Вторник, 23 апреля, 2024

Епископ Команский Михаил рассказал о смирении в молитве

Must Read

Епископ Команский Михаил рассказал о смирении в молитве

25 февраля в Ставропигии Вселенского Патриархата в Украине – Андреевском храме Экзарх Вселенского Патриарха Епископ Команский Михаил совершил Божественную Литургию в сослужении протоиерея Виктора Мартыненко.

Об этом пишет Ставропигия Вселенского Патриархата в Украине.

Во время Богослужения были вознесены заупокойные просьбы к Богу за павших воинов ВСУ и мирных жителей, убитых захватчиками.

Также помолились отдельно за украинское войско и справедливый мир в Украине.

Епископ Команский Михаил произнёс Проповедь, в которой призвал верующих к смирению и покаянию во время молитвы. Он проанализировал притчу о двух людях, которые молились в храме: фарисее и мытаре.

Фарисей благодарил Бога за то, что он не такой, как другие люди, и перечислял свои добрые дела. Мытарь же бил себя в грудь и просил прощения за свои грехи.

Глава Ставропигии Вселенского Патриархата в Украине Епископ Михаил подчеркнул, что молитва фарисея была несовершенна, потому что он был сосредоточен на себе и своих заслугах.

“В том-то и основная мысль этого отрывка, что фарисей выставлял свои заслуги так, словно он что-то сделал для Бога. Ну, что человек может сделать для Бога? Бог самодостаточный», – сказал архиерей.

В то же время молитва мытаря была смиренной и покаянной. Он признавал своё несовершенство и просил милости у Бога. Епископ Михаил отметил, что именно такая молитва угодна Богу.

Архиерей Вселенского Патриархата призвал верующих не хвастаться своими достижениями во время молитвы, а искренне каяться в своих грехах и просить помощи у Бога. Иерарх также отметил важность милосердия к ближним.

Епископ Михаил подытожил свою Проповедь словами: “Вступая в Великий Пост, посмотрим на окружающих милостиво, помня, что все мы призваны попросить у Бога сил, помощи для того, чтобы вести христианскую жизнь, для того, чтобы стать лучше, быть христианами не только по названию, но и по жизни.”

Текст Проповеди

Во имя Отца и сына и Святого Духа. Аминь. Дорогие друзья, каждый раз, когда мы с вами становимся на молитву, приходим в церковь, Господь и Святая Церковь даёт нам в Святом Евангелии некий пример, из которого мы можем сделать для себя вывод для того, чтобы дальше жить и совершенствоваться в христианской жизни.

Сегодня Господь предлагает притчу о двух людях, которые пришли в храм помолиться.

Итак, даёт нам пример двух видов молитв. Один мытарь, осознавая своё не достоинство, избивал себя в грудь и просил у Бога прощения за свои грехи.

Второй – фарисей – благодарил Бога, но хвастался, восхвалял себя, сравнивая с этим мытарем. И не то, чтобы Господь отверг его в молитву, он всё хорошо делал.

Он постился, делал добрые дела, давал десятину, то есть пытался выполнять все предписания закона Моисеева. В этом он был хорошим, хорошим человеком, старался быть. Но видим, как это исполнение Божьих заповедей, приписанных ветхозаветным законом. Когда он начал понимать это неправильно и как это исказило его молитву? Не то, чтобы Господь её отверг, принял её Господь. Но сказал, что мытарь ушел домой более оправданный, чем тот.

Проанализируем с вами, о чём молится фарисей. Человек, уверенный в том, что он выполняет абсолютно всё, и всё совершенно правильно. Говорит, Боже, “Благодарю тебя, что я не такой, как другие люди. Грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь”.

И теперь представим, что делал бы тот фарисей, когда молился, если бы рядом с ним не было того мытаря. У него просто бы молитвы не было.

Ибо вся молитва его была построена на противопоставлении себя, образа жизни этого мытаря или других людей. Вся его молитва завершилась той первой фразой, которую он говорит. “Боже, спасибо тебе”. Ибо потом всё остальное начинается сравнение себя с другими, какие они не хорошие, и я прав.

Не то чтобы он сделал что-то плохое. Он поблагодарил Бога за то, что дал ему Господь.

Он сам прилагал усилия для того, чтобы выполнять это всё. И понятно, что в ответ на его труд Господь даровал ему и имение, достояние, из которого он мог совершать дела милостыни и жертвовать на храм.

Но сам способ молитвы был несовершенен. Почему? Хорошо, поблагодарил человек, но он был настолько уверен в своих силах, что эта молитва звучала, как благодарю тебя, Боже, я все исполнил. Уж меня можно похвалить.

Но все мы с вами знаем, что с самого начала, с первых страниц Библии, и в Священном Писании есть мысль, что не бывает совершенных людей. Все мы несовершенны. Всё, бывает, совершаем ошибки, бывает, что отступаем от заповедей Господних.

Но Господь настолько милостив, что даёт нам всегда возможность проявить себя как тот пришедший мытарь, упал перед Богом на колени и молился, «Боже, помилуй меня грешного».

Сегодня мы с вами увидели, как даже благодарность может быть не то, что неугодна Господу, а считаться несовершенной молитвой в том плане, как это описывается в каноне Андрея Крицкого, который мы с вами будем читать вскоре.

Там, где эти слова благодарности названы «безумными», то есть таким образом, человек не получает всего того, что он хотел бы получить от молитвы. Тогда эта молитва фарисея, о которой мы с вами читаем, без присутствия мытаря, без присутствия других людей, превращается прямо в перечисление своих добродетелей.

Господи, посмотри, какой я хороший, я же столько всего сделал. То есть, в сущности, диалог, можно сказать, с самим собой, перечисление своих добродетелей. Итак, человек, перечисляющий свои добродетели сам, восхваляется, он, соответственно, не получает похвалы ни от других людей, ни от Бога.

И, наверное, основным мнением, которое Церковь нам пытается донести сегодня из этих слов Господних, о правильном способе молитвы. Помнить, что мы приходим на молитву в церковь, становимся на молитву дома не для того, чтобы хвастаться, а для того, чтобы попросить у Бога помощи.

Нет предела совершенству. Все мы призваны, расти каждый день в праведной жизни, в исполнении заповедей Божьих. Не у всех у нас это получается или получается не каждый день.

И вот для того, чтобы получить от Бога помощь, именно необходима такая смиренная молитва. “Господи, я осознаю, что я несовершенен, я осознаю, что я ошибаюсь, осознаю, что я не могу всегда делать всё то, к чему Ты призвал нас, и приближаться к тому идеалу, к которому Ты нас призвал, который ты видишь в меня. Но помоги мне”. И тогда, действительно, плод этой молитвы будет гораздо больше, чем от того, если мы станем перечислять, что я сегодня помолился, я сегодня постился, я сегодня кому-то помог, какой я хороший.

Итак, друзья, когда мы становимся на молитву, помним, что Господь примет любую молитву, любую. И радуется уже тому, что человек вспомнил, что есть Бог, и что к Нему нужно обратиться в молитве. Но для того, чтобы эта молитва была более результативной, для того, чтобы эта молитва была более совершенна, именно этот прибор должен научить нас правильной молитве. И в постоянном упоминании, что когда мы становимся на молитву, Господь особенно становится возле нас.

Даже в несовершенной молитве, Господь у нас.

Тем более, когда человек знает свои ошибки, свои грехи, своё несовершенство, Господь поддерживает, Господь помогает и пытается дать человеку силы, чтобы он, даже поглядывая на своё несовершенство, не отчаивался. Чтобы она двигалась к спасению, к совершенству во Христе.

Помним об этом.

И если иногда чувствуем, что наша молитва не приближается к идеальной, просим у Бога и об этом, чтобы Он научил нас правильно молиться. В частности, правильно видеть себя, правильно видеть и оценивать свои заслуги и правильно обращаться к Нему. Не потому, что Господу это было нужно. Нет, это нужно нам.

В том-то и основное мнение этого отрывка, что фарисей выставлял свои заслуги так, словно он что-то сделал для Бога. Ну, что человек может сделать для Бога? Бог самодостаточен. Бог – источник всех благ, всего добра для нас и с вами.

И поэтому правильный способ молиться в этом Евангельском отрывке для нас служит именно мытарь, который не смог поднять глаза на небо, но только говорил: «Боже, будь милостив, ко мне грешному».

Это учит и нас быть милостивыми к тем, кто, возможно, поступил по отношению к нам нехорошо.

То есть в семье, с соседями бывает так, что поссоримся. Но мы должны искать пути для того, чтобы понимая своё несовершенство, понимая несовершенство другого человека, стараться продвигаться в пути совершенствования и себя, в пути совершенствования и других людей.

Итак, дорогие друзья, вступая понемногу в период Великого Поста, посмотрим на окружающих, которых мы видим с вами каждый день, сталкиваемся с людьми, посмотрим на них милостиво, помня, что все мы призваны попросить у Бога сил, помощи для того, чтобы вести христианскую жизнь, для того, чтобы стать лучше, быть христианами не только по названию, но и по жизни.

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Вселенский Патриарх встретился с Президентом Макроном

Вселенский Патриарх Варфоломей имел официальную встречу в понедельник утром, 22 апреля с Президентом Французской Республики Эммануэлем Макроном, который принял...

Актуально