Вторник, 25 июня, 2024

Ватикан обнародовал основные положения о первенстве Римского Епископа

Must Read

В Ватикане представлен документ Дикастерии содействия единству между христианами, подытоживающий экуменический диалог вокруг роли Папы Римского и осуществление первенства Петра. Основные положения этого документа распространило Радио Ватикана.

“Епископ Рима” – это документ Дикастерии содействия единству христиан, говорят в Римско-Католической Церкви. В нём собраны плоды экуменических диалогов о служении Папы, к которым почти тридцать лет назад пригласил Иоанн Павел II в энциклике Ut unum sint в духе Второго Ватиканского Собора. Целью этого процесса являются поиски формы осуществления первенства, разделяемого Церквями, жившими в полном сопричастии в первых веках. И хотя не все богословские диалоги «рассматривали эту тему на одинаковом уровне или с одинаковой глубиной», можно указать некоторые новые подходы к самым противоречивым богословским вопросам.

Обновлено прочтение «Петровских» текстов

Одним из плодов богословских диалогов является обновленное прочтение «Петровских текстов» (упоминания в Евангелиях о роли святого Петра), исторически ставшие препятствием для единства между христианами. “Перед партнерами по диалогу был поставлен вызов, избежать анахронических проекций более поздних доктринальных разработок и пересмотреть роль святого Петра среди апостолов”. Например, было открыто «разнообразие образов, интерпретаций и моделей в Новом Завете, в то время как библейские понятия, такие как episkopé (служение надзора), diakonia и концепция «Петровой роли», помогли развить более комплексное понимание «Петровских текстов»».

Происхождение первенства

Другим спорным вопросом является католическое понимание первенства Епископа Рима как института божественного права, в то время как большинство других христиан понимают его как институт только человеческого права. “Герменевтические разъяснения, – говорится в документе, – помогли представить эту традиционную дихотомию в новой перспективе”, рассматривая первенство и как божественное право, и как человеческое, то есть “как часть Божьей воли для Церкви, посредником которой является человеческая история”. Диалоги подчеркнули различие «между богословской сущностью и исторической обусловленностью первенства», что требует «большего внимания и оценки исторического контекста, обусловившего осуществление первенства в разных регионах и периодах».

Первый Ватиканский Собор

Значительные препятствием является догматические определения Первого Ватиканского Собора. Некоторые экуменические диалоги достигли «многообещающего прогресса в «перепрочтении» или «полной рецепции» этого Собора, открывая новые пути для более точного понимания его учения», также в свете исторического контекста и учения Второго Ватиканского Собора. Таким образом, было дано другое прочтение догматического определения вселенской юрисдикции Папы, «определяя её распространение и границы». Так же удалось прояснить «формулирование догмы о непогрешимости и даже достигнуть согласия по некоторым аспектам её цели, признавая необходимость, при определенных обстоятельствах, личного совершения учительского служения, учитывая, что христианское единство – это единство в истине и любви». Несмотря на эти разъяснения, как отмечается в документе, «в ходе диалогов до сих пор выражается обеспокоенность по поводу связи между непогрешимостью и первенством Евангелия, непреодолимостью всей Церкви, осуществлением епископской коллегиальности и необходимостью рецепции».

Служение для примиренной Церкви

Многие богословские диалоги признают «необходимость первенства на вселенском уровне. Ссылаясь на апостольскую традицию, некоторые диалоги утверждают, что с самого начала Церкви христианство было основано на главных апостольских престолах, занимавших определенный порядок, среди которых Римский престол был первым». В некоторых диалогах отмечалось, что существует взаимозависимость между первенством и синодальностью на всех уровнях церковной жизни: местной, региональной, но и вселенской. Другой аргумент в ее пользу, более прагматический характер, касается современного контекста глобализации и миссионерских потребностей. Богословские диалоги определили некоторые критерии первого тысячелетия «как ориентиры и источники вдохновения для приемлемого совершения служения единству на вселенском уровне, а именно: неформальный, а не в первую очередь юрисдикционный характер выражения сопричастия между Церквами; “первенство чести” Епископа Рима; взаимозависимость между измерениями первенства и синодальности».

Первенство и синодальность

Во многих диалогах признаётся, что первое тысячелетие христианской истории не должно быть «идеализировано или просто воспроизведено», также и потому, что первенство на вселенском уровне должно соответствовать современным вызовам. Итак, были определены некоторые принципы первенства в XXI веке: «Первым общим согласованием является взаимная зависимость между первенством и синодальностью на каждом уровне Церкви и, как следствие, необходимость синодального первенства».

Следующее согласие касается артикуляции между «общественным» измерением, основанным на sensus fidei всех крещеных; “коллегиальным” измерением, выраженным, прежде всего, через епископскую коллегиальность. А также “личным” измерением, выраженным в Предстоятельской функции. Ключевым вопросом является взаимоотношение между местной Церковью и Вселенской Церковью, которая имеет важные последствия для первенства. Экуменические диалоги позволили прийти к согласию «по синхронности этих измерений, настаивая на том, что диалектическая связь между местной Церковью и Вселенской Церковью невозможно разделить».

Роль Епископских конференций

Во многих диалогах подчеркивалась «необходимость равновесия между осуществлением первенства на региональном и вселенском уровнях.  Отмечая, что в большинстве христианских общин региональный уровень наиболее релевантен как в осуществлении первенства, так и в их миссионерской деятельности. Некоторые богословские диалоги с западными христианскими общинами, принимая во внимание «асимметрию» между этими общинами и Католической Церковью, призывают к усилению Католических Епископских конференций, также и на континентальном уровне» и децентрализации, вдохновляемой моделью древних Патриарших Церквей.

Традиции и субсидиарность

Далее подчеркивается важность принципа субсидиарности: «ни один вопрос, который может быть должным образом решен на более низком уровне, не должен передаваться на более высокий». Некоторые диалоги применяют этот принцип для определения приемлемой модели «единства в разнообразии» с Католической Церковью, утверждая, что «власть Епископа Рима не должна превышать ту, которая необходима для осуществления его служения единству на вселенском уровне и предполагает добровольное ограничение в осуществлении его власти. Признавая при этом, он нуждается в достаточном уровне полномочий для решения многочисленных вызовов и сложных обязанностей, связанных с его служением».

Практические рабочие предложения

Первым предложением является новая интерпретация Католической Церковью учения I Ватиканского Собора с «новыми формулировками и лексикой, верными первоначальному намерению, но интегрированными в экклезиологию сопричастия и адаптированными к современному культурному и экуменическому контексту». Также предлагается более чётко различать различные обязанности Епископа Рима, «особенно между его Патриаршим служением в Западной Церкви и его Предстоятельским служением единству в сопричастии Церквей». Кроме того, предлагается уделять больше внимания совершению служения Папы в его партикулярной Церкви – Римской диоцезе. Третья рекомендация касается развития синодальности в Католической Церкви. В частности, предложено дальнейшее осмысление полномочий национальных и региональных католических епископских конференций, их отношений с Синодом Епископов и Римской курией. На вселенском уровне отмечается необходимость большего вовлечения всего Божьего народа в синодальные процессы». Наконец, последнее предложение касается «содействия соборному сопричастию через регулярные встречи между церковными лидерами на мировом уровне», а также поощрение синодальности между Церквами через регулярные консультации и совместные действия и свидетельства между епископами и предстоятелями Церквей.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

ПЦУ впервые провела литургию в Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры

В понедельник, 24 июня, Православная церковь Украины впервые совершила литургию в Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры. Там назвали это...

Актуально