Четверг, 2 мая, 2024

Черногория: Новый вызов для «друзей Путина»

Must Read

Начиная с июня прошлого года, особенно после противоречивой Интронизации Митрополита Иоаникия в сентябре, черногорское правительство во Главе со Здравко Кривокапичем де-факто находилось в «подвешенном состоянии». Он правил при поддержке слабого большинства и разрывался внутренними конфликтами. Поэтому его отставка, которая состоялась в конце прошлой недели, была лишь вопросом времени. Теперь страна снова вынуждена наблюдать за переформатированием властей, которое, не исключено, может привести к затяжному политическому кризису, говорится в материале Главкома.

Отставки с привкусом измены.

4 февраля парламент Черногории проголосовал за недоверие правительству Здравко Кривокапича. Уже три дня спустя, 7 февраля, депутаты отправили в отставку и спикера парламента Алексу Бечича. Бечич также является лидером Демократов, которые после выборов в августе 2020 года сформировали вместе с просербским (читай пророссийским) Демократическим фронтом (ДФ) и общественным прозападным движением URA (United Reform Action) правительственную коалицию и прервали, таким образом многолетнюю политическую гегемонию в стране. (ДПС) президента Мило Джукановича.

За недоверие правительству и увольнению Бечича проголосовала вся оппозиция во главе с партией президента, а также один из партнеров по коалиции и правительству – URA. Бывшие союзники URA – ДФ и Демократы, оценили этот шаг как измену и переход на сторону проигравшей на выборах ГНС.

Коалиционное правительство Черногории развалилось после того, как парламент поддержал вотум недоверия к нему. Он был объявлен самой маленькой из коалиционных партий URA вице-премьер министра Дритана Абазовича и оппозиционными партиями. Инициативу поддержали 43 парламентария, а против, высказались 11 депутатов. В парламенте только 81 депутат.

Причиной, приведшей к голосованию за отставку премьера и спикера парламента, стал многомесячный кризис власти, вызванный противоречиями как между парламентским большинством и правительством, так и внутри самого правительства. Большие столкновения между коалиционными партнерами происходили из-за давления Сербии, которая хотела видеть в правительстве Кривокапича представителей пророссийского Демократического фронта, а также Сербской православной Церкви (СПЦ), желающей законодательного закрепления своих привилегий в Черногории.

Также церковь фактически стала причиной разрыва между премьером Кривокапичем и вице-премьером и лидером URA Дританом Абазовичем. В частности, по требованию Кривокапича отстранить руководителей сектора безопасности (которых курировал Абазович), отказавшихся применять силу против протестующих во время Интронизации Митрополита в Цетинье.

Кроме этого, правительство Кривокапича заходилось под постоянными ударами со стороны Демократической партии социалистов, которая не могла смириться с проигрышем на выборах и стремилась к реваншу.

План Абазовича.

Совершив свою «работу» с правительством Кривокапича, Дритан Абазович заявил, что готов взять на себя ответственность за судьбу страны и предложил сформировать правительство меньшинства с собой во главе.

Ещё 17 января он представил концепцию такого правительства и отметил, что основными его задачами будут: разблокирование европейского пути страны, проведение ряда важных реформ, в частности судебной системы, прокуратуры и избирательной реформы, а также сосредоточение на экономике и подготовка к туристическому сезону. Кроме того, он пообещал подписать т.н. Основное соглашение с Сербской церковью, которое, по его словам, «создаст атмосферу, в которой система примирения будет работать лучше, чем сейчас».

Говоря тогда о своём будущем правительстве Абазович сразу подчеркнул, что в нём не будет места для двух политических сил – просербского и пророссийского Демократического фронта и Демократической партии социалистов президента Джукановича. Первой – через открытую антинатовскую позицию, а вторую – через реноме глубоко коррумпированной партии, сформированное за её тридцатилетнее правление. По словам Абазовича, эти силы могут поддерживать власть, не участвуя при этом в ней.

Недавно он снова повторил, что новое правительство не означает возвращения к власти демократической партии социалистов. Несмотря на такие заявления лидера URA, партия Джукановича уже заявила, что поддержит предложенное им правительство меньшинства и подтвердило, что не будет претендовать на участие в нём.

Основой для формирования правительства меньшинства может служить меморандум, подписанный ещё в декабре между URA, её партнером по правительственной коалиции – общественным объединением Civis, Социалистической народной партией (СНП), которая состояла в союзе с Демократическим фронтом, а также партиями албанского и боснийского меньшинств, которые находились в оппозиции. Меморандум содержит приверженность подписантам гражданским и европейским ценностям Черногории и направлен на примирение в Черногории и экономическое развитие.

Со своей стороны, Здравко Кривокапич, Демократы и меньшие партии в составе Демократического фронта, а также организации, близкие к Сербской православной церкви, выступают против предложенного Абазовичем правительства, которое будет поддержано Демократической партией социалистов. При этом просербский Демфронт настаивает, чтобы новое правительство сформировали нынешние члены правящего большинства и партии меньшинств, а Демократы уволенного спикера парламента Алекси Бечича призывают к досрочным выборам.

Параллельно они проводят протесты, в ходе которых обвиняют URA в предательстве «результата выборов и свободы народа» и открытии пространства для возвращения к власти побежденной Демпартии социалистов.

Сомнительные перспективы.

В настоящее время Абазович ведёт активные переговоры по формированию правительства меньшинства при поддержке партии Джукановича и нынешней оппозиции. Также он рассчитывает на поддержку международного сообщества, которое заинтересовано в том, чтобы в стране было, как можно скорее сформировано (желательно проевропейское) правительство и тем самым избежать дальнейшей политической нестабильности. Однако даже если Абазовичу удастся сформировать правительство меньшинства, есть определенные сомнения в том, что оно сможет работать нормально и в течение длительного времени. Причин несколько.

Во-первых, любое правительство меньшинства обычно нестабильно работает непродолжительное время, пока не возникнет новый конфликт между поддержавшими его партиями. Результатом этого, как правило, становится роспуск парламента и назначение новых выборов. Новый конфликт, учитывая то, что самая большая сила, которая будет поддерживать правительство меньшинства – это Демократическая партия социалистов, стремящаяся к реваншу, может возникнуть довольно быстро. Основным «яблоком раздора» между ней и URA может быть проведение в стране реальных реформ, означающих, в частности, очистку власти и государственных институтов от кадров ГНС, а также проведение коррупционных расследований в отношении них.

Кроме того, нежелание образовывать правительство с сербским Демфронтом и готовность заручиться поддержкой ДПС Джукановича, будет своеобразной красной тряпкой для Белграда. Несмотря на то, что предыдущее правительство поддерживалось Демфронтом, Кривокапич никак не хотел включать в него его представителей.

В результате он подвергался постоянным нападкам со стороны провластных сербских таблоидов и имел прохладные отношения с президентом Сербии Вучичем.

Ещё одним проблемным вопросом для Абазовича и ГНС будет т.н. Основное соглашение с Сербской церковью, согласно которому государство Черногория должно урегулировать с ней имущественное правовые отношения. Когда ГНС ​​потеряла власть, в Сербии и Сербской православной церкви потирали руки, ведь основное препятствие для подписания соглашения было устранено. Однако надежды на то, что она будет подписана правительством близкого к Сербской церкви Здравка Кривокапича, не оправдались. Он отказался подписывать, за что сразу же был обвинен в том, что «повернулся спиной к Церкви», и подвергся нападкам со стороны кругов, близких к СПЦ и Демфронту.

Абазович пообещал, что подпишет Основное соглашение с Церковью. Однако если он её подпишет в её нынешней редакции, то потеряет поддержку не только ДПС, но и Социал-демократической партии (СДП) и Социал-демократов (СД). В частности, в СДП отмечают, что проект Основного соглашения по многим элементам противоречит светскому характеру государства, полон исторической лжи и фальсификаций и во многом ставит СПЦ не только выше других религиозных общин, но и выше Конституции Черногории и ряда её законов.

Другие критики соглашения характеризуют его как таковое, согласно которому Сербская православная церковь будет не столько государством в государстве, сколько государством над государством.

С другой стороны, если Абазович не подпишет желаемый для Сербской церкви вариант Соглашения, или же будет пробовать его изменить, то будет, как и его предшественник Кривокапич, подвергнут критике со стороны сербских провластных СМИ, близкого к сербскому президенту Демократического фронта, а также может столкнуться с протестами, организованными православными. К чему приводят в Черногории возглавляемые Сербской церковью религиозные протесты, уже хорошо почувствовали на себе Мило Джуканович и его ДПС.

Другой проблемой для правительства Абазовича может стать начатая и возглавляемая Белградом инициатива «Открытые Балканы» (в которую входят Сербия, Албания и Северная Македония). До недавнего времени парламентское большинство имело консенсус по данному вопросу, и с некоторыми косметическими изменениями в подходе к нему было готово его принять. Однако ГНС выступает решительно против этой инициативы, поскольку видит в ней инструмент усиления сербского влияния на страну.

Следовательно, достаточно оснований считать: если правительство меньшинства и будет сформировано, то оно станет лишь временным и проведение в стране досрочных парламентских выборов будет только вопросом времени. Их результат может зависеть от нескольких факторов:

отношения международного сообщества, влияния Белграда, который имеет своих политических фаворитов в Черногории. А также поведения Сербской православной церкви, которая в последние годы оказывает сильное влияние на политические процессы в Черногории и общение политических сил и движений, которые сейчас противостоят правительству меньшинства. При этом нет никакой уверенности в том, какое направление после таких выборов выберет страна, и не приведут ли они к ситуации, которую можно было наблюдать в ней последние полтора года.

Черногория может получить затяжной политический кризис, который вряд ли будет способствовать евро интеграции страны, однако, наверняка, будет создавать благоприятные условия для ещё более глубокого проникновения и укоренения в нём сербского, а значит и «русского мира».

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Будапеште жестоко убили украинца: расследуют непреднамеренное убийство

В Будапеште казах нанес ножевые ранения 48-летнему украинцу, мужчина скончался на месте от тяжелых травм. Как сообщают в Главном управлении...

Актуально