Суббота, 27 апреля, 2024

Евангельский рассказ побуждает нас искать Христа даже тогда, когда кажется, что Он отошел от нас – Епифаний

Must Read

Евангельский рассказ побуждает нас искать Христа даже тогда, когда кажется, что Он отошел от нас, удалился – потому что если будем искать, то обязательно найдём. Это особенно важное руководство для нашего времени, когда от горя и страданий много тех, которые обращаются к Богу.

Об этом говорилось в проповеди Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания в восьмое воскресенье после Пятидесятницы.

Сегодня мы слышим из Евангелия рассказ о чудесном насыщении пятью хлебами пяти тысяч. В память этого события в Церкви установлен богослужебный обычай, применить пять жертвенных хлебов-просфор для приготовления к совершению Божественной литургии. Также на вечернем богослужении в канун праздников, когда совершается лития, мы имеем обычай благословлять пять хлебов, а о чудесном насыщении Господом Иисусом Христом пятью хлебами упоминается в самой литийной молитве.

Итак, среди многих совершенных Спасителем чудес это чудо поучительное. Ибо оно должно не только прямое назначение помочь голодным и нуждающимся получить пищу, но и наполненное внутренним духовным содержанием. А чтобы лучше понять это содержание, следует обратить внимание на контекст события, о котором мы сейчас рассуждаем.

Чудо насыщения хлебами, как и всякое истинное чудо Божие, происходит не вдруг и не случайно. Господь не раздаёт чудесно приумноженный хлеб случайным прохожим или просто одной из толп, часто окружавших Его во время путешествия по иудейским городам.

Когда ученики Иоанна Крестителя принесли печальное известие о казни пророка, Спаситель, как свидетельствует Евангелие, «отплыл оттуда на лодке в безлюдное место один; а народ, узнав, пошел за Ним из городов пешком» (Мф. 14:13). Следовательно, те, кто позже получит в руки для насыщения чудесно приумноженный хлеб – это люди, которые сознательно искали Господа Иисуса Христа, которые последовали за ним даже в безлюдном месте, имея желание видеть Его и слышать Его науку.

Обратим внимание на важный момент: Иисус удаляется от людей, плывя в одиночестве лодкой в ​​безлюдное место, но те, кто верит, что Он действительно есть Христос, что Он ожидаемый ими Мессия, идут за Ним, ищут его. Почему этот момент важен? Потому что он даёт объяснение, как нам следует действовать тогда, когда мы сами чувствуем, что оставлены Богом.

Разве в нашей духовной жизни не бывает так, что нас словно окутывает чувство оставленности? Когда мы молимся – нет ответа на нашу молитву. Когда мы просим – но не получаем того, чего ждём. Когда в нашу жизнь врывается горе из-за потери родных и близких или по каким-то другим подобным трагическим обстоятельствам. В такие моменты наша вера подвергается испытанию, потому что зло мира этого предстаёт перед нами как бы в полный рост, а Христос будто отдаляется от нас так, как Он отплыл от людей на лодке.

Отплыл именно тогда, когда распространилось известие о казни владыкой Иродом известного и почитаемого народом пророка Божьего Иоанна Крестителя. В этом деянии зло снова предстаёт, словно в полный рост. Оно словно говорит каждому: смотри на мою силу! Кто ты против меня, если даже пророк не получил защиты? Бог не защитил святого Своего от беззаконной смерти по желанию развратной женщины – разве от такого Бога ты, грешник, можешь ожидать защиты? Не ищи от Него защиты и помощи, потому что Он даже не помог пророку Своему.

Вот с какими обольстительными мыслями подступает зло в то время, когда Спаситель удаляется. И у человека есть выбор: кого следует послушать? Когда сила Божия явна, видима, наглядна, тогда легко верить в Господа. Но если зло, кажется сильнее, а Господь будто отступает – не поколеблется ли наша вера, не склонится ли сердце к притворной силе?

От этих соображений перенесшись в другое, более позднее время, мы можем вспомнить, как Спаситель обличает народ, шедший за Ним, в лукавстве: «истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6:26). В шестой главе Евангелия от Иоанна мы читаем, как Христос проясняет людям, что не чудесного насыщения хлебом, над которым они не работали, нужно искать, а следует исполнять волю Божию, а именно – веровать в Него, как в Мессию. «Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру – говорит Христос. – На это сказали Ему: Господи! Всегда давай нам этот хлеб. Иисус сказал им: Я есмь хлеб жизни; кто приходит ко Мне, не будет испытывать голода, и верующий в Меня никогда не будет жаждать. Но Я сказал вам, что вы хоть и видели Меня, но не веруете. (Ин. 6:33-36).

Вот эти слова Евангелия дают нам лучшее и более полное понимание духовного значения чуда насыщения пятью хлебами пяти тысяч. Когда Христос удаляется – народ, который, очевидно, тоже услышал об убийстве пророка, не покидает Спасителя, но наоборот, ищет Его. Люди проявляют свою волю идти за Христом даже в отдалённое, необитаемое место, не имея уверенности в том, как всё сложится дальше.

Но последовавшие за Спасителем в ответ на проявление ими деятельной веры получают от Него не только наставление в истине, но и чудесное подкрепление телесных сил. Получают хлеб те, кто ради голода и размышлений о необходимости насытиться не оставил Христа, чтобы самому последовать за едой. Ради того, чтобы слышать слово Божие, они пожертвовали насыщением от пищи, но Господь всё равно насытил их, потому что сказано: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

Эти люди, которые последовали за Христом и целый день слушали Его, не надеялись на чудесное насыщение и не ради хлеба ушли, но ради истины. Однако, как мы вспоминали, позже, когда разошлась молва о чудесном накормлении нуждающихся, некоторые стали ходить за Христом не ради познания истины, а ради хлеба, в надежде, что и он сможет наесться без труда. Поэтому первым, проявившим веру и ушедшим в поисках истины без мысли о какой-то дополнительной пользе, Господь щедро подал всё необходимое, а вторым, даже зная о чудесах Божиих, все же требовали какого-то дополнительного знамения и искали не истины, а хлеб даром – Господь упрекает и разоблачает их лукавство.

Услышанный сегодня из Евангелия рассказ побуждает нас быть верными Богу не только в добрых обстоятельствах, но и в испытаниях. Не ради благословения материальным благополучием мы должны следовать за Христом, не ради хлеба без труда, но следовать за Ним потому, что Он возвещает истину, дающую жизнь вечную.

Евангельский рассказ побуждает нас искать Христа даже тогда, когда, кажется, что Он отошел от нас, удалился – потому что если будем искать, то обязательно найдем. Это особенно важное руководство для нашего времени, когда от горя и страданий много тех, которые обращаются к Богу. Но в то же время есть и отчаявшиеся, ломающиеся, сетующие, когда видят силу зла. А Христос для них будто «удалился в безлюдное место». Кто не потеряет веру, не соблазнится – тот станет сильнее, и от Бога получит не только то, на что надеется, но ещё больших и неожиданных благ.

Поэтому желаю всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы мы, независимо от внешних обстоятельств, были верны Христу не ради хлеба насущного, который Он действительно подаёт нам, но ради истины, которая даёт нам жизнь вечную.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

СБУ: Осужден информатор ГРУ, который шпионил по артиллерии ВСУ на Николаевщине

По материалам Службы безопасности реальный срок заключения получил ещё один информатор военной разведки России. Злоумышленник собирал разведданные о дислокации...

Актуально