Вторник, 28 мая, 2024

Инструментализация религии в светском государстве: Как российская пропаганда манипулирует чувствами верующих

Must Read

Как с помощью фальшивой трактовки, дискредитации, подмены понятий и других тактик, орсийский агитпроп использует православие как мягкую силу против Украины.

Российская православная церковь (РПЦ) безапелляционно поддерживает войну России против Украины. РПЦ принимает участие в депортации украинцев с оккупированных территорий и собирает средства в помощь российской армии. Патриарх Кирилл считает, что гибель русского солдата на этой войне позволяет ему избавиться от всех грехов. Ему радостно вторит Украинская Православная Церковь, которая находится в канонической связи с РПЦ. Агитпроп неоднократно ссылался на религию, чтобы оправдать российское вторжение в Украину.

Как пропаганда использует религию – и в частности русское православное христианство – в своей риторике? Какими тактиками она пользуется? Почему российский политический режим инструментализует религию для светских целей? Объясняет детектор.media.

Задолго до того, как Россия вторглась в Украину, Кремль применял против украинцев опасное оружие – мягкую силу религии. Речь идёт о способности влиять через убеждение и аргументацию, а не через принуждение или насилие. Мягкая сила — это о культурных, экономических и образовательных рычагах, а также дипломатии и разнообразной институциональной помощи для формирования позитивного восприятия государства, повышения его глобального влияния и авторитета. Русская православная церковь — одна из разновидностей мягкой силы, а усиление её религиозного превосходства служит геополитическим целям Кремля.

После реформ Горбачева в 1980-х годах Россия претерпела значительные трансформации в политическом и религиозном секторах. Российское православие, в советское время, преследуемое и почти исключенное из публичной сферы, под властью Путина получило большой вес, и сегодня играет значительную политическую роль в российском обществе. До 2014 года Путин ссылался на православную религию украинцев и россиян как один из элементов нарратива о необходимости геополитического присоединения Украины к России. Пропаганда спекулирует на теме религии, опираясь на традиционную триаду культуры-языка, чтобы доказать «единство» россиян, украинцев и белорусов.

Путин продвигал Русскую Православную Церковь и её ценности, будто защищая русское общество и цивилизацию от «прогнившего Запада». А на самом деле – чтобы усилить свой авторитарный режим. Это напоминало имперскую тройку царя Николая I – «православие, самодержавие и народность». Вскоре после аннексии Крыма Путин подчеркнул, что на полуострове святой Владимир, князь Киевской Руси (980–1015), был крещён «по православной церемонии, определившей общую основу культуры, цивилизации и человеческих ценностей», которые якобы объединяют народы России и Белоруссии. Мягкая сила Путина превратила общие религиозные истоки и Крещение Руси в пропагандистский аргумент, что Киев и Москва имеют общую религию, ценности и идентичность.

Хотя официально российская конституция разделяет церковь и государство, де-факто РПЦ является массивным политическим игроком, контролируемым правящей партией и лично Путиным. Глава РПЦ Патриарх Кирилл регулярно встречается с российскими чиновниками (в частности, Путиным), ретранслирует пропагандистские месседжи «русского мира» и формирует положительное отношение к действиям Кремля. К примеру, ещё в 2009 году Московский Патриарх Кирилл (Гундяев) заявлял, что только «русский мир» (один из краеугольных камней российской пропаганды) может стать сильным субъектом глобальной международной политики и что он сильнее любых политических альянсов. Православная церковь укрепляет власть России и её позицию против Запада, особенно в условиях нынешней войны. Патриарх Московский Кирилл освятил войну России против Украины, осуждая разъединяющие славянские народы «силы зла» и любую «капитуляцию или слабость» в борьбе с западными «ценностями» на войны против Украины.

Определенный сегмент украинских клириков и политиков систематически подыгрывал российской пропагандистской машине. Вспомним одиозного Пашу Мерседеса, Митрополита Украинской Православной Церкви, который называл полномасштабное вторжение России «войной Америки и России до последнего украинца», радовался оккупации Херсона, а также вторил российской пропаганде, что якобы российские войска «лупанули по тем лабораториям», что аж от них пыль разлетелась…». За год до полномасштабного вторжения Паша Мерседес снимался в православном сериале подсанкционной Оксаны Марченко, супруги Виктора Медвечука. Что не так с проектом «Паломница», мы подробно разбирали здесь.

В мае 2015 года, когда тогдашний Президент Украины Петр Порошенко призвал собравшихся в сессионном зале Верховной Рады почтить память погибших на войне, поднялся весь зал, кроме трёх священников Московского Патриархата. Позже Митрополит Онуфрий сказал, что таким образом они выразили протест против войны. В конце концов, вспомним, кто был одним из «кошельков» Украинской Православной Церкви — Вадим Новинский, пророссийский политик и государственный предатель, которого агитпроп причудливо окрестил «олигархом-дьяконом». Кроме того, в некоторых церквях УПЦ отказывались отпевать павших украинских воинов, такие случаи были неединичными. А совсем недавно в одном из храмов УПЦ в Хмельницком священнослужитель и верующие избили военного.

Почему эти кейсы так опасны, и какие угрозы за ними кроются?

Россия инструментализирует церковь и религию, потому что выполняют не менее пяти ключевых функций, которые помогают авторитарному режиму Путина удержаться на плаву:

  –   Контроль за массами. Пропагандируя определенную религиозную доктрину, авторитарный режим регулирует поведение верующих, подавляет инакомыслие и поддерживает социальный порядок.

  –   Ужесточение авторитета лидера. Благодаря вере или религиозному институту пропаганда изображает авторитарных лидеров как имеющих божественный мандат «высших сил» на своё правление.

   –  Отвлечение внимания от политических и экономических проблем. Уделяя много внимания религиозным вопросам, пропаганда отвлекает население от неотложных «мирских» проблем — коррупции, притеснений свободы слова, бедности или неравенства.

   –  Расширение международного влияния. Пропагандируя определенную веру или поддерживая религиозные учреждения в других странах, режим оказывает влияние и поддержку среди других религиозных общин.

   –  Мобилизация поддержки политического режима. Пропагандируя определенную религиозную идеологию, пропаганда создаёт ощущение сплоченности и солидарности среди своих приверженцев.

Ниже рассмотрим ряд тактик, к которым прибегает российская пропаганда.

Пропаганда жертвы

Эта тактика предполагает изображение личности или группы как жертв несправедливого отношения, угнетения или преследований, независимо от того, являются ли они на самом деле. Российская пропаганда часто изображает прихожан и священнослужителей Украинской Православной Церкви (УПЦ) как мучеников за правду, которых в Украине преследуют по религиозному признаку. Противостояние УПЦ и украинской власти, по версии пропагандистов, обострилось в период получения томоса об автокефалии в 2018 году, ведь «церковь Порошенко начала захватывать храмы УПЦ». По версии агитпропа, Служба безопасности Украины неоправданно возбуждает уголовные дела против духовенства УПЦ, проводит обыски у епископов и священников, в храмах и монастырях, ища доказательства их деятельности, направленной против Украины. Их якобы заставляют публично осуждать Патриарха Кирилла (о нет!) и способствовать победе Украины в борьбе против России.

С помощью этой тактики Россия стремится вызвать сильные чувства к «пострадавшим» верующим (сострадание, симпатию) и ярость к их «угнетателям». Эту тактику часто используют пропагандисты, чтобы отвлечь внимание от собственных неправомерных действий и демонизировать оппонентов. К примеру, Президента Зеленского и его «безбожную» политику по УПЦ российский агитпроп сравнил с «проявлениями дьявола».

Фальшивая трактовка

Это тактика вывода ложного вывода из реальных оснований посредством подергивания фактов, необоснованных доводов и попытки «подогнать» их под выгодную трактовку. С помощью этой тактики российский агитпроп доказывает, что украинская власть систематически пыталась разъединить украинский и российский народы: «Верующие — часть одного народа. Как и Православная церковь, которая действительно единственная».

Фактически имеем дело с повторением (но не в политическом, а в религиозном смысле) месседжа об «одном народе», искусственно разделённом; у россиян, украинцев и белорусов якобы общие культурно-исторические корни — «Древняя Русь, древнерусский язык и православная вера». Подобные заявления обесценивают украинскую субъектность и суверенитет. А также всячески пытаются вернуть Киев под власть Москвы. Эти месседжи предлагают ложное видение прошлого, а значит, навязывают искаженное видение будущего.

Теория заговора

Этой тактике характерно трактовать события сквозь призму тайного сговора влиятельной группы людей. Пропагандисты предостерегают: происходящее сегодня в Украине напоминает «шабаш и подлинную религиозную оргию». Политика Украины относительно УПЦ продиктована Пентагоном, который намеренно пытается расплодить всевозможные секты, культы, эзотерические учения магов, волшебников и экстрасенсов, ведь этими «религиозными субъектами» легко управлять. К примеру, их можно вынуждать совершать «террористические акты» на Крымском мосту или на территории России.

Этот пропагандистский приём призван отвлечь от реальной ситуации, скрыть истинные причины и последствия, навязать конспирологическую версию.

Дискредитация

Российская пропаганда пытается дискредитировать своих «конкурентов» — Православную Церковь Украины: клеймит их «раскольниками» и всячески подвешивает их авторитет.

По версии агитпропа, сразу после своего создания ПЦУ получила первые официальные поздравления от Госдепартамента США и американского посольства. В то же время, посол США по вопросам международной религиозной свободы Браунбек и американский посол в Греции Джеффри Пайетт, который с 2013 по 2016 годы был послом в Украине, посетили гору Афон и предстоятелей церкви, призвав их признать ПЦУ; посол Волкер и госсекретарь Помпео не раз встречались с Епифанием. Как уверяют российские пропагандисты, всё это якобы указывает на то, что ПЦУ была составной частью американской политики в Украине. Манипулируя значениями фактов (приветствием Госдепа и посещением горы Афон), агитпроп пытается в очередной раз обесценить победу Украины.

Этот месседж, несмотря на абсурдные параллели, резонирует с повторяющимся пропагандистским месседжем, что Украина, будто во всём следует Западу. А также за украинцев всё решают «западные кураторы». Даже то, в какого Бога верить.

Подмена понятий

Пропагандисты искусственно заменяют общеупотребительные понятия, в большинстве своём негативные, на те, которые воспринимаются нейтрально или положительно. Мы писали об этой тактике раньше. Ярким примером подмены понятий является использование ново языка, цель которого скрывать факты, смещать акценты, смягчать месседжи и отвлекать от серьезных проблем.

Во время рождественских праздников восточного обряда Россия «великодушно» предложила ввести режим тишины, чтобы продемонстрировать христианское милосердие и прекратить бои. «Украинцам протянули руку христианского милосердия на Великий Праздник. Их руководители её отвергли. Думаю, большинство наших военнослужащих, участвующих в СВО (то есть войне против Украины. — Авт.), спокойно выдохнули, услышав отказ главных украинских клоунов прекращать огонь на Рождество. Меньше проблем и лукавства», — резюмировал заместитель председателя Совбеза России Дмитрий Медведев.

Лукавство — использовать Рождество (а также новогодние праздники или жатву) как повод дезориентировать: ещё жестче обстреливать позиции украинских военных и жилые кварталы, призывая к уважению православной религии. Цинизм пропаганде добавляет то, что, несмотря на «христианские ценности» российских войск, они уничтожили или повредили полтысячи религиозных сооружений в Украине.

Российское православие и общественное мнение украинцев

Полномасштабное вторжение перечеркнуло постепенный сценарий отхода от российского варианта православия, запущенный в 2018 году предоставлением автокефального статуса украинской церкви. Учитывая ситуацию, у Украины нет ни времени, ни причин ждать, пока клирики сами уладят споры: государство заставляет их активно самоопределяться, а лояльность к Москве в условиях военного времени наказывается законом.

По данным платформы для работы с открытыми данными Опендатабот, с начала 2023 года почти семь десятков храмов перешли к ПЦУ, ещё 8,5 тысяч остаются в УПЦ.

Украинских верующих все больше отталкивает близость РПЦ и УПЦ с Путинским режимом. По данным КМИС, за год до полномасштабного вторжения 18% украинских верующих идентифицировали себя как прихожан УПЦ. А в июле 2022 года — всего 4%. За этот период показатели ПЦУ выросли с 34% до 54%. Как свидетельствуют опросы общественного мнения КМИС, 78% украинцев считают, что государство в той или иной степени должно вмешаться в деятельность Украинской православной церкви Московского Патриархата. Среди них 54% считают, что это религиозное учреждение должно быть полностью запрещено в Украине.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Священник ПЦУ назвал информационным прорывом визит ВСЦиРО в Бразилию

Украинским религиозным деятелям, побывавшим с адвокационным визитом в Бразилии, удалось совершить настоящий информационный прорыв, рассказав и пасторам, и политикам,...

Актуально