Суббота, 18 мая, 2024

“Как воплотят это решение – неизвестно”. Религиовед о запрете на Буковине церквей, связанных с Россией

Must Read

Решение Черновицкого областного совета о запрете на территории области религиозных организаций, имеющих доказанную каноническую связь с Россией, является пожеланием депутатов и отвечает настроениям общества.

Однако чтобы такое решение заработало в каждой области, его должны принимать на уровне Верховной рады и президента.

Об этом в комментарии «Общественному» рассказал религиовед, доктор философских наук Александр Бродецкий.

Нужно анализировать устав каждого прихода

Бродецкий говорит, что религиоведы уже проводили экспертизу Украинской Православной Церкви в целом и действительно засвидетельствовали, что эта церковь до сих пор остаётся в церковно-канонической связи с Русской Православной Церковью – “будто бы её частью”.

Впрочем, по украинскому законодательству каждый религиозный приход является отдельной религиозной организацией. Следовательно, чтобы определить связь с Россией, нужно проводить экспертизу устава каждой общины.

В Верховной раде зарегистрировали два альтернативных законопроекта, которые касаются деятельности церквей на территории Украины, говорит Бродецкий. Это законопроект народного депутата Княжицкого и правительственный законопроект Премьер-министра Дениса Шмыгаля.

Областной совет в своём решении планирует обратиться к правительству, чтобы депутаты быстрее всего приняли законопроект Княжицкого. Бродецкий считает его более радикальным. В частности, в одном из пунктов законопроекта говорится о запрете иностранных религиозных организаций, поддерживающих вооруженную агрессию против Украины, например, из-за выступлений руководителей.

В то же время о проведении религиоведческой экспертизы каждого прихода говорится в проекте Шмыгаля.

“Это будто прозрачный путь, хотя он сложен и многие скажут, что далёк от воплощения. Но в том, что предлагает областной совет, пока не видно реального механизма, как это будет воплощаться в отношении конкретной общины, особенно у нас на Буковине”.

Бродецкий говорит, единственный возможный путь запрета деятельности церквей, связанных со странами-агрессорами, – устанавливать, что устав конкретных приходов связан, например, с УПЦ, которая согласно религиоведческой экспертизе находится в юрисдикции Москвы, даже пусть завуалирована. Тогда религиозная община получит предписание устранить эту каноническую связь. Если община этого не сделает – дело может рассматриваться в суде.

Реального влияния решения областного совета нет

Бродецкий называет решение областного совета более декларативным и отвечающим настроениям общества.

“Общество в своей массе не хочет видеть никакой связи со страной-агрессором. Однако это большее пожелание наших депутатов, чем то, что заработает здесь и сейчас. Хотя в решении рекомендуют областной администрации рассмотреть имущественные вопросы, но без решения на государственном уровне вряд ли что-нибудь изменится”, – рассказывает Бродецкий.

В то же время религиовед считает, что нужно, чтобы общины самостоятельно принимали решения и переходили в Православную церковь Украины.

“В Украине есть такие примеры, на Буковине их меньше. Но это достаточно продуктивный процесс – пытаться доносить до людей, когда в Украине с 2014 года идёт война – это моральный нонсенс оставаться в структуре, которая целым рядом нитей – моральных и идеологических, связана с Москвой”.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Украина призывает мусульманские страны принять участие в Саммите мира в Швейцарии

Заместитель Председателя Верховной Рады Елена Кондратюк подчеркнула, что для Украины будет важно участие Азербайджана в Саммите мира, который состоится...

Актуально