Воскресенье, 28 апреля, 2024

Завершая воспоминания о событии Рождества Христова, мы переходим к увековечиванию явления Христа народу на Иордане, – Митрополит Епифаний

Must Read

В этот день мы продолжаем честь событий и лиц, связанных с Рождеством Христовым. Мы вспоминаем о праведном Иосифе, обручнике Пречистой Девы Марии и попечителе и названном земном отце Господе Иисусе Христе, а также о царе и пророке Давиде, Спасителе праотце, и о Иакове, апостоле из числа 70-ти, первом Епископе Иерусалиме, именуемом братом Господним потому что он был сыном Иосифа. Почему именно эти три человека Церковь вспоминает в воскресенье после празднования Рождества Христова?

Прежде всего, чтобы вновь подчеркнуть истинность воплощения Сына Божьего. Царь и пророк Давид, хотя и жил за много веков до Рождества Христова, является прямым земным праотцем Спасителя, Который и через Матерь Свою, и через Ее обручник праведного Иосифа происходит из царского рода. Признание этого факта и Писанием, и современниками земной жизни Христа является важным подтверждением, что Он истинный Мессия, законный Царь, пришествие Которого возвещено было Богом через пророков.

Часто на страницах Евангелия мы встречаем обращения людей, которые просили у Господа Иисуса, или публично прославляли Его, – «Сын Давидов». Например, так Его называют слепые, которые просят об исцелении, так к Нему обращается женщина-хананеянка. Когда Господь торжественно, как духовный Царь, входит в Иерусалим, народ встречает Его возгласами: “Осанна Сыну Давидову!” (Мф. 21:9).

Писание свидетельствует, что Бог дал обещание царю Давиду утвердить в его потомках престол царский вовек и что именно из его потомков придет Спаситель мира. Поэтому, признавая Иисуса из Назарета Сыном Давидовым, современники земной жизни Христовой признают, что именно на Нем исполнились древние пророчества и что именно Он есть обещанный Мессией-Помазанником. А через эти свидетельства, вспоминая ныне о царе Давиде, мы также обновляем наше собственное исповедание Христа как Того, Кто и наш истинный Царь и Спаситель, в Которого мы веруем, Которому поклоняемся и Которого прославляем.

Мы вспоминаем также и праведного Иосифа, которого, по свидетельству апостола Матфея в Евангелии, ангел тоже называл «сыном Давидовым», потому что он происходил из его рода – вспоминаем обручника Девы Марии, названного земным отцом Спасителя, попечителя о Нем в детстве. Мы знаем из Писания и Предания, что Иосиф был муж благочестивым и праведным, имел семью, но стал вдовцем. Иаков, который в Писании упоминается как «брат Господень», является родным сыном, Иосифа.

Для заботы о Деве Марии, которая перед Богом дала обещание целомудрия и посвящает всю свою жизнь на служение Всевышнему, Господь посылает Иосифа, чтобы он стал обручником Пречистой. Это значит, что по закону Иосиф считался мужем Марии, но он не имел с обручением плотских отношений, о чем и говорит нам Писание. Таким образом, Иосиф и Мария являются земной семьей Сына Божьего. И почитая их, мы также чтим истинность Боговоплощения.

Иаков, брат Господень, по примеру своего отца Иосифа был человеком благочестивым. Он отличался знанием Ветхого Завета и преданностью правилам и наставлениям закона Моисеева. Поэтому в начале Иаков, как и другие близкие родственники земные Иисусу, не мог воспринять, что его названный брат является Мессией. Об этих сомнениях вспоминает Евангелие.

Но впоследствии Иаков твердо уверовал во Христа и после Его воскресения из мертвых стал одним из главных свидетелей Евангелия среди иудеев. Как известный своей праведностью и знанием закона Божия, он почитался среди иудеев. Поэтому его проповедь о Христе была плодотворной среди них, и он стал первым Епископом Иерусалима, возглавив молодую христианскую общину Святого Города. Зато противники Евангелия безумно ненавидели Иакова и из-за озлобления, в конце концов, убили его, поэтому свою жизнь и служение апостол Иаков завершил как мученик.

Не только для своих современников святой Иаков был проповедником и наставником. Как тот, кто принадлежал к земной семье Спасителя, как человек, знающий Божий Закон и как праведник, апостол Иаков также является свидетелем и для всех нас, указывая на Иисуса как на истинного Мессию, Которого и нам предстоит принимать и заповеди Которого исполнять.

Вспоминая о земных родственниках Христовых и завершая этим воспоминанием богослужебное чествование Рождества Сына Божьего, мы в этот воскресный день также начинаем приготовление к празднику Богоявления. Ведь на следующей неделе мы будем прославлять крещение Господне в Иордане, во время которого произошло откровение всех трех лиц Пресвятой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, – и от которого началось принародное, открытое служение Спасителя и проповедование Им Евангелия.

Кстати, как мы помним, Предтеча и пророк Иоанн, извещающий о пришествии Мессии и указывающий на Него, как на Агнца, берущего на Себя грехи мира, также есть по плоти родственник Спасителя. Ибо мать Иоанна, Елизавета, была родственницей Девы Марии, как об этом свидетельствует Евангелие. И сам будущий Предтеча, еще пребывая в утробе матери своей, с радостью встретил Христа, пребывавшего в утробе Пречистой Девы.

Итак, завершая воспоминания о событии Рождества Христова, когда Сын Божий родился в мир и стал Сыном Человеческим, мы переходим к почитанию явления Христа народу на Иордане и воспоминаниям обо всех событиях, сопровождавших начало благовестия Спасителя. В древности, как известно, оба события, Рождество Христово и Его Крещение, почитались в один день, а именно 6 января, как праздник Богоявления. Однако в IV веке ради большего утверждения истины воплощения Сына Божия и чтобы подчеркнуть исключительное значение Рождества Христова, воспоминание о нем было отделено от воспоминания о Крещении и стало чтить 25 декабря. Поэтому между двумя праздничными днями возник промежуток во времени, особенно торжественным, наполненным богослужениями. А нынешний воскресный день после Рождества и перед Богоявлением является связующим звеном между этими двумя праздниками.

1 января, на восьмой день после Рождества Христова, как часть этого торжественного периода мы воспоминаем ещё одно евангельское событие – Обрезание Господнего, наречение Богомладенцу имени Иисус, а также прославление великого иерарха Церкви Василия, упокоившегося в этот день. А накануне мы прославляем память другого величайшего святителя и церковного строителя, Митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Петра Могилы, земной путь которого завершился в ночь с 31 декабря на 1 января 1647 года.

Таким образом, в единое целое сплетаются события евангельского времени, воспоминания о пророчествах и праведниках Ветхого Завета, о земной жизни Сына Божьего и о Его верных служителях разных эпох, которые хотя и жили в разных исторических условиях, однако преданно служили Господу и Его Церкви.

Молитвами святых отцов наших царя и пророка Давида, праведного Иосифа Обручника, апостола Иакова, святителя Петра, Митрополита Киевского и всея Руси, и всех святых, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Австралия предоставит Украине пакет военной помощи на $100 миллионов (Видео)

Вице-премьер-министр – министр обороны Австралии Ричард Марлз анонсировал новый пакет военной помощи Украине стоимостью 100 миллионов долларов США. Об этом...

Актуально