Предстоятель автокефальной Украинской Православной Церкви в воскресенье, 26 февраля, возглавил в кафедральном Свято-Михайловском Златоверхом соборе Великую вечернюю с Чином прощения.
Вместе с Блаженнейшим Митрополитом Епифанием молились Архиепископ Луганский и Старобельский Лаврентий, Наместник монастыря Архиепископ Вышгородский Агапит, Епископ Васильковский Ефрем, братия обители и приглашенное духовенство, сообщает пресс-служба ПЦУ.
В завершение службы Его Блаженство произнёс первосвятительское слово и попросил прощения у всех присутствующих в храме.
Дорогие Владыки и отцы, братья и сестры! Слава Иисусу Христу!
Как только мы преподнесли особую молитву с просьбой к Богу благословить наш пост. О чём это должно нам напоминать?
О том, что не всякая молитва, не всякое богослужение и не всякий пост угодны Богу. Ведь могут быть и длительные моления, и пышные многочасовые служения, и строгие посты с наложением на себя многих ограничений – но Бог может отвергнуть всё это, если по этой форме нет должного наполнения.
Послушаем, что Сам Всевышний говорит людям через пророка Исайю: «Для чего Мне множество жертв ваших? – говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями баранов и жиром откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите предстать пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новолуний и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! […] И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете мольбы ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, заступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, – говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как шерсть убелю» (Ис. 1:11-13,15-18).
Итак, в этих словах Господь предупреждает, что молитвы и богослужения, внешнее исполнение предписаний закона и духовной традиции, если все это не сочетается с делами правды, с милосердием к ближним – такие молитвы, служения и посты не согласны Всевышнему. Так сказано и в словах покаянного псалма: «Ибо если бы Ты пожелал жертвы, принёс бы я: всесожжения Ты не желаешь. Жертва Богу есть дух смиренный, сердцем скорбящим и смиренным Ты не презираешь» (Пс. 50:18-19).
Поэтому, входя в пост, мы просим, чтобы Господь помог нам сделать его действительно плодотворным. Просим, чтобы наши молитвы Он милостиво выслушал, чтобы служение наши – принял. Чтобы форму поста, которую представляет нам Церковь как образец, каждый из нас наполнил соответствующим содержанием: слезами покаяния и пламенной искренней молитвой, золотом учения в словах Евангелия, жемчугом жертвенной любви и драгоценными камнями добрых дел.
Господь грозно предостерегает нас от соблазна соблюдать только внешнюю форму Его почитания, но в то же время Он вдохновляет нас обещанием быть милостивым, если мы действительно будем проявлять раскаяние и желание исправиться. Какими бы тяжелыми ни были наши грехи, как бы мы не привыкли к неправедной жизни – Бог обещает нам Свою всесильную помощь. «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красные, как пурпур, – как шерсть убелю» – говорит Он через пророка.
Поэтому и мы, входя в дни Великого поста, с одной стороны остерегаем себя от того, чтобы он не сводился к ограничениям в пище или другим формальным вещам, но был наполнен содержанием. А с другой стороны – подбадриваем себя надеждой, что если приложим собственные усилия, то Господь придаст нам духовные силы, укрепит нас в вере, очистит через покаяние, обновит и исправит.
Чтобы действительно достойно совершить пост среди разных его условий, мы имеем одно, на котором сегодня Церковь особо подчеркивает – условие прощения винов наших ближних. Об этом напоминает нам и чтение из Евангелия, которое мы слышали на литургии, об этом напоминают нам слова молитвы Господней: «Прости нам вины наши, как и мы прощаем виновникам нашим». Напоминает об этом долге и притча о немилосердном заемщике, который сам умолял царя простить ему безвозмездный долг, а ближнему своему гораздо меньший долг не пожелал не только простить, но даже предоставить отсрочку выплаты.
У каждого из нас есть вины перед Богом и ближними. Нет человека, который бы жил – и не согрешил. Поэтому каждый человек нуждается в том, чтобы просить прощения в своих проступках, а также должен от сердца сам прощать.
Поэтому и я, зная о себе, что как человек мог чем-то обидеть кого-то из вас или другим способом провиниться – прошу у вас за всё это прощение.
Простите мне отцы, братья и сестры все, чем согрешил я, словом, делом или мыслью и всеми моими чувствами! Бог Своей благодатью и человеколюбием да простит и помилует всех нас!
Да благословит нас Господь на добрый пост! Аминь.
Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.