В апреле верующие Свято-Успенского храма в Малине Житомирской области приняли почти единодушное решение выйти из-под юрисдикции Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и присоединиться к Православной Церкви Украины. Историческое для прихода решение лично благословил Митрополит Киевский Епифаний.
Настоятель храма – протоиерей о. Олег Власюк один из немногих священников, решивших остаться с общиной. В интервью MALYN.MEDIA он рассказал о том, как отреагировали на переход в Московском Патриархате, почему община так долго шла к ПЦУ, а также о «соседях», которые в помещении завода молятся о «русском мире» и, так выглядит – не собираются каяться…
«НЕ ХОТЕЛИ ВРАЖЕСТВА»
– Отец Олег, начну с неудобного вопроса: почему за 8 лет войны, вы только в апреле приняли решение уйти из Московского Патриархата?
– Я один из первых священников из Малинского района, который, начиная с 2014 года, каждой литургии молился за всех наших воинов-земляков. Помню, тогда Петр Пиковский (тогда первый заместитель городского головы Малина, – ред.) принёс список, в котором было, кажется, 700 человек из Малинского района. И я вместе с верующими просил Бога за них. Мы также были одними из первых в районе храмов, которые собирали помощь для АТО.
– Но продолжали это делать под юрисдикцией Московского Патриархата…
– Говоря по правде, не хотели, чтобы было так, как в своё время было с Демченко (конфликт вокруг храма в центре Малина, – ред.) или как в Ворсовке… Мы с общиной решили: в церкви не должно быть ссор, раздора.
Бог там, где любовь, где мир. Поэтому переждали, и в апреле этого года 95% наших верующих проголосовали за переход к ПЦУ. Я тоже пошел за общиной.
– Как отреагировали в вашей бывшей епархии?
– Никак. Даже звонка не было. Они называют нас раскольниками. Но мне никто в глаза этого не говорил.
– На Малинщине были случаи, когда настоятели не поддерживали решение общины покинуть МП.
– Не хочу, и думать о таких вариантах. Я – украинец! У меня сын военный! Как я могу по-другому поступить? Всегда молился за воинов, защищающих наши земли, а сегодня буду молиться за «русский мир»? Надо уже быть каким-то сумасшедшим. Нормальный человек может жить в Украине, воспитывать здесь детей, внуков, и молиться на захватчиков, которые пришли нас убивать?
– Вы сказали, что решение о переходе поддержали 95% верующих. А сколько в общем верующих насчитывает ваш приход?
– Мы спрашивали мнение, прежде всего тех, кто регулярно посещает богослужение и причащается. Согласно уставу, именно они считаются общиной храма. В голосовании приняли участие около ста человек. Всех других, кто в церковь приходит несколько раз в год, мы не спрашивали.
– Как свое мнение аргументировали выступившие «против» отсоединения от МП?
– Один просто выразился, что «категорически против». Другая сказала: «Мне надо это всё ещё переварить»… Ещё одна отказалась тем, что вроде бы к нам приходит молиться, а на самом деле является прихожанкой другого храма. Все остальные – без раздумий подписались за переход. Думаю, что по всей Малинщине у нас наиболее мирно приняли это решение.
– Вы избрали подчиняться именно Митрополиту Епифанию, а не Епископу Житомирскому. Почему?
– Да, я подчиняюсь непосредственно Епифанию. Таково было моё решение после обдумывания. Позвонил прямо в Киев, пригласили, я приехал. Блаженнейший меня принял и благословил.
Конечно, мы в единстве с Житомирским епископом, но подчиняется наша община исключительно Предстоятелю церкви. Называемся теперь так: Ставропигиальный Свято-Успенский приход Киевской Митрополии ПЦУ.
– По вашим наблюдениям: уменьшилось или увеличилось количество верующих вашего храма после перехода к ПЦУ?
– Вся моя община осталась при мне. Новых людей особо не вижу. Хотя сейчас трудно судить, потому что война, много молодежи за границей или на западе страны.
«СОБРАНИЕ БЕСНОВАТЫХ»
– Сегодня в Малине остались только одна община Московского Патриархата. Правят на территории завода – МДЭО…
– Я вам больше скажу: это не только единственная в Малине, но и единственная в Малинской общине! Да ещё ко всему – в самом городе…
– Вы общаетесь? Какие мнения о них?
– Я с ними не общаюсь и не собираюсь общаться. Во время войны мы должны быть единой нацией и жить в единстве. А не молиться о том, кто благословил убийства в Украине.
Дети умирают, а в Малине молятся о Кирилле, Московском Патриархе. И возносят его имя, представляете?!
Это мне люди, которые посещают этот храм, рассказывали. Не знаю, правда, вспоминают ли Онуфрия (Предстоятель Русской Православной Церкви в Украине, – ред.) Но это уже не столь важно. Главное то, что там Кирилла вспоминают полностью.
Я даже не слышал, кто ещё сегодня в области проговаривает его имя во время служений, кроме наших малинцев. Церковью их не называю принципиально с тех пор, когда они правили в помещении военкомата. Там только собрание бесноватых сходилось…. Верующих людей там нет.
– А сколько их, не знаете? Вы ведь рядом фактически. Но к вам они не спешат…
– На Спаса, 19 августа, так подсчитал, что, наверное, людей 50 точно пришло туда. Сколько на самом деле не знаю. Я туда не хожу и своих людей туда не делегирую. В провокациях я не заинтересован. Мы молимся Богу, а они кому – здесь ещё вопрос. Может, Кириллу?
Бог – это любовь, а какая может быть любовь, если они молятся о благословении насилия? Если он благословил убийство, то, согласно церковным канонам, он должен быть лишен сана.
Можно ещё по-другому сформулировать. Они молятся за Кирилла, который является представителем России, а следовательно – за русский мир. За власть – значит, за чужую власть, за Путина. За войско – значит, за чужое войско, за оккупантов.
– Хорошо, а что с такой деятельностью делать? Местные власти, с точки зрения законодательства, не имеют управы на них. С другой стороны, и закрывать глаза на это во время такой жестокой ежедневной войны – цинично…
– Я думал об этом. Город – это община. Она и должна решить. Если община захочет осудить такую деятельность, поверьте – механизмы воздействия найдутся. Малынци могут этому справиться. Уверен!
– Как?
– Силой единства и твердостью убеждений.
– Отец, а вы следите за ситуацией с храмом РПЦЗ в центре Малина? Готовы ли это комментировать?
– С настоятелем не общаюсь, ничего о нём не знаю. Когда был Демченко, мы знали, он сам из Украинки, фактически земляки, были какие-то темы для беседы. А с этим – о чём нам говорить? О русской церкви?
Опять же решение должно быть за общиной. Только община может решать, кто и под каким патронатом будет править на их территории.
– Война испытывает веру тех, кто был тверд в ней, и обращает других, отрицавших Бога. Есть ли совет, как пережить это сложное время и первым, и вторым, и не потерять ценное?
– Правда, в поддержке. Есть такое философское мнение, что в одиночку мы идём быстрее, но только вместе – дальше.
Должны держаться друг друга, помогать, примиряться – только тогда победа будет за нами. Должны сеять любовь, чтобы позже пожинать мир, покой и одолеть всех врагов. Пусть каждому помогает Господь на этом пути!
Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.