Воскресенье, 18 июля, 2021

Битва под Берестечком: Как поражение казаков, которых прославляла Москва, объединила украинский народ

Must Read

Казацкие могилы уже давно стали местом паломничества украинцев. В эти дни 370 лет назад на поле под Берестечком на Волыни состоялось крупнейшее сражение в истории Европы 17 века. Армия Речи Посполитой разгромила войско Запорожское.

В BBC рассказали благодаря кому казаки спасли большую часть своих отрядов, и как в честь казаков тогдашние «политтехнологи» русского царя построили храм-пантеон. Он стал местом паломничества для всех украинцев.

В конце июня 1651 года под Берестечком на поле, расположенном на границе Ровенской и Волынской областей, армия Речи Посполитой численностью 150 000 человек встретилась со стотысячным казацко-крестьянским войском и их союзниками — тридцатитысячном войском крымских татар.

Обе стороны не устраивали Зборовский договор, предусматривающий автономию для казаков.

Утром 30 июня был густой туман. Когда он рассеялся, никто не решался атаковать первым. Лишь около трех часов дня король Ян ИИ Казимир призвал ударить по «сборищу взбунтовавшегося холопства», и армия Речи Посполитой пошла в наступление.

Казаки его отбили. Однако после того как татары неожиданно покинули поле боя и взяли в плен казацкого главнокомандующего Богдана Хмельницкого, отступили и укрепились в лагере.

Польские военные не могли окружить, ведь с восточной стороне мешали болота и пойма реки Пляшивка.

Несколько дней они обстреливали лагерь. Затем начали готовиться к генеральному штурму. Казацкая старшина узнала об этом, и приняла решение выводить войска из осады. Но по непонятным причинам никто об этом не сообщил крестьянам.

https://i1.wp.com/df.news/wp-content/uploads/2021/07/119179430_210043979_188439006567512_8348182850245115054_n.jpg?w=800&ssl=1

300 «киборгов-казаков».

Отступлением руководил наказной гетман Иван Богун. С телег, палаток, кожухов и войлока (давний текстильный материал) казаки построили три моста.

Утром 10 июля войска отряды начали переход через переправы. Когда крестьяне узнали об отступлении, то решили, что их оставили на произвол судьбы и бросились к переправам.

Начались беспорядки, в котором обрушались, смонтированные мосты, люди падали в реку, брели наугад в болото, тонули. Их преследовали польские военные, безжалостно рубили саблями и стреляли всех, кто попадался им под руку.

Некоторые отчаянно защищался, вызывая восторг у свидетелей. Французский дипломат Пьер Шевалье описал эпизод, 300 окруженных на островке посреди болота казаков в ответ на предложение сдаться выбросили из кошельков деньги в воду. Они все погибли, но каждый отражался отдельно, а последний защищался в течение трёх часов.

На болотном озерце казак нашёл лодки и, прикрываясь бортом, выдержал обстрел. Когда закончился порох, то косой отражал всех, кто хотел схватить.

Пробит четырнадцатью пулями казак, удивил своей храбростью не только солдат, описывает дипломат, но и польского короля, в присутствии которого заканчивался этот бой. Ян ИИ Казимир пообещал дарить герою жизнь, на что «последний гордо ответил, что уже не заботится о том, чтобы жить, а лишь хочешь умереть, как настоящий воин». Казака заколол немец ударом копья.

Несмотря на поражение, большую часть войска удалось вывести из окружения. Количество погибших казаков и крестьян, по данным исследователей, не превышало 10 000.

Храм пантеон от царских «политтехнологов»

Через два с половиной века о погибших в Берестецкой битве заговорили черносотенцы, а именно — Почаевский отдел «Союза русского народа». Члены этой организации агитировали за царя и русское православие.

К тому времени Лавру уже забрали у Греко католиков и там был православный монастырь, который подчинялся русской церкви.

Чтобы получить популярность у местного населения, они обращались к мещанам и крестьянам Волыни на украинском языке, пропагандировали национальную культуру, исторические события, в частности — Берестецкую битву.

«Такие моменты в истории народа нельзя забывать. Они могут служить большим средством для народного воспитания. Этого можно достичь обустройством на казацких могилах памятника-церкви и ежегодными общенародными поминками там павших предков — казаков», — писал Архимандрит Почаевской Лавры Виталий (Максименко) в Волынских епархиальных ведомостях.

Навязывалась мысль о том, что казаки воевали за православие, а значит — при царе.

Почаевский отдел публиковал исторические книги о битве, которые затем распространяли в сельских библиотеках. Учителя школ проводили публичные лекции для населения с использованием самых современных на то время средств — световых проектор изображений, которые называли «волшебными фонарями».

Очевидно, что такая агитация принесла успехи. На памятные богослужения ежегодно приходило все больше паломников.

В 1908 году на поле битвы их собралось около 10 000, в 1909 году – 50 000, а в 1910 году — более 60 000 верующих.

Кроме того, Почаевский был одним из многочисленных отделов «Союза русского народа». Он насчитывал около 100 000 человек, что составило четвертую часть всех членов в Российской империи. Поэтому идея о создании Мемориала казакам быстро получила поддержку.

Деньги жертвовали не только местные паломники, но и владельцы крупного бизнеса и даже царь Николай II.

Единственная в мире православная церковь под открытым небом.

Будущая церковь имела вместить десятки тысяч паломников. Чтобы решить эту задачу, Архитектор Владимир Максимов разработал уникальный проект, в котором помещения храма-пантеона выполняло роль алтаря, а верующие перед ним оказывались в церкви под открытым небом. Таким образом, здесь могли служить сотни священников и молиться тысячи прихожан одновременно.

Здание Георгиевской церкви трёхъярусное — в подземной части расположен саркофаг и гробница с человеческими останками. Их обнаружили на могильнике близ места переправы.

На территорию комплекса перенесли деревянную Михайловскую церковь из села Остров. По преданию, в ней перед боем молился Богдан Хмельницкий. От неё к подземной комнате с казацкими останками, ведёт подземный ход длиной до 50 метров.

Рядом построили монастырский корпус.

Комплекс планировали обнести каменными стенами с канавой, что напоминало бы казацкий лагерь. Однако соорудили только стену с передней части. Её украсили девять картин Ивана Ижакевича с эпизодами битвы.

https://i1.wp.com/df.news/wp-content/uploads/2021/07/unnamed-15.jpg?resize=1024%2C723&ssl=1

Литография проекта, опубликованная в газете «Почаевский листок». Из экспозиции музея «Поле Берестецкой битвы» Фото: Алексей Бухало.

Полностью закончить строительство стен вокруг казацких могил и построить колокольню не удалось — началась Первая Мировая война.

От черносотенцев к ОУН

Российской империи не стало. Однако люди продолжали приходить на ежегодные траурные торжества.

«Ничто не могло возбудить национальное самосознание волынских крестьян больше, чем приближение к костям героических предков, порубленных польскими саблями. Ритуал поклонения костям погибших казаков был тождественным поклонением останкам православных святых», — считает кандидат исторических наук Климент Федевич.

https://i1.wp.com/df.news/wp-content/uploads/2021/07/unnamed-16.jpg?w=900&ssl=1

Открытка ОУН. Из экспозиции музея «Поле Берестецкой битвы» Фото: Алексей Бухало.

При польской власти члены ОУН организовывали сюда экскурсии, а во время богослужений распространяли листовки. В одной из них в частности сказано:

«Берестечко — это указатель украинскому народу: «Никогда и ни в чём не надеется на чужую помощь, и не искать себе союза со своими врагами, а только надеяться на собственные силы, на силы великого украинского народа».

Музей-заповедник и 20 лет археологических раскопок.

Монастырь на казацких могилах закрыли в конце 1950-х годов. На его территории председатель местного колхоза разместил, кроличью ферму и птицеферму.

Увидев это воочию, группа писателей опубликовала в «Литературной газете» письмо-протест. Через несколько лет Казацкие могилы передали Ровенскому областному краеведческому музею.

Тогда же на поле битвы начала работать археологическая экспедиция. За двадцать сезонов её руководитель, доктор исторических наук Игорь Свешников, локализовал расположение военных лагерей, места битвы, переправы казачьих войск на реке Пляшивка, острова Гаек, где защищались 300 казаков.

https://i0.wp.com/df.news/wp-content/uploads/2021/07/unnamed-17.jpg?w=900&ssl=1

Портновские и сапожные инструменты, найденные на переправе археологом Игорем Свешников. Из экспозиции музея «Поле Берестецкой битвы» Фото: Алексей Бухало.

Археолог обнаружил более 5 000 уникальных предметов и вещей, которые уцелели в торфе — одежду, оружие, личные вещи казаков и крестьян, инструменты ремесленников.

Исследуя переправу, археолог «увидел» картину трагедии 10 июля 1651года — скелеты погибших лежали так, «как их захватила смерть — один на спине, другой на стороне, третий вниз».

Пол миллиона паломников и «политическая свистопляска».

16 июня 1991года, за два месяца до провозглашения Независимости Украины, на казацких могилах снова собрались паломники. На этот раз они приехали со всей Украины, а их количество было рекордным — около полумиллиона человек.

https://i0.wp.com/df.news/wp-content/uploads/2021/07/unnamed-18.jpg?resize=1024%2C576&ssl=1

Торжества по случаю 340-летия битвы под Берестечком. 16 июня 1991 год. Фото: Валерий Орлов, журнал «Украина»

https://i1.wp.com/df.news/wp-content/uploads/2021/07/unnamed-19.jpg?resize=1024%2C768&ssl=1

Леонид Кравчук и патриарх Мстислав.  Фото: Голос Украины.

Утром присутствующих ждали появления 93-летнего Святейшего Патриарха Украинской Автокефальной Православной Церкви Мстислава (Скрыпника), который накануне прибыл в Украину из американского города Баунд-Брука. Патриарх должен был освятить 13-тонную бронзовую скульптуру героям Берестечко.

На траурное торжество также приехал тогдашний председатель Верховной Рады УССР Леонид Кравчук. Когда он обратился к собравшимся, люди начали скандировать «Украине волю!», «Долой союзный договор!», «Долой Кравчука».

https://i2.wp.com/df.news/wp-content/uploads/2021/07/unnamed-20.jpg?resize=1024%2C576&ssl=1

Бронзовая скульптура героям Берестечко. Автор монумента — Анатолий Кущ.  Фото: Алексей Бухало.

Так продолжалось несколько минут. Тогда Патриарх Мстислав призвал не превращать национальные поминки над могилами на «политическую свистопляску». Шум и крики сразу прекратились.

С тех пор ежегодно Украинцы собираются на памятные богослужения на казацких могилах. На днях паломники придут сюда снова.

Напомним, в день Всех Святых земли Украинской, 4 июля в Свято-Георгиевском мужском монастыре на казацких могилах состоятся церковные и государственные торжества по чествованию памяти украинских казаков и крестьян — Героев битвы под Берестечком. На него приглашён Митрополит Епифаний, предстоятель Православной Церкви Украины.

https://i1.wp.com/df.news/wp-content/uploads/2021/06/201516510_2694222430876510_4401077385989906579_n.jpg?fit=1276%2C787&ssl=1

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

США обвинили Иран в затягивании переговорного процесса по ядерной сделке

Как заявил представитель госдепартамента США Нед Прайс, Иран, призывающий дождаться смены власти в стране прежде, чем возобновлять переговоры по...

Актуально