Пятница, 3 мая, 2024

Военный капеллан ПЦУ, работающий на фронте, рассказал о своей “работе”

Must Read

Военный капеллан – представитель духовенства, который в армии должен закрывать религиозные потребности бойцов: отвечать на их вопросы к Богу и настраивать на бой. Капеллан официально приравнивается к заместителю командира полка или батальона, имеет персонального помощника, личного вооруженного адъютанта и отвечает за моральное состояние бойцов и их семей, а также отпевает погибших и освящает оружие.

Сейчас в ВСУ большую часть капелланов составляют священники ПЦУ, которые подчинены Синодальному управлению военного духовенства, также капелланы из УГКЦ, Первый украинский батальон военных капелланов от протестантских пасторов и имамы – капелланы-мусульмане.

The Village Украина поговорили с капелланом отцом Игорем Коваликом о его службе, отношениях с людьми других конфессий, возможности пастырства врага и отношения церкви к убийству во время войны.

Меня зовут отец Игорь Ковалик. Мой позывной ещё в процессе формирования. [улыбается] Мне 28 лет, я военный капеллан артиллерийского дивизиона, священник Православной церкви Украины. Сейчас я нахожусь на фронте, в непосредственной близости к зоне боевых действий, но по соображениям безопасности воинов, душе пастырской опекой которых я занимаюсь, разглашать точного своего места пребывания не могу.

Вообще, кто такой капеллан? Само слово капеллан в переводе с латыни означает «священник» (военный, медицинский и т.д.), «служащий в капелле» (часовне или небольшой церкви, при госструктуре).

До полномасштабной войны я был обычным священником, занимался двумя приходами, преподавал христианскую этику в школах, вёл кружок «Джура» за Дома детского и юношеского творчества. Также был капелланом военно-патриотического клуба «Молодежная Казацкая Сечь» Ярмолинской области.

Из довоенной жизни сейчас больше всего скучаю по своей семье: жене и дочери. Хотя это и будет звучать сейчас немного пафосно, самым сакральным моментом войны для меня будет тот, когда прозвучат слова: «Мы победили». А пока мы все делаем свою работу.

Как стать капелланом.

Для священников разрешение оказаться на фронте, было получено долгим и нелегким путём. Много усилий пришлось приложить всей полноте ПЦУ, в частности, Синодальному управлению военного духовенства, для того, чтобы наши священники одними из первых получили мандаты на право капелланского служения.

В каждой воинской части на постоянной основе должен быть один капеллан и помощник капеллана. Капелланы дивизионов в составе части после окончания войны уходят в резерв. Помощник капеллана – солдат, задачей которого является обеспечение безопасности капеллана в условиях боевых действий. Его капеллан выбирает сам среди бойцов, о которых заботится. Поскольку есть отдельные подразделения, где все или большинство личного состава исповедуют ислам, у них вместо капеллана есть свой имам (капеллан-мусульманин). Имамом может стать старейшина исламской общины, самый опытный знаток Корана.

Чтобы стать капелланом, нужно иметь духовное образование, быть священником со «стажем» от пяти лет и получить мандат на право капелланского служения. Чтобы получить этот мандат, у тебя должен быть признан государством диплом о духовном образовании или диплом о духовном образовании без признания, но тогда вместе с ним государственный диплом магистра любой специальности.

«Отче, просыпайтесь, московиты пошли в наступление»

Полномасштабная война для меня началась 24 февраля со звонка товарища со словами: «Отче, просыпайтесь, московиты пошли в наступление». В то же утро мы с моим отцом, который также является священником, поехали в церковь и отслужили просительный молебен Богородице за нашу власть, войско и народ матери-Украины, потому что ещё до полномасштабной войны понимали, что войско может много, но войско, с которым Бог – может всё. Мы чувствовали необходимость для себя и для нашей паствы в общении с Богом и просьбе его покровительства.

С первого дня полномасштабной войны и по 11 октября мы вместе с родителями развернули полевую кухню за церкви, волонтерили для армии и внутренне переселённых лиц. Пытались найти тех, кому необходима наша помощь.

А 11 октября все произошло как-то очень внезапно – пришло осознание моей необходимости в армии. Не было сомнения, что мои родители справятся с волонтерством и без меня. Поэтому я уехал в воинскую часть, взял отношение и начал собирать документы, необходимые для того, чтобы поставить меня на должность военного капеллана. Так начался мой путь.

На фронт я был проведён Божьей рукой

На фронт я был проведён Божьей рукой. Господь дал мне понимание того, что моя работа как военного капеллана, моё служение необходимо на фронте больше, чем в тылу. Поэтому я не мог больше оставаться там и решил ехать к ребятам, чтобы обеспечить их религиозные потребности.

Служение военного капеллана на фронте мало чем отличается от служения обычного священника в храме на приходе. Это определенные таинства: Исповедь, причастие, крещение, венчание, освящение разных предметов, благословение перед сражением, общая молитва. Кратко и официально это называется обеспечением религиозных потребностей.

На самом деле самое главное для военных – иметь возможность получить ответы на вопросы, которые они давно хотели задать священнику, но по каким-то причинам или соображениям не смогли этого сделать раньше, а на фронте эти вопросы обострились. Общение – это основа военного капелланства, потому что все остальные молитвенные, необходимые моменты занимают лишь 15% всего капелланского служения.

Бойцы могут обратиться ко мне с любым вопросом

Каждый день, неважно будний это или выходной, моя задача как военного капеллана – в любое время дня и ночи обеспечить религиозную потребность обратившегося ко мне военнослужащего. Правда, когда появляется свободная минутка, я могу и что-нибудь вкусненькое ребятам приготовить. В основе всего – человеческое отношение.

Бойцы ко мне могут обратиться с любым вопросом, даже если это напрямую не касается моего капелланского служения. Я всегда выслушаю и постараюсь помочь решить то, что беспокоит человека.

Несмотря на вероисповедание каждого бойца лично, весь личный состав для меня равен. Они все для меня – дети Божии, которых Господь вверил мне для пастырской опеки. Потому я никогда не делаю разницы между конфессиональной принадлежностью. Они ко мне относятся как к священнику, побратиму и товарищу. Соответственно, и я отношусь к ним с уважением.

Может ли капеллан душпастырствовать врага?

Такого случая, чтобы капеллан заботился о пленных со стороны врага, не было и вряд ли он когда-нибудь будет. Хотя бы потому, что там уже поработало духовенство Русской Православной Церкви, для которой по политическим соображениям мы не признаны, не каноничны. Признают они только УПЦ Московского Патриархата, являющегося частью Русской Православной Церкви – фактически Русской Православной Церковью в Украине. А среди их духовенства нет ни одного капеллана. Поэтому, почему бы им к нам обращаться, если они нас не признают как священников?

Однако, будь запрос на такое общение, я бы согласился, хотя на 100% уверен, что этот разговор не дал бы результата.

Грех за убийство русских переходит на тех, кто отправляет этих военных сюда убивать и быть убитыми

Большинство наших бойцов понимают, что защищают своё. Они не пошли на чужую землю и не убивают людей. Они исполняют святую обязанность, возложенную самим Господом – защищать своих родных, близких, кровных. Это обязанность каждого мужчины – беспокоиться о своих родных и близких. Ибо нет большей любви, чем кто положит душу свою за ближнего своего. Другой момент, что убийство как насильственная смерть никуда не девается. Дело в том, что немногие понимают, что этот грех переходит на тех, кто отправляет сюда этих военных убивать и быть убитыми. Грех на благословляющих их на убийство украинцев.

Это основной и самый первый момент, который капеллан должен разъяснить бойцам – что они не пришли кого-то убивать, что они защищаются, что они не совершают грех, а они исполняют Божью волю и завет Божий – завет любви к ближнему.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Богослужение Святых Страстей Господних в Патриаршем храме на Фанаре

Во второй половине дня Большого четверга Вселенский Патриарх Варфоломей возглавил Службу Святых Страстей в Патриаршем соборе Святого Георгия на...

Актуально