Воскресенье, 28 апреля, 2024

Херсонес находится на личном контроле Путина – эксперт Крымской платформы

Must Read

Важной составляющей комплекса проблем, обсуждаемых в пределах Крымской платформы, является судьба культурного, в частности археологического, наследия Крыма под российской оккупацией.

Крымская платформа — инициированный Украиной международный координационный механизм для возвращения вопроса Крыма в повестку дня, защиты прав человека в Крыму и содействие деоккупации полуострова, укреплению европейской и глобальной безопасности.

Одной из самых ярких крымских археологических памятников является Херсонес Таврический и его хора (сельскохозяйственная округа), которые в 2013 году, накануне российской оккупации, были включены в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Херсонес Таврический – античный и византийский город в юго-западной части Крыма (на территории современного Севастополя).

В преддверии открытия Второго саммита Крымской платформы о судьбе Херсонеса под российской оккупацией АрмияInform пообщалось с Эвелиной Кравченко, археологом, экспертом сети Крымской платформы.

Эвелина Кравченко – археолог, сотрудница Института археологии Национальной академии наук Украины, на протяжении 15 лет работала в Крыму. Эксперт сети Крымской платформы, специалист по культурному наследию, охране памятников в Крыму во время оккупации полуострова Российской Федерацией.

— Чем Крым так важен в плане археологического наследия, что вопросу археологии на Крымском полуострове важно уделять пристальное внимание?

— До оккупации Крым являлся огромной рекреационной зоной. Мы не вполне даже умели популяризировать его значение как уникального природного и культурного памятника непосредственно в Украине. В плане археологии это исключительный уголок Ойкумены, где оставили следы десятков разных народов. Археологические достопримечательности Крыма невероятно разнообразны — от стоянок первобытных людей или могильников клеймных до кладбищ и поселений караимов. Это скифские, древнегреческие, римские, византийские, готские, гунские, хазарские, крымско-татарские монументы — даже просто перечислить все народы сложно.

После оккупации вопросы охраны культурного, археологического наследия Крыма приобрели особый вес из-за действий РФ на временно оккупированном полуострове.

— Какими были действия России в Крыму после оккупации в плане археологического наследия?

— Наиболее настоятельно встал вопрос Херсонеса Таврического. Ещё в 2013 году, накануне оккупации, Херсонес получил статус памятника мирового культурного наследия, был взят под охрану ЮНЕСКО. В результате практически все незастроенные части Севастополя получили охранный статус или статус земель со спецификой использования — так называемых буферных зон, прилегающих участков, получивших охранный статус.

Российские оккупанты решили не отказываться от приобретенного Херсонесом статуса памятника мирового наследия под охраной ЮНЕСКО, однако вскоре после аннексии попытались его «подрихтовать» под свои нужды. Они заявили, что оформят охранный статус памятника уже от имени России, однако при этом начали потихоньку ограничивать охранные мероприятия по памятнику мирового культурного наследия. Они начали повышать высотность домов, начали строительство и т.д.

— То есть Херсонес так важен для россиян именно из-за статуса достопримечательности мирового культурного наследия на международном уровне, и земельного вопроса на уровне местном.

– Так и есть. Однако Херсонес – это очень многогранный вопрос. Есть не менее важные, а для России даже более важные составляющие — политическая, идеологическая, военная. Херсонес и его хора – близлежащие сельскохозяйственные окраины – это большая часть Севастополя, являющегося базой черноморского флота РФ. Соответственно, военные и вопросы безопасности для России там чрезвычайно важны.

Впрочем, идеологический вопрос для России ещё более значим. Мы рассматривали и рассматриваем Херсонес Таврический как античный и средневековый памятник мирового наследия — древнегреческий, древнеримский и византийский. Она важна в контексте мировой истории и истории Украины как определённый объект со строительными остатками и останками материальной культуры. Она дошла до нас в относительно сохранившемся виде — с давней топографией, с древними ландшафтами, почти незастроенной охранной зоной и т.д. В Херсонесе можно увидеть строительные остатки примерно в том виде, в каком их покинули на момент упадка города и прекращение жизни на городище. Для человечества и Украины Херсонес — это свидетель древних эпох, Античности и Средневековья.

Что касается России — она решила использовать Херсонес в идеологических целях, и сместить акценты. Из памятника античной или византийской из него начали делать памятник, прежде всего религиозный, христианский, православный. Причём даже не в измерении византийской ортодоксии времен Средневековья, а в формате «русского православия» — на Херсонес попытались натянуть некую «фофудью» «русского мира». Эта идея «русского православия» имеет всё меньше общего с подлинным христианством. После оккупации Крыма российские пропагандисты и церковные деятели начали утверждать тезис, что «русское православие» происходит непосредственно из Херсонеса в Москву, минуя даже Киев и Крещение Руси.

Логика там просто «железная» — креститель Руси князь Владимир крестился в Херсонесе, русское московское православие ушло из Херсонеса. О том, что Владимир был киевским князем, из Киева отправлялся в Корсунский поход и потом в Киеве же крестил киевлян, а уже оттуда и жителей всех подвластных ему городов, русские пропагандисты предпочитают не вспоминать.

— То есть, в Херсонесе во время российской оккупации важную роль играет Русская православная церковь?

— Да, ещё министерство обороны российской федерации. Если церковь отвечает за «духовные скрепы», то российские минобороны за политико-идеологические, а также за финансирование масштабных строительных работ вокруг Херсонеса. Именно министерство обороны России является основным исполнителем работ, происходящих на памятке. Остальные же организации работают на подряде российского минобороны, в том числе и археологические экспедиции.

– Интересный симбиоз – Русская православная церковь и министерство обороны РФ – как им удается находить общий язык?

– Очень легко. Как я уже отмечала, так называемое московское православие имеет очень мало общего с подлинным христианством. Это проникнутая культом смерти и войны идеология. Жуткий болотный цвет храм вооруженных сил РФ, который построили вблизи Москвы, наглядно это доказывает.

Судя по всему, что-то подобное, если не хуже, они планируют и в Херсонесе только в ещё больших масштабах. То, что планируется построить по проекту «Новый Херсонес», это нечто гигантское и монструозное. В рамках охранной зоны планируют построить новый музейный комплекс, в котором особое внимание уделяется созданию музея христианства. Планируемые огромные постройки своим ансамблем полностью искажает исторический ландшафт древнего города, они станут архитектурной доминантой пространства.

Поговаривают, что современные постройки заповедника Херсонес Таврический хотят передать монастырю. Именно поэтому в процессе так активно вовлечена православная церковь.

— А что же на этот счет думают и делают ученые – профессиональные археологи?

— Ученые фактически действуют на подряде в минобороны. Были определенные попытки протестов в начале работ, после чего сменили руководителя экспедиции и исполняющую организацию — и больше вопросов не возникало. Ученые не являются влиятельной самостоятельной силой — они выполняют то, что им предписывают. Поскольку из них требуют всё сделать очень быстро, то раскопки проводили экскаватором, что является вопиющим нарушением. То есть финансирование решило все вопросы: кто платит, тот и заказывает музыку. А это минобороны России и Московского Патриархата.

Вообще есть веские основания полагать, что вся деятельность вокруг Херсонеса находится на личном контроле Владимира Путина. Судя по всему, Владимир из питерской подворотни очень хочет приблизиться по своему значению в истории к киевскому князю Владимиру Святому.

— Что в таких условиях может сделать Украина?

— Лучше, конечно, освободить Крым. А до этого необходимо тщательно мониторить ситуацию, собирать и подавать все материалы по ситуации в Крыму, и в частности вокруг Херсонеса, в штаб-квартиру ЮНЕСКО. Российские оккупанты вынуждены реагировать на это — показывать свои работы, уверять, что все найденные артефакты после раскопок остаются в крымских музеях и т.д. Это важно для Украины, украинских учёных с точки зрения имиджа — мы стоим на правильной стороне, соблюдая нормы международного законодательства. Мы представляем ту сторону, которая защищает памятник, а не уничтожает его.

Это подразумевает международное научное сообщество. Это понимает международное памятник охранное сообщество. И это понимают сознательные крымские учёные, которые находятся в Крыму и ждут увольнения. Последовательная позиция Украины по охране памятника обязательно рано или поздно играет очень позитивную роль.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Австралия предоставит Украине пакет военной помощи на $100 миллионов (Видео)

Вице-премьер-министр – министр обороны Австралии Ричард Марлз анонсировал новый пакет военной помощи Украине стоимостью 100 миллионов долларов США. Об этом...

Актуально