и убитых в Украине. Поэтому эта чаша является не только символом ужасов тех давних дней, жестокости палачей и напоминанием о том, что пережили сестры-монахини, но до сих пор касается конкретных людей – людей, которые имеют имена и фамилии, имеют лицо.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

СБУ: Осужден информатор ГРУ, который шпионил по артиллерии ВСУ на Николаевщине

По материалам Службы безопасности реальный срок заключения получил ещё один информатор военной разведки России. Злоумышленник собирал разведданные о дислокации...

Актуально