В этот воскресный день из Евангелия от Луки, мы слышим рассказ о призвании к апостольскому служению Симона-Петра, а также его товарищей в труде Иакова и Иоанна, сыновей Заведеевых. Симон, Иаков и Иоанн были рыбаками на Генисаретском озере. Когда Господь Иисус проповедовал на берегу этого озера, то послушать Его собралось много народа. Толпа стала давить, поэтому Спаситель вошел в одну из рыбацких лодок, принадлежащую Симону, и продолжил проповедь из неё.
Об этом сказал Предстоятель ПЦУ во время проповеди.
На первый взгляд, все эти события могут показаться случайностью или стечением обстоятельств. Однако на самом деле для Симона и его товарищей-рыбаков они имели исключительное значение, потому что полностью изменили их жизнь. Вместо ловли рыбы Симон, Иаков и Иоанн стали «ловцами людей», то есть словом проповеди Евангелия Христова, как сетью, в дальнейшем вылавливали из моря жизненного тех, кто стремился к познанию истины и спасения.
Для Симона-Петра его обращение в апостольство было неожиданным, но у Бога все предсказано и Господу всё известно. Зная и самого Петра, и его открытость сердца к познанию истины, и его желание, узнав истину – жить в соответствии с ней; зная и о будущем отречении Петра, и о его же будущем раскаянии, и о его труде в проповеди для обращения многих людей – Спаситель входит в рыбацкую лодку. Сам же рыбак Симон не знает того, что с ним произойдет, однако он соглашается помочь Проповеднику, в то же время, слушая Его наставления.
Симон с товарищами всю ночь ловили рыбу, но ничего не поймали. Христос, завершив проповедь, неожиданно обращается к рыбаку: выйди на глубину и закинь сеть. Симон хоть и удивляется такому призыву, но, доверяя, делает сказанное Проповедником – и чудесно ловит так много рыбы, что сеть не выдерживает. Вместе с другими Симон набирает в лодки столько рыбы, что они чуть ли не тонут.
Почему Христос таким необычным способом открывает сердце Симона-Петра? Не из-за знамения с неба, не из-за исцеления болезни, не из-за истолкования сложных для понимания пророческих слов Писания, но из-за улова рыбы?
Пожалуй, потому, что именно ловом рыбы занимался Симон и его товарищи. Это был их ежедневный труд, тем самым волы приобретали себе и семьям на жизнь. И Спаситель обращается к ним именно по тем обстоятельствам и делам, которые были для будущих апостолов близки и понятны.
Таким образом, Христос наглядно показывает, что без Его помощи труд человека может быть бесплодным и бесполезным. Но когда человек слушает слово Божие и выполняет его, то получает гораздо больше, чем может представить и ожидать.
В этом обращении мы видим пример свободы воли и выбора, которые Бог всегда оставляет человеку. Ибо Симон мог бы и не оказать Проповеднику помощи, сославшись на усталость от ночного труда и необходимость отдохнуть. Однако, несмотря на то и другое Симон помогает Учителю, предоставляя Ему для проповеди свою лодку – и этим делом свидетельствует своё собственное желание послужить добру и истине. Он проявляет добрую волю в малом якобы деле – и за это получает большой дар.
Когда Господь зовет Симона забросить сети – здесь тоже Он даёт будущему апостолу возможность проявить свою волю. Ведь человеческий опыт подсказывает рыбалке, что совет такой – пустой и неуместный. Если в течение целой ночи он с товарищами ничего не уловили, то тем более бесполезно ожидать улова сейчас. Однако между доверием к собственному опыту и собственной мысли и доверием к Учителю, к Проповеднику слова Божия Симон выбирает последнее. Христос совершает чудо, улов рыбы оказывается необычайным, но произошло это чудо потому, что Симон поверил слову Спасителя тогда, когда весь его человеческий жизненный опыт такое доверие отрицал.
И третий важный аспект имеет упоминаемое ныне в Евангелии событие: оно свидетельствует о милости Божией к кающимся грешникам. Когда Симон по чуду осознаёт, что в его лодке сейчас угодник Божий, Человек Святый, Пророк – то он пугается. Пугается не присутствия Спасителя, но вспоминает о своих собственных грехах и осознает, что за них достоин осуждения. Совершив чудо, Христос даёт Симону снова свободу выбрать, как действовать. Ибо другой человек на месте Симона возможно бы и подумал: пожалуй, я избран и особенный, если в мою лодку вошли Пророк и Чудотворец, пожалуй, своими добрыми делами я заслужил такого чуда. Но Симон в своей искренности понимает, что никакой его заслуги здесь нет. Напротив – перед угодником Божиим, сотворившим чудо, Симон глубоко осознает свою греховность и не достоинство. Поэтому и просит Спасителя выйти из его лодки, потому что чувствует себя недостойным быть рядом со Святым.
Но Господь не исключает грешника. Напротив, Он призывает Симона следовать за Ним, призывает к апостольству. И снова видим, как оберегается Богом свобода человека – Симон может послушать призыв Христа, а может и отвергнуть. За ним остаётся право выбора – дальше ловить рыбу, заниматься понятным и привычным делом или оставить всё и пойти за Учителем истины по пути неизвестным. Симон, Иаков и Иоанн выбирают призыв к истине – и потому становятся апостолами.
Итак, дорогие братья и сестры, по словам Священного Писания, над которыми мы рассуждаем сегодня, можем сделать несколько выводов.
Первый – что Бог действует по отношению к каждому человеку даже в обстоятельствах, которые кажутся простыми, обыденными, случайными. Мы не можем знать Промысла Божия и всего, что Господь приготовил для нас. Но наша вера должна побуждать за кружевом жизненных событий, всегда видеть руку Божью. Следует всегда помнить, что Господь присутствует в нашей жизни не только в величественных делах или в исключительных моментах, но присутствует всегда.
Второй наш вывод – что следует доверять Богу даже тогда, когда наш жизненный опыт свидетельствует против этого. Как Симон-Петр поверил Христу и забросил сети и получил улов тогда, когда не было оснований ожидать его, так и мы должны доверять Богу больше, чем самим себе, и тогда увидим плоды нашей веры.
Третий вывод – что Господь всегда оберегает нашу свободу и исключительно от нас самих зависит, какой ответ мы даём на Его призыв. Бог побуждает нас к добру, даёт нам указание на верную дорогу – но выбор всегда остаётся за каждым человеком лично. Будем слушать Бога, будем идти по пути, который Он для нас указывает – будем иметь благо. А если нет – то и блага не достигнем, сколько бы ни старались. Ибо источник блага – Бог, и только следуя Его наставлению, мы можем достичь плодов добрых.
И завершающий вывод указывает нам на важность осознания нами нашего несовершенства, нашей греховности, важность нашего покаяния. Перед Богом мы должны не гордиться своим достоинством или величаться сделанными добрыми делами, но всегда помнить о собственных недостатках, о грехах. И когда сами будем осуждать себя за них, тогда будем надеяться на милосердие Божие. А если будем надышаться гордостью, как фарисей из притчи надувался, считая себя лучше мытаря – то эта гордость погубит плоды и того доброго, что нами действительно было сделано.
Да поможет Господь помнить нам все эти истины и воплощать их в нашей жизни. Аминь.
Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.