Суббота, 13 апреля, 2024

Великая Суббота является уникальным днём церковного года: плач превращается в радость

Must Read

Это единственная суббота в году, являющаяся днём строгого поста: Литургия (св. Василия Великого) в этот день совершается вечером. В тематике этого дня сочетаются глубочайший кенозис Слова Божьего, «даже в ад сошедшего» в поисках падшего Адама, и начало победы над адом и смертью.

«Суббота эта преблагословенна, потому что ныне мертвый Христос воскреснет на третий день», — поется в кондаке Великой Субботы. Пребывая посредине между Крестом и Воскресением, Великая Суббота является уникальным днём церковного года, когда плач превращается в радость, пишет РИСУ.

Утреню Великой Субботы часто называют службой «погребение плащаницы», хотя на самом деле погребению тела Спасителя литургически отвечает вынос плащаницы на вечерние Великой Пятницы. А хождение с плащаницей вокруг храма в Великую Субботу, по замечанию прот. Александра Шмемана, означает победное шествие Иисуса Христа адом и разрушение ада.

Значительную часть утрени занимает пение «Непорочных» — 17-й кафизмы, входящее обычно в воскресные (в современной практике потерянные), субботние и заупокойные богослужения. Пение “Непорочных” чередуется с “похвалами” – небольшими репликами, которые к концу кафизмы становятся всё короче. Их тематика постепенно меняется от погребального плача до разрушения ада и ожидания Воскресения. Сразу после кафизмы поются воскресные «тропари после Непорочных»: «Ангельский собор удивился…».

Канон Великой Субботы являет собой произведение трёх авторов. К первоначальному четверописцу св. Космы Маюмского (кон. VII – нач. VIII век) в IX веке до полного канона дописала песни св. Кассия, уже упомянутая выше (см. описание служб Большой Среды), она же написала и ирмосы «Волной морской». В конце IX – начале Х века тропари Кассии полностью переписал ёпископ Идрунтский (Отрантский) Марк, автор первых «Марковых разделов» в нашем типиконе. Почему так вышло, до конца неясно. В XII веке Феодор Продром писал, что «мужчины» сочли неприличным соединять четверопеснец св. Космы с песнями, написанные женщиной. Хотя не исключено, что желание переписать творения Кассии возникло из стремления привести канон к единому виду — с тремя тропарями в каждой песне (в Кассии их было по два) и акростихом (в Кассии отсутствовал).

После канона поется воскресный экс апостиларий «Свят Господь Бог наш», а перед великим славословием — воскресный богородичный «Преблагословенная еси, Богородица Дева» (как и в субботу Лазареву). После славословия проходит ход с плащаницей вокруг храма. В Триоде этот ход обозначен как “вход с Евангелием”, и нынешняя процессия представляет собой развитие практики входа. Вход в конце утрени был особенностью константинопольского богослужения. Впоследствии Евангелие во время процессии входа стали обращать литургический ветер, а позже воздух приобрел самостоятельной литургической функции как плащаница.

В конце процессии после входа в храм читаются Паремия, Апостол и Евангелие. Паремия взята из книги пророка Иезекииля — пророчество о сухих костях, воскресающих по велению Божию. Апостол из послания к Коринфянам говорит о Христе как о «новой Пасхе». Затем поется «Аллилуйя» с воскресными стихами псалма «Пусть воскреснет Бог». В евангельском чтении говорится о страже, поставленном у гроба Спасителя по просьбе первосвященников и фарисеев.

Литургия Великой Субботы совершается в сочетании с вечерней. Эта служба полна крестной тематики. В прежние времена в этот день был ветер. Для того чтобы было достаточно времени совершить крещение (в баптистерии, за пределами собственно храма), на вечерне предстоит читать значительно большее, чем обычно, количество паремий. Последняя из паремий, пятнадцатая, из книги пророка Даниила, принадлежит уже к чтениям литургии, а не вечерние.

Крещению посвящено апостольское чтение из послания Коринфянам: «Мы все, кто крестился во Христа Иисуса, в смерть его крестились». Этот же отрывок читается и при совершении таинства Крещения. Перед Евангелием вместо обычного «Аллилуйя» поются стихи 81-го псалма «Воскресни, Боже, суды земли…». Во время пения духовенство переодевается из темного наряда в светлое и начинается воскресная тематика. Евангельское чтение Великой Субботы — 28-я глава Матфея — свидетельствует о пустой гробнице на рассвете первого дня недели и явлении воскресшего Спасителя.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Российская агрессия оккупантов на Черниговщине

Российские войска обстреляли автомобиль в одном из приграничных районов Черниговской области 13 апреля. Водитель, везший продукты местным жителям, погиб. Об...

Актуально