Суббота, 4 мая, 2024

Выстрел себе в ногу? Сербская Церковь отказалась от Конференции Европейских Церквей из-за ПЦУ

Must Read

Синод Сербской Православной Церкви принял решение приостановить участие СПЦ в Конференции европейских церквей через принятие в эту организацию Православной Церкви Украины.

Об этом сообщают сербские источники, публикуя фото скан заявления Синода СПЦ. Также СПЦ отозвала благословение на работу своих делегатов в мероприятиях настоящей Конференции.

Известно, что ПЦУ получила положительное решение о членстве в КЕЦ, которое вступит в силу с осени этого года (в соответствии с внутренней процедурой организации должно пройти полгода от решения о принятии нового члена до его реализации на практике).

Духовный Фронт Украины считает, что это решение Сербской Православной Церкви по Конференции европейских церквей можно рассматривать с нескольких позиций:

1) Позиция Сербской Церкви. СПЦ находится в фарватере Московского Патриархата и поддерживает её политику по предоставлению Томоса ПЦУ. СПЦ, как и РПЦ и УПЦ (МП), не признаёт каноничности, действительности хиротоний и таинств в ПЦУ и не желает сослужить и как-то содействовать с ней. Поэтому принятие ПЦУ в Конференцию европейских церквей, по мнению СПЦ, неприемлемо. Поэтому в СПЦ приняли решение приостановить участие в Конференции и отозвать благословения для своих делегатов на участие в ней. Это выражение протеста против принятия ПЦУ в Конференцию, но оно выглядит абсурдно и нелогично, ведь в КЕЦ уже десятки лет входят протестантские церкви, “каноничность” которых не может признать ни одна автокефальная Церковь. Однако это не мешало ни Сербской, ни Русской Церквам находиться в КЕЦ.

2) Позиция ПЦУ. Для ПЦУ членство в Конференции европейских церквей – это возможность повысить свою международную легитимность и признание, показать себя Европейским Церквам и ещё раз заявить о российском вторжении в Украину и использовании “оккупантов в рясах” для уничтожения украинцев. Поэтому ПЦУ с радостью приняла решение о присоединении к этой организации.

3) Общая оценка. Решения СПЦ можно представить также как попытку лоббирования российских интересов в данной ситуации. Известно, что россияне спонсируют строительство собора для Сербской ПЦ. Сербская ПЦ негласно согласилась быть союзником РПЦ на международной арене. Напомним, что на последнем Архиерейском соборе Сербской Церкви осудили украинские власти за “преследование” УПЦ (МП), а не Россия из-за вторжения в Украину.

СПЦ выстрелила себе в ногу?

Самоизоляция СПЦ порождает дальнейшее напряжение в отношениях между ней и ПЦУ. Это может ослабить позицию СПЦ на международной (православной) арене. Его можно рассматривать как определенное поражение СПЦ, ведь до принятия ПЦУ в Конференцию СПЦ имела влияние и право голоса внутри этой организации и частично формировала повестку. Но теперь, когда в ней есть ПЦУ, это означает легитимизацию ПЦУ в Европе, которая состоит не только из православных Церквей.

К тому же, решение СПЦ приостановить участие в Конференции может быть истолковано как проявление слабости. СПЦ могла оставаться внутри КЕЦ и там противодействовать ПЦУ, лоббировать внутри этой организации пророссийские нарративы, но она избрала более радикальное мероприятие – выход из Конференции Европейских Церквей, оправдываясь бессмысленными отговорками о «каноничности» ПЦУ. Это сродни действиям РПЦ, когда Патриарх Варфоломей предоставил Томос ПЦУ, а РПЦ вышла из единения с Константинопольским Патриархатом. К тому же, Московский Патриархат также вышел из КЕЦ.

Митрополит ПЦУ Евстратий сообщил, что решение Конференции европейских церквей принять ПЦУ в свои ряды, было одобрено. Очевидно, что большинство Церквей поддержали членство ПЦУ. Это означает, что аргументы Сербской Церкви не допускать ПЦУ в КЕЦ не убедили другие церкви. Не приняли во внимание и мнение Московского Патриархата, тоже покинувшего КЕЦ, как было выше сказано.

Таким образом, ни московские, ни сербские церковники не смогли эффективно отстоять свою позицию, чем показали свою слабость внутри Конференции. Выход из организации – это последняя мера, подчеркивающая эту слабость.

Сербская Церковь “выстрелила себе в ногу”, когда вышла из КЕЦ, поскольку попытка предотвратить легитимизацию ПЦУ на международной арене оказалась неудачной. Радикальный выход из организации смотрится как проявление слабости, а не силы СПЦ. Теперь православная церковь Украины будет иметь ещё одну площадку для налаживания связей с другими церквями и представительства своей деятельности. ПЦУ избавилась от самоликвидированных критиков на этой площадке, поэтому её позиция будет звучать ещё убедительнее.

Радикализм Сербской Церкви против ПЦУ

Это не первый случай, когда Сербская церковь демонстрирует поддержку Московскому Патриархату. Она является геополитическим союзником россиян в православном мире. Что интересно СПЦ также поддерживает УПЦ (МП) и выступает против гонений на эту Церковь и нормирование её названия. СПЦ регулярно выступает против запрета РПЦ на Украине, хотя признает УПЦ (МП) частью Московского Патриархата. В то же время СПЦ не осуждает Россию за вторжение в Украину.

Выход Сербской церкви из КЕЦ может восприниматься как демонстрация неприятия ПЦУ, но это не поможет остановить её интеграцию в европейские церковные круги. Отсутствие более конструктивной позиции СПЦ и абсурдные аргументы против ПЦУ как “неканонической” Церкви свидетельствуют об ограниченности возможностей сербов в этой ситуации.

Конференция европейских Церквей является не только православным, но и межконфессиональным объединением, включающим не только православные, но и протестантские Церкви. Поэтому “каноничность” в православном понимании не является единственным требованием для участия в КЕЦ. Наверное, в СПЦ за это резко забыли.

К тому же ПЦУ получила каноническое признание от Константинопольского Патриархата и ряда других поместных Православных Церквей, поэтому её “каноничность” не сомнительна, как её рисуют в СПЦ и Московском Патриархате.

Участие в межконфессиональных организациях и форумах – это большой шанс для диалога, сотрудничества и конструктивного разрешения противоречий. Поэтому оправдание отказа только “каноничностью” является политиканством.

В будущем Сербской церкви придется принимать новую реальность, когда ПЦУ станет полноценным членом европейских церковных организаций и будет сослужить с большинством автокефальных Церквей мира. Таким образом, в этой ситуации СПЦ показывает радикализм и ограниченность, нелогичность и самоизоляцию, в то время как ПЦУ имеет все шансы развиваться как автокефальная Церковь.

Отметим, что представители УПЦ (МП) приняли участие в КЕЦ в частном порядке, о чем сообщили в Отделе внешне церковных связей УПЦ (МП). То есть официально представителей УПЦ (МП) на КЕЦ не было, и их позиция совпадает с позицией Сербов и официальной Москвы. Однако неофициально они косвенно поддержали членство ПЦУ в КЕЦ и выступили на Конференции, рассказав о гонении.

Напомним, что УПЦ (МП) похожа на тонущий корабль, где экипаж и пассажиры не спасаются.

Источник: Духовный Фронт Украины.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

США предоставят Украине улучшенные авиабомбы: The War Zone раскрыл детали

Продолжается война в Украине, и Пентагон заключил контракт с компанией Scientific Applications and Research Associates (SARA), которая предусматривает приобретение...

Актуально