Пятница, 10 мая, 2024

«Через Московский Патриархат Кремль десятилетиями создавал предпосылки для поглощения Украины» – профессор Александр Саган

Must Read

По факту русская православная церковь почти три десятилетия сохраняла чрезвычайно мощное влияние в Украине, всегда находясь в лидерах общественного доверия. Используя её авторитет, Кремлевские власти и спецслужбы России создавали предпосылки для будущего поглощения Украины, насаждая нужные ей общественные настроения и развивая широкую антиукраинскую агентурную сеть.

Даже создание Православной Церкви Украины не помогло существенно изменить ситуацию. И только вследствие широкомасштабного вторжения из России и открытой поддержки Путина в войне против нас, позиции русской церкви в украинском обществе заметно пошатнулись. О роли русской церкви в «специальной военной операции» Путина, её экспансии на Запад и как нам реагировать на антиукраинскую деятельность УПЦ МП, об этом говорим во второй части интервью с известным украинским религиоведом, заведующим отделением религиоведения Института философии имени Г.С. Сковороды НАН Украины, доктором  философских наук, профессором Александром Саганом. Первую часть интервью читать здесь.

— Сегодня Кремлевская верхушка заявляет, что Православная Церковь Украины «неправильна», что украинцев нужно «избавлять» от «ереси» силой оружия. Понятно, что в действительности дело не в вопросах веры, а в том, что Путин хочет превратить свою имперскую войну в религиозную. Этим он мотивирует как можно больше россиян взять оружие. И все же получение Томоса в 2018 году и создание ПЦУ в глазах россиян выглядит реальным поводом к войне. Как Вы считаете, не поздно ли мы завоевали свою независимую церковь? Был ли у нас шанс мирно «развестись» с Московским патриархатом?

— Один шанс был, но 30 лет назад. Ещё на началах независимости мы могла бы практически бесконфликтно для Украины выйти из юрисдикции Московского Патриархата — выполнив канонические требования, а именно — 34 апостольское правило («Епископам всякого народа предстоит знать их, как и его власть, не поступать без согласования с ним»). Но чтобы выполнить его и обрести независимость, требовалось внутреннее единство Церкви. Но так не произошло. Сначала на Соборе УПЦ МП, состоявшемся 1-3 ноября 1990 года, практически все епископы, включая нынешнего Предстоятеля УПЦ МП Онуфрия, проголосовали за автокефалию этой Церкви (впоследствии, под влиянием определенных политических обстоятельств, некоторые из них отказались). Однако была допущена стратегическая ошибка. Прошение об автокефалии направили в Московский Патриархат (где оно «рассматривается» и доныне), а не Церкви-матери — Константинопольской ПЦ.

Не способствовала идее автокефалии и позиция тогдашнего высшего руководства Украины (полное безразличие, отпускание ситуации на самотек). Слабость позиций СБУ и инертность власти привели к тому, что ФСБ и другие спецслужбы России в то время сумели взять под свой контроль процессы, происходившие в православии на территории Украины. А во времена правления Леонида Кучмы вообще ставка была сделана на развитие УПЦ МП — из неё планировали сделать Поместную Церковь. Поэтому, например, приоритет в возвращении культовых помещений предоставлялся именно УПЦ МП — фактически её искусственно расстроили даже в тех регионах, где её позиции в 90-х годах прошлого века были незначительными. Из-за чего сегодня есть немало чувствительных проблем.

— То есть на началах нашей государственной Независимости был момент, когда и у церкви была определенная независимость, но шанс её сохранить мы упустили?

— Да, в начале 90-х годов ХХ века у нас было небольшое «окно возможностей». Но московские власти очень быстро пришли в себя. УПЦ МП была поставлена ​​под жесткий контроль Москвы. На самом деле, эта церковь никогда не была и не является самостоятельной структурой — это составляющая Московского Патриархата, которая в декабре 2017 года (с принятием нового устава РПЦ) фактически потеряла даже те формальные элементы «самостоятельности и независимости», которые до этого были. Следовательно, с этого времени эту структуру целесообразнее и правильнее называть МПвУ (Московский Патриархат в Украине), а не УПЦ МП.

Так, факты аннексирования целых епархий (переход их в прямое подчинение Патриарху Кириллу) красноречиво свидетельствуют — Митрополит в Киеве Онуфрий не имеет никаких рычагов на исправление ситуации, а потому не может даже вербально определить проблем. Кстати, Собор, созванный 27 мая 2022 года, состоялся с нарушением устава Церкви и по своей сути является лишь бутафорией. Его единственное назначение — остановка переходов общин с УПЦ МП к ПЦУ.

— Чисто российский подход — можно сфальсифицировать что угодно, лишь бы остаться у власти!

Подобные вещи в УПЦ происходили не раз. Чтобы сохранить влияние на украинскую паству русская церковь, в лице УПЦ МП, прибегает к разным манипуляциям. Напомню вот такой характерный пример: до декабря 2007 года церковь имела официальное название УПЦ Московского Патриархата.

Толчком к изменению названия стала работа российских социологов, которые в апреле-мае 2007 года делали опрос населения в 5 регионах (юг, север, запад, восток, центр) с целью выявления уровня поддержки УПЦ МП. Тогда было установлено, что уровень поддержки значительно увеличивается, если Церковь не идентифицируется как Московский Патриархат.

Следовательно, были внесены изменения в Устав, которые, кстати, были раскритикованы уже в следующем году на архиерейском соборе Московского Патриархата. То есть 15 лет церковь имела в официальном названии определение «Московский Патриархат», и никого это не обижало.

Даже была какая-то бравада, мол, мы — «канонические». А теперь это приложение воспринимается едва ли не как нарушение православных канонов, хотя на самом деле отсутствие этого приложения в названии является нарушением канонов. Поскольку эта церковь не имеет ни одного статуса, который обозначен канонами. Их только два: автономия или автокефалия. Никаких «самостоятельных» и «независимых» статусов в канонах нет — это мысль московских «канонистов». Поэтому УПЦ должен указывать свою юрисдикционную принадлежность к Московскому Патриархату.

— Ранее Вы упомянули о проекте РПЦ «Катехон» (подробнее читать здесь) как инструменте экспансии России в Европу. Украине в нём тоже нашлось место? Или нам «достаточно» самой «специальной военной операции»?

— В реализации проекта «Катехон» внимание уделено не столько Украине, сколько украинцам.

Объясню суть дела: сейчас для России реализация проекта «Катехон» упрощается, поскольку получает значительное кадровое пополнение из Украины. Ведь УПЦ МП активно вовлечена в зарубежную деятельность Московской Патриархии, и сейчас, в связи с переходами общин УПЦ МП к ПЦУ (Митрополиту Епифанию), высвобождается большое количество клира. То есть людей, которые в силу своего воспитания или меркантильных интересов (получение прямых «стипендий» от олигархов, материально поддерживающих УПЦ МП), и которые не переходят к ПЦУ вместе со своими верующими. Этих клириков россияне перенацеливают на основательную работу с беженцами из Украины в Европе, прежде всего с теми, кто не принимает и не воспринимает клириков-россиян.

Однако только ли «делами божьими» заняты такие отцы? На этот вопрос есть ответ.

Недавно Всемирный Конгресс Украинцев, Европейский конгресс украинцев и рядовые диаспоряне в разных странах сделали ряд заявлений о том, что православные клирики занимаются «сбором персональных данных, агентурной работой, прямой вербовкой». Украино-язычные клирики, которые знают и могут манипулировать контекстом украинских событий, очень эффективны для московских спецслужб. Таким образом, в рамках проекта «Катехон» фактически продолжается дальнейшее формирование российской агентурной сети в странах ЕС.

— Россия и её церковь применяют против Украины довольно неожиданные пропагандистские месседжи. К примеру, обвинение в сатанизме и других ересях. Насколько эффективно это срабатывает в XXI веке?

— К сожалению, долгое время значительная часть украинских верующих воспринимала всё, что провозглашалось УПЦ МП за чистую монету. Однако, несмотря на все манипуляции Московского Патриархата, его сторонников в Украине становится меньше с каждым днём. Как свидетельствует статистика, через полгода после широкомасштабной войны более 50 процентов наших граждан убеждены, что УПЦ представляет угрозу для нашей страны. Это неудивительно, ведь в настоящее время украинскими правоохранителями зафиксированы десятки случаев прямого участия клириков этой церкви в военной агрессии ВС РФ. Кроме того, действительно глубоко верующих людей от УПЦ МП и РПЦ отвлекают их еретические высказывания и учения.

Раньше я уже упоминал о самой свежей ереси от Патриарха Кирилла — «о выкупной жертве», то есть о «прощении грехов» за участие в войне против Украины. Напомню о ещё одной очень популярной в УПЦ МП теорию — православной ереси «царе божия», то есть обожествлении русского царя Николая II (который на время смерти отрёкся от престола, а потому не мог быть канонизированным как царь) и навязывание украинцам вины за смерть царской семьи.

Через УПЦ также распространяются хорошо нам известные нарративы российской пропаганды, высказываемые буквально цитатами из самых одиозных выступлений Путина.

Речь идёт, прежде всего, о многолетнем и целенаправленном стремлении навязать украинцам мнение, что «Голодомор 1933 года» — это не геноцид и преступление российского государства, а расплата за грехи (в частности, за убийство Царя). Высказывание Митрополита Онуфрия «катюзи по услуге» (относительно Голодомора) — свидетельство не только о его восприятии этого события, но и контекст, в котором подаёт Голодомор вся УПЦ МП в своей деятельности (проповеди, общении и т.д.).

Очень большая «заслуга» в том, что формируется в Украине общественное мнение, что война России против Украины, которая началась в 2014 году, является «братоубийственной войной». Этот месседж является фактически основным и доныне. Напомню, в частности, о фактах отказов в погребении украинских воинов (случающихся и в 2022 году), об отказе руководства УПЦ отметить героев Украины в Верховной Раде Украины или отказ осудить деятельность отцов-коллаборантов и т.д.

Отмечу — с 2014 года все подобные публичные и не публичные поступки клира УПЦ МП обосновываются именно контекстом «братоубийственной войны».

— Наличие канонической Православной Церкви Украины и огромный шлейф антиукраинских поступков УПЦ делают вполне логичным вопрос: не время ли Украине и украинцам попрощаться с русской церковью?

— Я не сторонник радикальных способов решения вопросов, касающихся свободы совести. Борясь с «русским миром», мы не должны уподобляться ему. Однако здесь есть особый случай. Государство должно реагировать, и эта реакция должна быть жесткой, но в пределах действующего законодательства. А согласно последнему эта церковь не является юридическим лицом. Поэтому ответственность должна быть адресной.

Мы также должны понимать, что люди, воспитанные этой церковью, живут в своеобразном информационно-эмоциональном пузырьке, созданном Московской Патриархией. И таких людей достаточно много. Мы должны извлекать их из этой параллельной реальности — давать им объективную информацию о реальной деятельности УПЦ МП и её роли в разжигании войны.

Путь прямого законодательного запрета УПЦ МП, на мой взгляд, может быть эффективным только после мощной разъяснительной работы и реального наказания сотен клириков-коллаборантов из предавших страну. Соответствующий закон следует принимать только при наличии реальных механизмов обеспечения его реализации и учёта возможного саботажа его выполнения со стороны чиновников разных уровней, которые симпатизируют этой церкви.

С другой стороны, законодательный запрет УПЦ МП предоставит войне России против Украины новые важные смыслы. К сомнительной борьбе с «западными сатанистами» будет добавлен действенный и понятный всем тезис о «борьбе за веру православную», которая подвергается гонениям и т.п. Также следует учесть, что прямой запрет деятельности УПЦ МП приведёт к активизации маргиналов и оппозиционной деятельности клириков.

— О какой временной перспективе решения проблемы русской церкви в Украине может идти речь?

— В ближайшей перспективе, по-моему, УПЦ МП в Украине не исчезнет. В частности, потому, что здесь ещё достаточно много её сторонников. Однако она должна полностью соответствовать своему названию — стать епархией или митрополией в составе Московского Патриархата с чётким пониманием (и контролем) невозможности выполнять какие-либо другие функции, кроме религиозных. Потому что на сегодняшний день это скорее политическая организация с выразительными религиозными особенностями, чем религиозная организация.

— В октябре-ноябре градус общественного дискурса по деятельности УПЦ МП подогрели несколько довольно дерзких антиукраинских акций, совершенных клириками УПЦ МП. Они приобрели широкую информационную огласку (очень похожую на ИПСО противника), в результате чего общественность потребовала от власти быстрых и решительных действий по УПЦ МП. Однако очевидно, что к этой проблеме следует относиться с холодной головой, без лишних эмоций. Какой, по вашему мнению, должна быть прагматическая дорожная карта действий украинского государства по отношению к УПЦ МП?

— Действительно, откровенно пророссийские действия представителей УПЦ МП, совершенные в последние недели и широко освещаемые в информационном пространстве Украины, больше смахивают на сознательную провокацию, чем на механические «проколы» рядовых клириков. Следует надеяться, что правоохранители установят истину и исследуют, зачем представители УПЦ МП возмущают общество.

По моему мнению, в нынешних условиях войны действия любого человека — будь то светского или духовного, если они вредят интересам государства Украина, не следует оставлять без надлежащей правовой оценки и соответствующей законной квалификации и реакции.

— Широко освещать в СМИ и давать надлежащую оценку всем фактам коллаборационизма клириков УПЦ МП, особенно на оккупированных территориях.

— Выполнить уже действующий закон о внесении изменений в уставы религиозных организаций и добиться внесения изменений в эти документы. Это станет доказательством для многих представителей общин относительно принадлежности этой структуры именно к Московской патриархии.

Сейчас многие чиновники введены в заблуждение тем, что якобы заблокировано действие Закона Украины «О внесении изменения в ст.12 ЗУ «О свободе совести и религиозных организациях» относительно названия религиозных организаций (объединений), входящих в структуру (есть части) организации (объединения), руководящий центр (управление) которой расположен за пределами Украины в государстве, которая законом признана воплотившей военную агрессию против Украины и/или временно оккупировала часть территории Украины»). Однако Киевский окружной апелляционный суд приостановил действие закона «для обеспечения иска» только в отношении 266 объектов. Во всех остальных (а это более 12 тыс.) статус юридического лица фактически потерян (из-за недействительного устава) ещё с октября 2019 года.

— Немедленно расторгнуть все договоры, заключенные государственными и коммунальными предприятиями с УПЦ МП на основании того, что их уставы являются недействительными. Речь идёт не только о пользовании недвижимостью, но и о других формах сотрудничества.

— Остановить всю коммерческую деятельность юридических лиц, у которых недействительные уставы.

— На время военного положения признать право территориальных общин или военных администраций принимать решение (которое, кстати, полностью соответствует действующему законодательству) запрещать или ограничивать деятельность УПЦ МП на их территории.

— Навсегда избавиться от ситуации, когда священники имеют какие-то преференции в своей административной или уголовной ответственности перед нормами действующего законодательства.

— Лишить возможности официально и неофициально вывозить средства из Украины в российские центры, производящие продукцию для церковных нужд (подобная продукция продаётся и в других странах).

— Принять закон, запрещающий любую форму прямого подчинения (ставропигия) украинских монастырей или отдельных общин зарубежному центру, которые расположены на территории государства-агрессора.

— Провести контрразведывательную работу и сделать невозможным любую работу спецслужб России или других государств по влиянию на религиозную ситуацию в Украине.

— Проверить источники финансирования УПЦ МП, а также тех клириков, которые остались без своих общин, и исследовать вопросы законности такого финансирования. Ведь некоторые «бизнесмены-благодетели» уже признаны российскими агентами (как это произошло с А. Деркачём), некоторые ещё в процессе этого признания. Такое положение дел позволяет говорить даже об определенной «олигархизации» этой церкви.

Действующее законодательство Украины является достаточным для противодействия политизации или антиукраинской деятельности УПЦ МП или любого другого религиозного института. И мы надеемся, что на фоне всех тех нынешних жертв и разрушений, которые испытала Украина, у руководства государства хватит политической воли для приведения деятельности религиозных организаций и около церковных структур к требованиям действующего законодательства.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Установлено лицо еще одного военного РФ, который расстреливал гражданское авто в Гостомеле – прокуратура

Стражи порядка идентифицировали еще одного российского военнослужащего, причастного к расстрелу гражданского автомобиля в Гостомеле во время оккупации в 2022...

Актуально