Пятница, 10 мая, 2024

Духовный фактор обуславливает политический и экономический секторы – речь Патриарха Варфоломея в Литве

Must Read

 Речь Его Всесвятости Вселенского Патриарха Варфоломея на семинаре «Реакция Церквей и религиозных общин на войну и конфликт» (Литва, 22 марта 2023 г.)

Ваше Превосходительство госпожи Ингрида Шимоните, Премьер-министр Литовской Республики,

Ваше Превосходительство госпожа Виктория Чмилите-Нильсен, спикер Сейма Литовской Республики,

Уважаемый вице-председатель группы ЕНП в Европейском парламенте и сопредседатель рабочей группы ЕНП по межкультурным отношениям и межрелигиозному диалогу,

Ваше Превосходительство Архиепископ Гинтарас Грушас, Президент Совета Епископских Конференций Европы (CCEE),

Уважаемый доктор Йорген Сков Соренсен, Генеральный секретарь Конференции Европейских Церквей (CEC),

Уважаемые гости, Дорогие друзья,

Мы с большим удовольствием принимаем участие в этом специальном семинаре по теме «Реакция Церквей и религиозных общин на войну и конфликт», организованном Группой ЕНП по межкультурному и межрелигиозному диалогу Европейского парламента в контексте нашего первого визита в Литву. В этом месте позвольте нам подчеркнуть решающую роль, которую сыграл Вселенский Патриархат в формировании этой конкретной Рабочей группы ЕНП ещё в 1995 году, в течение первого года деятельности Офиса Православной Церкви в Европейском Союзе. Мы с большой отеческой гордостью видим, как семена, посеянные почти тридцать лет назад, выросли в плодовитое дерево с глубокими и непоколебимыми корнями. Вы достойны наших искренних поздравлений!

А теперь переходим к теме нашего обращения. Как вы все знаете, после окончания холодной войны границы упали, барьеры отменены, движение товаров, людей и капитала ускорилось. Все это аспекты явления глобализации, движения в единый мир.

Однако эта унификация всё ещё была сугубо материальной, где доминировали экономические критерии и технологические факторы. В то же время возникли или обострились глобальные проблемы. Климатический кризис, финансовый кризис, кризис здоровья вследствие пандемии, энергетический кризис — всё это глобальные вызовы, требующие глобальных действий. Однако вместо того чтобы развиваться, необходимая для глобальных действий политическая унификация Мира более или менее остаётся на месте; В последнее время она даже регрессировала из-за российской агрессии в Украине. Наконец стало более чем понятно, что вне политического и экономического объединения существует насущная духовная потребность. Но и в этой сфере вместо прогресса, к сожалению, мы ощущаем постоянный регресс.

В последние десятилетия иллюзия о том, что экономическая глобализация приведет к культурной и духовной конвергенции и, в конце концов, приведёт к глобальному миру, была широко распространена. Эта идея была высказана в известных произведениях Фрэнсиса Фукуямы о «Конец истории». Мы постепенно отдаём себе отчет в противоположном, выходя даже за пределы теории Сэмюэля Хантингтона о «столкновении цивилизаций». Действительно, после более чем трёх десятилетий глобализации духовное расстояние между разными сообществами, населяющими наш мир, увеличилось. Эта форма расхождения ведёт к многополярности и фрагментации.

Сможет ли экономическое объединение противостоять этим тенденциям? Несмотря на сложные связывающие мир экономические и технологические сети, можно наблюдать появление явлений деглобализации и роста протекционизма. Следовательно, вопреки доминирующим представлениям предыдущих десятилетий духовный фактор обуславливает политический и экономический секторы. Ошибки в духовной и интеллектуальной сфере не успокаивают. Они могут привести к крушению, как показывает украинская трагедия. Религия не только не маргинальна, но и определяющий фактор. Этот важный вопрос не осознаётся политическими лидерами, несмотря на серию кризисов в Западной Азии и на Ближнем Востоке с 1979 года, в большинстве из которых религиозный фактор был инструментализирован для политических и геополитических задач; также, несмотря на террористические нападения во имя фальшивой религии, в Европе и Соединенных Штатах Америки.

Важно развитие межрелигиозного и межкультурного диалога. Это может помочь обменяться мнениями и опытом и содействовать совместному поиску идей и решений для содействия миру и взаимопониманию. Поэтому мы с особым интересом участвуем в сегодняшнем заседании.

Мало где в мире эти идеи имеют больший резонанс, чем здесь, в Вильнюсе, в нескольких сотнях километров от линии фронта, где бурлит война. Поскольку мир находится в процессе фрагментации, территории между двумя возникающими блоками испытывают сильное давление. Одним из них есть перешеек между Чёрным и Балтийским морями, центральной составляющей которого является Украина, а частью Литва. Хотя Литва с 2014 года защищена членством НАТО, существующая тревога и страх не безосновательны. Трагическая история Литвы дала гражданам глубокую и редкую геополитическую чувствительность и мудрость.

Нынешний украинский кризис в результате неспровоцированной российской агрессии является эпицентром геополитического землетрясения. Европа просыпается от глубокой иллюзии, согласно которой война на её континенте осталась в прошлом. Будучи материально и интеллектуально неподготовленной, Европа, однако, быстро адаптировалась к этой неожиданной ситуации при помощи интеллектуальной помощи своих новых членов, таких как Литва. Итог этой войны, несомненно, обусловит будущее развитие, как Европы, так и мира.

Украинский кризис связан одновременно с наиболее фундаментальным вызовом в православном христианском мире. Будет ли и дальше Православие духовно руководствоваться своим источником и защитником, своим традиционным и историческим центром – Вселенским Константинопольским Патриархатом? Это существенный вопрос характера, идентичности и существования Православия. Это также проблема с серьезными последствиями для всей Европы, а также Африки, Ближнего Востока и диаспорных православных общин во всём мире.

Религиозное пространство, организованное вокруг оси Киев-Москва, является первоначальным произведением Вселенского Патриархата Константинополя и Византийской империи. Этот процесс начался более тысячи лет назад с крещением Владимира, правителя Киевской Руси, огромной территории, соединявшей Балтику с Чёрным морем. В течение длительного периода с тех пор политическая карта этого региона претерпевала последовательные изменения, из-за которых болезненно возникала Украина и украинская идентичность. На протяжении всех этих исторических потоков восточное и западное христианство пересекалось, оставляя после себя смешанную религиозную среду.

Россия также предстала из этого первоначального творения. В 1589 году её Церковь добилась от Вселенского Патриархата возвышения до Патриаршего достоинства. Однако уже после падения Константинополя под власть Османской империи в 1453 г. начала пробивать себе дорогу необоснованная идеология о том, что Москва может стать преемником Константинополя как духовного лидера православного мира. По мнению её сторонников, Москва станет «Третим Римом» после «падшего Второго Рима» – Константинополя. Мы много раз говорили это в прошлом и пользуемся случаем, чтобы повторить это ещё раз: никогда не было Первого и Второго Рима; поэтому никогда не может существовать “Третий Рим”. Есть только Старый Рим и Новый Рим – Константинополь.

Религиозная традиция, переданная Константинополем в Москву, вскоре столкнулась с российскими политическими властями. Цари, сменявшие друг друга, навязывали свою волю Церкви, превращая её в простой инструмент для достижения своих стратегических целей. Конечно, Русская Церковь не всегда полностью придерживалась этого. Монастыри служили приютами для подлинной религиозной веры. Однако в этом огромном регионе есть многочисленные случаи инструментализации религии. Путинская Россия просто восстановила и выделила эту «традицию».

Особое значение в этом отношении имеет панславизм, идеология, согласно которой все славяне должны быть объединены под руководством Москвы. Эта глубоко расистская идеология 19 века нашла своё религиозное выражение в этнофилетизме, осужденном как ересь Великим Константинопольским собором в 1872 году. Согласно этому этнофилетизму, автокефальные (то есть самоуправляющиеся) церкви не должны основываться на основе местности, но этнической принадлежности. Эта ересь была использована для узаконения института Болгарского экзархата в Османской империи как первого шага к созданию Болгарского государства. Это способствовало разъединению христиан на Балканах и положило начало братоубийственным конфликтам и войнам. Нынешним воплощением этнофилетизма является фундаменталистская идеология «русского мира».

Это выражение описывает предполагаемую цивилизационную сферу, включающую Россию, Украину, Беларусь, а также этнических россиян во всём мире, политически и религиозно возглавляемую и управляемую московским центром. «Русский мир» представлен как ответ «коррумпированному Западу». Эта идеология является основным инструментом “духовной” легитимации вторжения в Украину.

Это факт, что антагонизм Москвы по поводу Константинополя утих в коммунистический период, поскольку религия преследовалась советским режимом. Со своей стороны Вселенский Патриархат защищал русских эмигрантов и принимал их религиозные общины в своих диаспорных митрополиях. Однако время от времени, особенно после избрания Кирилла Патриархом Московским в 2009 году, возобновлялся антагонизм.

В сознании русского политического и религиозного руководства религия стала слишком важной как политический и геостратегический инструмент, чтобы оставить её в руках Вселенского Патриархата. В стремлении получить ведущую роль Москва использовала количественный довод. Утверждая тогда, что Русская Церковь оказывает влияние на большинство восточно-православных верующих, она пыталась получить первенство внутри Православной Церкви. Этот аргумент активно использовался при созыве Святого и Великого Собора Православной Церкви на Крите в июне 2016 года. Отказ от этого аргумента стал основной причиной отказа Москвы участвовать в этом историческом для Православия соборном мероприятии. В последнее время раскольническая роль Москвы также приобрела форму неканонического проникновения в Африку, бросая вызов исключительной юрисдикции Александрийского православного Патриархата на этом континенте.

Между тем, Вселенский Патриархат неоднократно получал чёткие выражения желания как духовенства, так и политического руководства Украины к церковной независимости от Москвы. 5 января 2019 на Фанаре был подписан Томос о предоставлении автокефалии Православной Церкви Украины. Выход значительной части украинского православного населения из-под опеки Москвы лишил Российскую Церковь значительной части содержания её антиэклезиологического заявления о попытке её ведущей роли в Православии.

С распадом Советского Союза и крахом коммунистической идеологии появилась псевдорелигия. Тогда старые имперские стратегии соединились с циничными техниками и механизмами, разработанными и унаследованными от Советского Союза. Церковь и государственное руководство в России сотрудничали в преступлении агрессии, и разделяют ответственность за совершенные преступления, как шокирующее похищение украинских детей. Они нанесли огромные страдания не только украинскому народу, но и россиянам, которые насчитывают более ста тысяч жертв и ответственность за ужасные зверства.

Идёт серьезная дискуссия по восстановлению Украины после окончания войны. Однако, наряду с вопросом материальной реконструкции, стоит также вопрос «духовного возрождения» не только в Украине, но и в России. Необходимо возвращение к источникам православной веры. Константинопольская Церковь-Мать снова готова помочь своим детям в Украине и России, как она делала это неоднократно в прошлом. Любовь матери бесконечна; она не знает границ. Конкретно такую любовь представляет и выражает Вселенский Патриархат.

Подобным образом, наш межрелигиозный диалог должен сосредотачиваться, не только на способах противостоять и нейтрализовать способность руководства Московского Патриархата подрывать единство и теологически легитимизировать преступное поведение. Наш общий христианский долг – использовать наши силы диалога, чтобы вернуть наших российских братьев и сестёр в наше сообщество общих ценностей.

Уважаемая аудитория, Украинский кризис нужно преодолеть решительностью, справедливостью и солидарностью. Её результаты будут играть важную роль в решении других задач в эти трудные времена. Мы особенно благодарны организаторам за предоставленную нам возможность представить позицию Вселенского Патриархата, поэтому сложному и щекотливому вопросу глобального значения. Желаем всем плодотворных обсуждений и результативных обсуждений во время этого семинара. Пусть Бог любви и мира благословит всех вас в вашем служении и личной жизни! Спасибо за ваше внимание.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Несколько стран Балтийского региона договорились о едином применении санкций ЕС против России

Во время встречи в Вильнюсе в четверг, 9 мая, руководители таможенных служб Эстонии, Латвии, Литвы, Польши и Финляндии подписали...

Актуально