Среда, 1 мая, 2024

Выборы Архиепископа Кипра – уникальная в масштабах мирового Православия «Архиепископская кампания»

Must Read

Сейчас на Кипре продолжается «Архиепископская избирательная кампания», сенсация в измерениях мирового православия. Об этом рассказал советник Экзарха Вселенского патриарха в Киеве Патрик Панасюк в интервью польскому изданию КАИ. Он также рассказал о демократических выборах Предстоятеля Кипрской Церкви и связанных с этим российских влияниях и православии в Украине.

– Православная Церковь на Кипре гордится своим апостольским происхождением. Каково значение этой Церкви в мировом Православии?

– Кипр – самое солнечное место в Европе, поэтому не удивительно, что это вожделенный клочок скалистой земли. До завоевания крестоносцами в 1191 году остров, безусловно, был в орбите эллинского мира. Завоевание Кипра турками в 1571 году повлекло за собой наплыв турецкого населения и этническое смешение общества. Настоящий калейдоскоп начинается в XIX веке, когда тогдашние государства: Турция, Россия и Великобритания начинают игру за господство в этом регионе. Тогда Кипр стал заложником англичан как военное окно к востоку.

Кипрская церковь получила автокефалию в 431 году на Третьем Вселенском соборе в Эфесе, хотя Антиохийский Патриархат на это не согласился. В ответ на это Антиохийский Патриарх в 486 году предоставил автокефалию Грузинской Церкви. Как видим, христианский Восток, в отличие от Запада, ориентировался на административную самостоятельность общин. Это наследие древнегреческой системы «мост-государств». Это видно по всей системе Православия, в которой все епископы равны и даже вмешательство Главы поместной Церкви в отдельные епархии очень ограничено.

Поэтому Кипрская Церковь является для нас таким «последним вздохом» подлинной цивилизации греческой античности и императорских придворных обычаев. Следует отметить, что Архиепископы Кипра имели уникальное положение в Римской империи, о чем свидетельствуют исключительные привилегии, предоставленные им в 478 году императором Ксеноном. Глава Кипрской Церкви по сей день имеет право носить пурпурный императорский плащ и подписывать документы ручкой с красными чернилами. Но, пожалуй, наиболее интересной привилегией является право пользоваться жезлом, увенчанным золотым царским яблоком. Так что если мы хотим искать суть византийского православия, мы найдём её на Кипре.

– Буквально через несколько дней, 18 и 24 декабря, пройдут выборы нового Предстоятеля поместной Церкви. Это будет особенное событие, поскольку выборы, демократизируя их, позволили мирянам…

– Действительно. И как это бывает в таких случаях, сейчас на Кипре продолжается уникальная в масштабах мирового Православия архиепископская кампания. После смерти Архиепископа Хризостома II православные жители острова примут участие в всеобщих выборах нового Предстоятеля, в ходе которых изберут трёх кандидатов в преемники апостола Варнавы. Из избранной таким образом “тройки” местные епископы путём тайного голосования изберут нового Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра.

– Напоминает ли «архиепископская кампания» известные нам из мира политики?

– Конечно. Кампания сопровождается письмами поддержки, билбордами, листовками и даже предвыборными обещаниями, например объявления об увеличении ресурсов социального фонда Церкви или создании специальной стипендиальной программы для особо талантливой молодежи.

Однако нынешняя избирательная кампания очень агрессивна. Видно, что Церковь заразилась теми политическими механизмами, которые мы наблюдаем сегодня в демократическом мире. Наблюдая за Кипрскими СМИ, я вижу, что участие некоторых священников, непосредственно агитирующих за того или иного кандидата, скандально.

Нельзя также забывать, что в 1960-1970-х годах именно Архиепископ Кипра Макарий III был также первым президентом страны и занимал этот пост дважды – всего 17 лет. Для православной Церкви, особенно в 19-20 веках, это не удивительно. В современной Греческой Республике с 1830 г. епископы и священники были министрами или послами, а во время немецкой оккупации в 1944 году Архиепископ Афинский Дамаскин был вице-королём Греции. Он даже вошел в историю золотыми буквами, ведь сумел спасти практически всю еврейскую общину столицы – прятал евреев в монастырях, выдавал им фальшивые свидетельства о крещении и происхождении, выделил частный фонд для гуманитарной помощи.

Чуть ближе к нам в межвоенный период Румынский Патриарх Мирон был ещё и премьер-министром своей страны. Именно от Церкви Румынии наша молодая Польская Автокефальная Православная Церковь получила мощную дипломатическую и политическую поддержку на международной арене.

– Может ли эта форма избрания епископов быть принята в других Церквах?

– Такая форма избрания Предстоятеля, пожалуй, лучше, поскольку позволяет выбирать своего архипастыря всеми верными, а не епископскими котериями, что часто сопровождается коррупцией и политическим давлением. Однако это было бы принято не везде, потому что требовало бы что-то вроде системы регистрации верующих. Некоторые поместные Церкви не решились бы на это, потому что такой подсчёт своих верных мог обнародовать их реальное количество, например Московского патриархата. Несмотря на это, Патриарха Московского избирают не только архиереи, но и представители духовенства, духовных школ и мирских делегатов. Подобная система господствовала в ПАПЦ в межвоенный период. Думаю, к этому следует вернуться.

– Какие отношения между Кипрской Церковью и Московским Патриархатом?

– Надо вернуться на несколько десятилетий назад. В 1970-х годах разделение острова на Греческую Республику Кипр и оккупированные территории на севере становится реальностью. Чтобы выжить, Кипру пришлось превратиться в комфортную и тёплую налоговую гавань, чем охотно воспользовались бизнесмены из России и стран бывшего Советского Союза сразу после распада СССР. Это повлекло за собой новое изменение в природе острова, общество которого должно было приспособиться к обслуживанию российских олигархов, используя кипрский банковский и туристический сектор, а, следовательно, и…

Российские олигархи, особенно обращенные из иудаизма и системного атеизма, на протяжении многих лет были самым аппетитным куском духовенства Московского Патриархата. С этого стола капало также для Кипрской Церкви. Однако это был особый случай, поскольку миллионные пожертвования в этом случае не зависели (в основном) от стратегии спецслужб РФ. Также ни для кого не секрет, что многие бизнесмены относились к Кипру как к замечательной стиральной машине для своих денег, в которой самой популярной программой была «ручная стирка». К тому же сама Кипрская Церковь изначально была не самой бедной, а богатство, накопленное годами, позволяет ему быть независимым от изменяющихся политических и экономических ветров. Однако это не помешало российскому капиталу комфортно разместиться на некоторых епископских престолах древнейшей автокефальной церкви.

– Можно ли указать на конкретный момент или событие, когда связи между Кипрской и Русской Церквями стали наиболее тесными?

– В начале 1990-х молодой местный монах Исайя Киккотис (родился в 1971 году) оказался ключевой фигурой в развитии и поддержке русского лба в Церкви Кипра. Уже в 1992 году он начал богословскую учебу в Москве, которую через шесть лет окончил со степенью магистра. Между тем был рукоположен в диакона и священника, был студентом магистратуры университета им. Аристотеля в Салониках, а в 2003 году защитил докторскую… в Москве. В обществе он не скрывал, что у него есть епископство в кармане, но ему должно было исполниться 35 лет, потому что в Элладских Церквах это минимальный возраст кандидата на иерархию. В 2007 году, как ни странно, он был рукоположен в епископа Тамасского как епископа-помощника Архиепископа Хризостома.

– Следовательно, он сейчас является одним из кандидатов на нового главу Церкви. В Римской Церкви мы сказали бы papabile, но я не знаю, есть ли у него восточный эквивалент. Его выбор мешает?

– Исаии нельзя отказать, что он очень умён, трудолюбив и просто эффективен. Специально для него была отделена и воспроизведена Тамасская митрополия, которая становится плацдармом для олигархической русской эмиграции на Кипре. Новый Митрополит ввёл русские обряды, принимает в курии влиятельных гостей из России, а символом особой симпатии для него стала новенькая сказочная церковь с золотыми луковыми куполами. Теперь наш русско-кипрский иерарх может свободно строить свою позицию в Кипрской Церкви и среди других поместных Церквей. У него две «супер способности»: один — знание греческого и русского языков, что позволяет ему общаться практически со всем православным миром, а второе — поддержка русских олигархов. Несколько месяцев назад Исайя имел свою «Каноссу» в аудиенции у Вселенского Патриарха. Он раскаялся, перед Варфоломеем и сделал удивительное заявление: «Патриарх представил мне новые факты об автокефалии Церкви Украины. В такой ситуации я не сомневаюсь, что новая Церковь в Украине полностью каноническая». Российские СМИ были в шоке.

В контексте последних событий меня очень волновал весь характер. Однако сегодня я ценю то, что он замечательный политический игрок, и кто знает, возможно, как Архиепископ Кипра он был бы таким же сильным и независимым, как и его предшественник? Не забывайте, что все большему числу духовенства и епископов, даже в России, надоела антиправославная политика Московского Патриархата.

В игре Исаии следует отметить ещё одну очень важную вещь, а именно то, что признание автокефальной Православной Церкви Украины (ПЦУ) является сугубо политическим делом, а привлечение к каноническим вопросам является лишь формой техники манёвра. Но все равно не происходит ничего такого, чего Церковь в мире уже не прошла за свою более чем двадцатилетнюю историю.

– Церковь на Кипре признала автокефалию ПЦУ в октябре 2020 года, спустя два года после предоставления Томоса Вселенским патриархом. Не обошлось без споров. Не могли бы вы сначала кратко пролить свет на ситуацию в украинском православии?

– Предоставление автокефалии Украине – это немного как зима и польские дорожники. Пожалуй, все это ждут, но ежегодно снег в декабре преподносит всем легендарный сюрприз. Подобная ситуация была и в Украине – напряженные отношения между Константинополем и Москвой неизбежно приводили к эскалации и возможность такой эскалации давно предполагалась в кулуарах.

Константинопольский Патриарх использовал уже проверенную процедуру, на основе которой в 1924 году была создана ПАПЦ, а в 1998 году – Православная Церковь Чехии и Словакии. На стол попал ключевой документ [1686], подтверждающий административное подчинение Киевской митрополии Вселенскому Патриарху. Из него видно, что в силу геополитической ситуации Московский Патриарх получил «право рукополагать» Киевского Митрополита. Это ни в коем случае не означало, что колыбель русского христианства была передана в управление, а лишь уполномочивала Москву провести церемонию интронизации от имени Вселенского патриарха. Такое решение издал Патриарх Дионисий IV.

В 2018 году Вселенский Патриарх Варфоломей воспользовался этим историческим документом, заявив в другом документе, что он отменяет решение своего великого предшественника, и теперь будет руководить Киевской митрополией под собственным руководством. В связи с большой раздробленностью украинского православия он также отменил наложенные Москвой отлучения и отстранения от духовенства и призвал всех епископов (теперь непосредственно подчиненных) принять участие в Объединительном Соборе. В повестке дня Патриарха было одно «но» – из трех предстоятелей поместной православной церкви, действующей в Украине, только Митрополит Онуфрий, фактически подчинявшийся Москве, имел право избираться на Митрополита единой церкви Украины.

Тем не менее, он проигнорировал призыв своего законного Предстоятеля, отказавшись участвовать в объединении Церкви Украины. Таким образом, в начале 2019 года Митрополитом Киевским и всей Украины становится молодой и амбициозный Епифаний, протеже самопровозглашенного Патриарха Киевского Филарета. Онуфрий вместе с подчиненной себе и Москве структурой де-юре попадает в раскол.

– Как произошло признание украинской автокефалии на Кипре? В чём была проблема Церкви?

– Чтобы правильно это понять, к сожалению, нужно сначала перейти от теологии к политике. В начале 2019 года, после предоставления ПЦУ автокефалии, Московский Патриархат начал «будить спящих». Именно его агенты влияния или обычные «полезные идиоты» начали широкомасштабную кампанию по дезинформации и кампанию ненависти против новой Украинской Церкви. В зависимости от Москвы публицисты и ученые превосходили друг друга в сочинении поводов, якобы препятствовавших признанию ПЦУ. Хватало разоблачений о якобы миллиардных взятках ЦРУ для Константинополя, о полигамии украинских епископов или о скрытом плане покорить новую Церковь Папе Римскому. Москва дала разрешение на индустрию пренебрежения не только священнослужителям ПЦУ, называя их «так называемым духовенством» или «так называемыми епископами». Она также отказывает обычным верующим в признании таинств, поочередно то, высмеивая их, то обвиняя в «террорах против единой и законной» Московской Церкви.

В этом русском хоре пел и наш герой Митрополит Тамасский Исайя. Среди иерархов Кипрской Церкви он был самым ярым противником украинской автокефалии, добросовестно распространяя новые откровения из Москвы. Его сподвижники перевели русский нарратив на греческий язык и выпустили его в православную инфосферу. Несмотря на жесткий тон, говорил довольно дипломатично, хотя его подлинными устами и пером были подчинены ему миряне и духовенство, которые вели широкие дебаты в социальных сетях. Несмотря на это, в ноябре 2020 г. Кипрская Церковь соборным решением признала автокефалию Украины, что привело к активизации промосковской деятельности Исаии и ещё двух епископов. Ситуацию изменила болезнь Архиепископа Хризостома и вторжение России в Украину.

– Давайте перейдём к «Игре престолов», что скоро закончится. Можно ли превзойти масштаб покойного Архиепископа Хризостома?

– Он, несомненно, был одним из самых больших авторитетов на Кипре. Мужественный, бескомпромиссный и хорошо разбирающийся в политических кругах эллинского мира – как духовенства, так и светского. Он был на год младше (1941 г.р.) Вселенского Патриарха Варфоломея, и оба иерарха были друзьями с юных лет. Несколько лет назад у Хризостома был обнаружен рак, поэтому ему пришлось проходить сложное лечение в Германии и США.

Как обычно бывает, при дворе Архиепископа всё громче звучали голоса о потенциальном преемнике умирающего правителя. Среди кандидатов Митрополита Исайю также называли как просвещенного, влиятельного и узнаваемого иерарха. Из-за его юного возраста его шансы в теории были бы достаточно скудными. Но не забывайте, что за этим стоят мощные фонды и российские олигархи. Наблюдая за церковным влиянием россиян в Европе, можно с уверенностью сказать, что Кипрская Церковь была бы одной из немногих, где Москва оказала бы решающее влияние на назначение услужливого и участливого главы. «Было бы», потому что война против Украины, начатая россиянами, повлекла за собой изменение тяготения и среди поместных Православных Церквей.

24 февраля Россия вторглась в Украину, что вызвало значительный ужас среди Церквей, симпатизирующих Москве и существующим в странах Европейского Союза. Многие считали, что поддержка Москвы или, по крайней мере, её дружеский нейтралитет необходимы для блестящей духовной карьеры. Наш герой из Кипра сделал ставку именно на эту карту в надежде, что в нужный момент Большой Брат с севера возьмет его под руку и посадит на трон первоиерарха. К сожалению, война быстро заставила изменить статус-кво, и ему пришлось пересмотреть свои союзы.

Поэтому уже в середине марта по дипломатическим каналам мы узнаём, что Митрополит Исаия почтит Польшу своим визитом. Цель визита – гуманитарная помощь беженцам из Украины. Тогда он встретился в Польше с двумя нашими иерархами: Архиепископом Люблинско-Хелмским Абелем и Архиепископом Вроцлавско-Щецинским Ежи. Несмотря на первоначальное беспокойство, я рад, что эти иерархи взялись за это и являются активными на международном церковном поле. Это выдающиеся и влиятельные епископы, которые, надеюсь, и дальше будут влиять на Польскую Церковь.

– Эти истории похожи на политическую фантастику. Возможно, получится чуть больше сюжета и сценария сериала интереснее «Карточного домика». А еще говорят, что в церквях нет места политике…

– Это известный лозунг, который чем громче и чаще он повторяется, тем больше он должен вызвать нашу бдительность. Патриарх Московский Кирилл то и дело клянётся, что Церковь не занимается политикой, а затем призывает своих верных к священной войне, как известные нам исламские радикалы. Его поведение колеблется на грани ереси, хотя в истории христианства в этом нет ничего нового. Однако есть огромный плюс этой патологической ситуации для Православия – наконец-то маски сняты, и мы увидели Московскую Церковь такой, какой она есть. Без своей сказочной архитектуры, без ритуального великолепия и без прекрасного, уникального в мировом масштабе православного церковного пения. Мы увидели, какой ложью есть миф о «Трисвятой Руси», которая ведётся по воле Божией через Москву. Мы видели, как узурпация папских почестей, не моргнув глазом, благословляла солдат на убийство своих верных в Украине.

Два особых знака также символичны. В начале марта Кирилл освятил одну из церквей. Обильно брызнув вокруг себя святой водой, он поскользнулся на ней во время спуска с подиума (собора). Второй знак мы получили несколько дней назад во время торжественных празднований годовщины интронизации подчиненного Москве Митрополита «Киевского» Онуфрия (Березовского). Во время Святого Причастия Онуфрий, застигнутый другим епископом, вылил всю чашу с Кровью Христовой на свою одежду. По строгим правилам такую одежду следует сжечь, а прах зарыть в церкви. Здесь следует упомянуть, что это были интронизационные ризы Московского Предстоятеля Украинской Церкви. Как символически.

– Достаточно ли другим поместным Церквам переориентировать церковную политику, как на Кипре?

– Я на это рассчитываю. Назревает ситуация в Грузии и Румынии, немного хуже в Болгарии, епископы которой в основном пророссийские. Однако общество и политики оказывают всё большее давление на Церковь в Софии. Речь идёт не только об Украине, но и о всей политике Московского Патриархата, который уже несколько лет коррумпирует и ставит в зависимость от себя самых влиятельных иерархов и мирян в разных поместных Церквах. К сожалению, это цена российских денег – за каждым грантом на концерт, паломничество или ремонт монастыря стоит офицер, который должен следить за должной и долгосрочной благодарностью.

Надеюсь, наблюдая, как русские «блаженные бомбы» разрушают храмы и человеческое имущество, многие из моих православных собратьев наконец-то излечатся от любви к «русскому миру». Возможно, мы также увидим признаки того, что к нам из Москвы идёт не Христос, а фитиль, пожар и смерть.

***

Патрик Панасюк – президент фонда Hagia Marina, выпускник Афинского национального университета (2009-14) и Варшавского университета (2016). С 2020 года – советник министра национальной обороны Республики Польша, с августа 2022 года – советник экзарха Вселенского патриарха в Киеве. Автор “Остробрамских праздников” в Афинах и социальной кампании “Православные, а не русские”.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

У США есть излишки кассетных бомб: возможно, их передадут Украине

В Конгрессе заявили, что армия США имеет в избытке кассетные бомбы. По мнению законодателей, Украине нужно передать больше подобных...

Актуально